Региональный компонент в образовательной программе ДОУ "Детский сад № 1 "Ладушки"

Разделы: Работа с дошкольниками


В холодном суровом краю, где на карте обозначают Дальний Восток, есть Республика Саха (Якутия). В этом краю течет полноводная живописная река Алдан, на которой расположился поселок Усть-Мая. В центре поселка стоит наше дошкольное образовательное учреждение под названием “Ладушки” . Наш детский сад - это первое дошкольное учреждение в районе, открытое в 1937году. Его можно сравнить с небольшим уютным гнездышком, свитым умелыми руками педагогических работников. А наши воспитанники похожи на милых птенчиков, удобно расположившихся в этом наполненном любовью гнезде. В настоящее время здесь воспитываются 120 детей от полутора до семи лет, бок о бок русские и якуты, эвены, корейцы и азербайджанцы. В бесконечную страну знаний ведут детей двенадцать педагогов. Двое с высшей квалификационной категорией, восемь с первой, один со второй, и молодой специалист.

Дошколята проявляют себя в различных мероприятиях, раскрывают таланты в конкурсах, фестивалях, занимая призовые места. Во всем мы ощущаем поддержку родителей. Откликаются на все просьбы, помогают в создании предметно-развивающей среды, в подготовке и участии в выставках, ярмарках, праздниках. Облагораживают прогулочные площадки, красят малые архитектурные формы. Ежегодно детский сад награждается за лучшее благоустройство территории.

Содержание воспитательно-образовательного процесса выстроено в соответствии с программой “От рождения до школы” под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Внедряется парциальная программа физического воспитания для ДОУ РС (Я). На занятиях ритмической гимнастики идет апробация новых методов дыхательной гимнастики, элементов восточной гимнастики, для коррекции осанки на основе “Цигун”, элементов стретчинга.

Образовательная программа ДОУ разработана и реализуется в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Процесс воспитания и обучения осуществляется по десяти образовательным областям: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Художественное творчество”, “Труд”, “Здоровье”, “Физическая культура”, “Безопасность”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательного процесса, выстроена с учетом национального регионального компонента. Приоритеты мы отдаем проблеме нравственно - патриотического воспитания. Детский сад работает по проектной деятельности “Приобщение к народным истокам через ознакомление дошкольников с русской и якутской культурой”, главной целью которой является приобщение детей к материальной и духовной культуре народов, к его традициям, обычаям, воспитание любви и уважения к своему родному краю, к родному дому. Это очень кропотливый труд. Как мы внедряем педагогическую технологию? С детьми младшего дошкольного возраста ведется работа по русскому фольклору, с детьми старшего дошкольного возраста по якутской национальной культуре. Для малышей оборудован уголок русской избы, где хозяйка знакомит с ее убранством, приучает трудиться.

А зимними долгими вечерами рассказывает им русские народные сказки, разучивает потешки, играет в народные игры. Музыкальный руководитель показывает представления, используя кукольный и пальчиковый театр.

В группе старшего дошкольного возраста оборудован уголок якутской культуры. Так же оформлен иллюстративно – наглядный стенд патриотического воспитания “Единение”, где дети знакомятся с Российской и Якутской государственной символикой. Даже в самом оформлении заложен глубокий смысл единства народов. В центре - русская береза, символ России. И в Якутии береза является символом благополучия, процветания. Восходящее солнце – символ света, добра, тепла. Образовательная программа реализовывается в ходе непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей, педагогов и родителей, двигательно-оздоровительной работы. Все блоки включены в образовательный процесс. Реализовываются по следующим направлениям: краеведение; животный и растительный мир; краеведческие игры (подвижные, спортивные, настольные, имитационные); дидактические; музыкально-танцевальное искусство; устное народное творчество; одежда народа Саха; народные промыслы; национальные блюда. Дети познают мир через походы в природу, посещение краеведческого музея, к местам боевой славы, выставки народных умельцев. На занятиях по художественному творчеству дети узнают о происхождении якутской посуды и утвари, овладевают умениями рисования якутских орнаментов на силуэтах посуды, одежды, обуви, изготавливают чороны техникой папье-маше. Национальный колорит всегда присутствует в различных мероприятиях.

Особо хочется отметить проведение национального праздника Ысыах, как символа якутской культуры. С 1991 года он объявлен государственным праздником, символизирующим единение всех жителей национальной республики. Когда пробуждается природа, наступает долгожданное лето, по всей республике отмечают этот праздник. Накануне детям рассказываем о том, что издревле народ Саха с особой радостью встречает наступление короткого, но благодатного северного лета. И в день праздника поет песни, тойуки, состязается в силе, ловкости, проходит обряд очищения, заряжается энергией природы. Праздник укрепляет чистые помыслы, а Алгыс (обряд благопожелания) вселяет надежду на изобилие, благополучие, процветание. Проводится Ысыах и в нашем детском саду.

Родители участвуют в создании костюмов. Музыкальный руководитель и хореограф разучивают с детьми национальные якутские песни, танцы. Мальчики проявляют свою силу, ловкость в играх, таких как прыжки на одной ноге (кылыы), прыжки на двух ногах (куобах), перетягивание палки. Девочки демонстрируют красоту языком танца, национальной одеждой.

Завершается праздник круговым танцем Осуохай. Все участники, взявшись за руки, идут по кругу, чувствуя положительную энергию друг друга.

Идея проекта “ Крепыш севера”, инструктора по физической культуре заключается в том, чтобы посредством различных видов деятельности воспитывать в детях интерес к национальным видам спорта и событиям физкультурной и спортивной жизни республики; развивать физические возможности. Работа строится по принципу интеграции. Педагог разучивает с детьми игры, популярные у народов Саха, изготавливает атрибуты к ним. Проводит спортивные состязания между группами детей. Рассказывает о спортсменах Якутии, прославивших нашу Республику на высоких спортивных олимпах. Организовывает туристические походы. В образовательной области по художественному творчеству дети рисуют, лепят на спортивную тематику. В самостоятельной деятельности дети рассматривают альбомы, фотографии.

Как показывает практика, дети с интересом принимают активное участие во всех мероприятиях. Готовы к познанию истории народа.

Внедрение национального регионального компонента позволяет достичь определенных целей в познании и понимании детьми общечеловеческих ценностей. Воспитанием ребенка в среде национальной культуры, достигается цель его приобщения к красоте, добру и пониманию осознания уникальности самобытности коренных народов.

Особую значимость приобретает данный аспект в настоящее время. Поскольку 20 12 год объявлен Годом единения и дружбы народов. Республики Саха Якутия. Педагогический коллектив выстроил целостную систему основных мероприятий. В течение года планируется проведение тематических бесед, конкурсов рисунков, викторин по краеведению, конкурсов семей, день родных языков, фотовыставок, научно-практической конференции “Апросимовские чтения”, родительской конференции “В единстве наша сила”.