Информационные технологии на уроках биологии

Разделы: Биология


Цель: раскрыть механизм вдоха и выдоха, а также механизмы регуляции дыхательных движений.

Задачи:

Образовательные:

  • Разъяснить механизм вдоха и выдоха.
  • Сформировать понятие о жизненной емкости легких.
  • Сформировать представление о регуляции дыхательных движений.

Воспитательные:

  • Продолжить формирование физического воспитания через положительную роль физкультуры в развитии дыхательных мышц.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления через решение проблемы
  • Развитие речи при ответах учащихся на вопросы.

Оборудование: таблица «Строение дыхательной системы», мультимедийная презентация (Приложение 1), карточки с заданиями (Приложение 2).

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Понятие дыхательные движения и их причины
  • Механизмы регуляции дыхания.

Уметь:

  • Объяснять роль химических веществ в регуляции дыхания
  • Выявлять зависимость объема легких от частоты дыхательных движений.
  • Объяснять роль физических упражнений для увеличения ЖЕЛ
  • Анализировать и оценивать различную информацию в виде таблиц и схем, делать выводы на основе данной информации.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие (3 минуты)

2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос (5 минут)

  1. Какую роль в организме человека играет кислород?
  2. В чем заключается основная функция дыхательной с системы?
  3. Какими органами она образована?
  4. В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?
  5. Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?

Вывод: строение органов дыхания соответствует выполняемой им функции.

3. Изучение новой темы

1. Постановка проблемы. (5–7минут) побуждающий диалог к постановке проблемы. «Дыхание – значит жизнь». (Слайд 3)

Учитель: С чем у вас ассоциируется дыхание?

Ученик: Дыхание – это вдох и выдох.

Учитель: Вдох и выдох – это дыхательные движения. Издавна ученых и врачей интересовала причина вдоха и выдоха. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих эту гипотезу: 1. Воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку; 2. Легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а, сжимаясь, выталкивают его (выдох) С какой гипотезой вы согласны и почему?

Ученики: предлагают свои ответы.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Ученики: Данные гипотезы части верны: воздух поступает в легкие, потому что они способны изменять свой объем.

Учитель: Но легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они способны расширяться и сжиматься. Почему легкие способны изменять свой объем? (Слайд 4)

Составление конспекта урока в форме фишбоуна (Приложение 3)

Запись проблемного вопроса в «голове» фишбоуна.

2. Решение проблемы через диалог с учениками. (5 минут) Подводящий к решению проблемы диалог.

Ученики: Легкие обладают такой способностью благодаря эластичности тканей

Учитель Верно. Но почему они растягиваются?

Ученики. Из-за воздуха, который заполняет легкие.

Учитель: Но известно, что в момент расширения легких воздуха в легких мало, тогда что способствует растяжению эластичных стенок легких?

Ученики: Возможно, растяжению способствуют мышцы.

Учитель: Какие?

Ученики: Мышцы грудной клетки.

Учитель: Правильно, мышцы грудной клетки помогают расширению легких. Грудная клетка при сокращении межреберных мышц поднимается и легкие следуют за ней. Но почему легкие следуют за грудной клеткой? Давайте обратим внимание на модель легких.

Демонстрируется модель легких и принцип работы. (Слайд 5)

Рис. 1. Модель Дондерса:

а – экскурсия легких в конце выдоха; б – экскурсия легких во время вдоха Резиновая мембрана – диафрагма.

Рис. 2. Изменение внутрилегочного (1) и внутриплеврального (2) давления в процессе дыхания

Учитель: Проанализируйте график изменения давления и изменение объема легких в модели Дондерса и сделайте вывод. (Слайд 6)

Ученики: Легкие пассивно следуют за грудной клеткой, так как давление в плевральной полости ниже атмосферного. Основной мышцей участвующей в дыхательных движениях является диафрагма.

Учитель: в подтверждение этого факта рассмотрим, как происходит механизм вдоха и выдоха, используя учебник.

Организуется самостоятельная работа с учебником и составление фишбоуна. (7 минут) (Слайд 7, 8, 9)

Учитель: Механизмы вдоха и выдоха основаны на физических закономерностях.

Но что заставляет мышцы сокращаться? Как регулируется дыхание? Как и зачем измеряется дыхание? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к тем заданиям, которые есть у вас на столах.

Организуется групповая работа с заданиями. 3 группы работают с карточками разного уровня заданий. (10 минут).

Учитель: У вас на столах есть карточка с заданиями. (Приложение 2) Вы сейчас работаете с карточкой давая ответы на вопросы один из группы записывает ответы. На работу отводится 6 минут. После этого один из команды должен дать ответы на вопросы.

После работы в группах представители групп дают ответы на вопросы (Слайд 10)

Результаты работы в группах заносятся в фишбоун. (Приложение 3)

Учитель: Проанализируйте схему, составленную у нас в тетради, и сделайте выводы (выводы заносятся в «хвост» фишбоуна):

  1. Воздух попадает в легкие благодаря дыхательным движениям, которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма. Важную роль играет отрицательное давление в плевральной полости.
  2. Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим в дыхательном центре продолговатого мозга. На работу дыхательного центра оказывает влияние кора больших полушарий.
  3. На работу дыхательного центра оказывает большое значение содержание СО2 в крови. И межклеточном веществе.
  4. Мышечная активность повышает вентиляцию легких, так как физическая нагрузка способствует развитию мышц, участвующих в дыхании, а работающая ткань быстрее поглощает кислород.

Что наиболее значимо для вас из того материла, который мы изучили?
Оценки учащимся наиболее активно участвующих в решении проблем.

4. Закрепление (рефлексия) (5 минут).

Тест+взаимопроверка.

Выберите правильные утверждения:

  1. в плевральной полости отрицательное давление (ниже атмосферного)
  2. при вдохе объем грудной полости увеличивается, диафрагма опускается
  3. при выдохе объем легочных пузырьков увеличивается
  4. в усиленном выдохе участвуют брюшные мышцы
  5. основным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является гемоглобин
  6. при недостатке кислорода дыхание учащается
  7. центры вдоха и выдоха в продолговатом мозге разделены.

5. Домашнее задание (3 минуты).

Страницы 142–144, читать, составить рассказ по схеме в тетради, провести наблюдения: положить руку на грудь и сосчитать число дыхательных движений в 1 минуту в положении лежа, сидя, после 10 приседаний. Записать результаты, объяснить.