Цель: раскрыть механизм вдоха и выдоха, а также механизмы регуляции дыхательных движений.
Задачи:
Образовательные:
- Разъяснить механизм вдоха и выдоха.
- Сформировать понятие о жизненной емкости легких.
- Сформировать представление о регуляции дыхательных движений.
Воспитательные:
- Продолжить формирование физического воспитания через положительную роль физкультуры в развитии дыхательных мышц.
Развивающие:
- Развитие логического мышления через решение проблемы
- Развитие речи при ответах учащихся на вопросы.
Оборудование: таблица «Строение дыхательной системы», мультимедийная презентация (Приложение 1), карточки с заданиями (Приложение 2).
Учащиеся должны знать/понимать:
- Понятие дыхательные движения и их причины
- Механизмы регуляции дыхания.
Уметь:
- Объяснять роль химических веществ в регуляции дыхания
- Выявлять зависимость объема легких от частоты дыхательных движений.
- Объяснять роль физических упражнений для увеличения ЖЕЛ
- Анализировать и оценивать различную информацию в виде таблиц и схем, делать выводы на основе данной информации.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие (3 минуты)
2. Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос (5 минут)
- Какую роль в организме человека играет кислород?
- В чем заключается основная функция дыхательной с системы?
- Какими органами она образована?
- В каком органе дыхательной системы происходит газообмен? Каковы особенности строения этого органа?
- Как изменяется воздух в дыхательных путях? Почему надо дышать носом, а не ртом?
Вывод: строение органов дыхания соответствует выполняемой им функции.
3. Изучение новой темы
1. Постановка проблемы. (5–7минут) побуждающий диалог к постановке проблемы. «Дыхание – значит жизнь». (Слайд 3)
Учитель: С чем у вас ассоциируется дыхание?
Ученик: Дыхание – это вдох и выдох.
Учитель: Вдох и выдох – это дыхательные движения. Издавна ученых и врачей интересовала причина вдоха и выдоха. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняющих эту гипотезу: 1. Воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку; 2. Легкие в грудной полости расширяются и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а, сжимаясь, выталкивают его (выдох) С какой гипотезой вы согласны и почему?
Ученики: предлагают свои ответы.
Учитель: Какой вывод мы можем сделать?
Ученики: Данные гипотезы части верны: воздух поступает в легкие, потому что они способны изменять свой объем.
Учитель: Но легкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они способны расширяться и сжиматься. Почему легкие способны изменять свой объем? (Слайд 4)
Составление конспекта урока в форме фишбоуна (Приложение 3)
Запись проблемного вопроса в «голове» фишбоуна.
2. Решение проблемы через диалог с учениками. (5 минут) Подводящий к решению проблемы диалог.
Ученики: Легкие обладают такой способностью благодаря эластичности тканей
Учитель Верно. Но почему они растягиваются?
Ученики. Из-за воздуха, который заполняет легкие.
Учитель: Но известно, что в момент расширения легких воздуха в легких мало, тогда что способствует растяжению эластичных стенок легких?
Ученики: Возможно, растяжению способствуют мышцы.
Учитель: Какие?
Ученики: Мышцы грудной клетки.
Учитель: Правильно, мышцы грудной клетки помогают расширению легких. Грудная клетка при сокращении межреберных мышц поднимается и легкие следуют за ней. Но почему легкие следуют за грудной клеткой? Давайте обратим внимание на модель легких.
Демонстрируется модель легких и принцип работы. (Слайд 5)
Рис. 1. Модель Дондерса:
а – экскурсия легких в конце выдоха; б – экскурсия легких во время вдоха Резиновая мембрана – диафрагма.
Рис. 2. Изменение внутрилегочного (1) и внутриплеврального (2) давления в процессе дыхания
Учитель: Проанализируйте график изменения давления и изменение объема легких в модели Дондерса и сделайте вывод. (Слайд 6)
Ученики: Легкие пассивно следуют за грудной клеткой, так как давление в плевральной полости ниже атмосферного. Основной мышцей участвующей в дыхательных движениях является диафрагма.
Учитель: в подтверждение этого факта рассмотрим, как происходит механизм вдоха и выдоха, используя учебник.
Организуется самостоятельная работа с учебником и составление фишбоуна. (7 минут) (Слайд 7, 8, 9)
Учитель: Механизмы вдоха и выдоха основаны на физических закономерностях.
Но что заставляет мышцы сокращаться? Как регулируется дыхание? Как и зачем измеряется дыхание? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратимся к тем заданиям, которые есть у вас на столах.
Организуется групповая работа с заданиями. 3 группы работают с карточками разного уровня заданий. (10 минут).
Учитель: У вас на столах есть карточка с заданиями. (Приложение 2) Вы сейчас работаете с карточкой давая ответы на вопросы один из группы записывает ответы. На работу отводится 6 минут. После этого один из команды должен дать ответы на вопросы.
После работы в группах представители групп дают ответы на вопросы (Слайд 10)
Результаты работы в группах заносятся в фишбоун. (Приложение 3)
Учитель: Проанализируйте схему, составленную у нас в тетради, и сделайте выводы (выводы заносятся в «хвост» фишбоуна):
- Воздух попадает в легкие благодаря дыхательным движениям, которых участвуют межреберные мышцы и диафрагма. Важную роль играет отрицательное давление в плевральной полости.
- Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим в дыхательном центре продолговатого мозга. На работу дыхательного центра оказывает влияние кора больших полушарий.
- На работу дыхательного центра оказывает большое значение содержание СО2 в крови. И межклеточном веществе.
- Мышечная активность повышает вентиляцию легких, так как физическая нагрузка способствует развитию мышц, участвующих в дыхании, а работающая ткань быстрее поглощает кислород.
Что наиболее значимо для вас из того материла, который мы изучили?
Оценки учащимся наиболее активно участвующих в решении проблем.
4. Закрепление (рефлексия) (5 минут).
Тест+взаимопроверка.
Выберите правильные утверждения:
- в плевральной полости отрицательное давление (ниже атмосферного)
- при вдохе объем грудной полости увеличивается, диафрагма опускается
- при выдохе объем легочных пузырьков увеличивается
- в усиленном выдохе участвуют брюшные мышцы
- основным гуморальным фактором, регулирующим дыхание, является гемоглобин
- при недостатке кислорода дыхание учащается
- центры вдоха и выдоха в продолговатом мозге разделены.
5. Домашнее задание (3 минуты).
Страницы 142–144, читать, составить рассказ по схеме в тетради, провести наблюдения: положить руку на грудь и сосчитать число дыхательных движений в 1 минуту в положении лежа, сидя, после 10 приседаний. Записать результаты, объяснить.