Формирование у младших школьников целостных этических знаний, как и воспитание нравственных качеств личности, происходит не сразу, а постепенно, и занимает определенный период времени. Этот процесс начинается с сообщения учащимся начальных классов моральных знаний о простых правилах и нормах поведения, которые в дальнейшем значительно обогащаются, постепенно усложняются и в конечном итоге интегрируют в более сложное нравственное представление или понятие. В этой связи разъяснение нравственных норм и правил необходимо осуществлять постепенно и направлять его в соответствии с воспитанием тех конкретных элементов поведения и нравственных качеств личности, которые формируются в тот или иной период ее возрастного развития.
Дружелюбие как сложное нравственное качество личности включает в себя такие более простые нравственные качества, как отзывчивость, уступчивость, откровенность, справедливость, искренность, скромность. Дружелюбие - это и заботливость, и вежливость, и уважительность.
Возрастные особенности младших школьников оказывают существенное влияние на определение содержания проводимых воспитательных мероприятий, объем нравственных знаний, который могут осмыслить и усвоить учащиеся, а также на выбор форм организации их морально-познавательной деятельности.
Формирование нравственных знаний у первоклассников необходимо строить на основе ярких примеров и фактов, которые убедительно раскрывают (разумеется, с учетом возраста детей) систему моральных норм и требований и способствуют формированию многообразия нравственных представлений.
Классный час "Старайся быть справедливым в словах и поступках"
(1 класс)
Печенье
В. Осеева
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
- Дели по одному,- строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отозвался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой не начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...
Вопросы:
- Выскажите свое мнение о поступках ребят.
- Что чувствовали взрослые - мама и бабушка?
- Как нужно было мальчикам поступить, чтобы всем было радостно?
- Расскажите, как вы поступаете в таких случаях.
Жук
Г. Снегирев
У меня есть сестра Галя, она на год младше меня, а такая плакса, обязательно Я должен ей все уступать. Мама даст что-нибудь вкусное, Галя свое съест и еще у меня попросит. Если не даешь - начинает реветь. Только о себе одной думала, но я ее от этого отучил.
Пошел я однажды за водой. Мама на работе, нужно было самому воды натаскать. Зачерпнул полведра. Вокруг колодца скользко, вся земля обледенела, еле до дому ведро дотащил. Поставил его на лавку, смотрю, а в нем жук-плавунец плавает, большой такой, с мохнатыми ножками. Вынес я ведро во двор, воду вылил в сугроб, а жука поймал и посадил в банку с водой. Жук в банке вертится, никак привыкнуть не может.
Пошел я снова воды привести, принес чистой воды, ничего на этот раз не попалось. Разделся и хотел посмотреть жука, а банки на окне нет.
Спрашиваю у Гали:
- Галя, это ты жука взяла?
- Да,- говорит,- я, пусть он в моей комнате живет.
- Почему же,- говорю,- в твоей, пускай жук общий будет!
Беру из ее комнаты банку и на окно ставлю: мне ведь тоже хочется на жука посмотреть.
Галя заплакала и говорит:
- Я все маме скажу, как ты у меня жука отнял!
Подбежала к окну, схватила банку, воду даже на пол расплескала, и опять поставила к себе в комнату.
Я разозлился.
- Нет,- говорю,- жук мой, я его поймал! - Взял и обратно на окно поставил.
Галя как заревет, одеваться стала.
- Я,- говорит,- в степь пойду и замерзну там из-за тебя.
Ну,- думаю,- и пускай! Она всегда так: если не дашь чего, так сразу пугать начинает, что замерзнет в степи.
Хлопнула она дверью и ушла. Смотрю я из окна, что она делать будет, а она идет прямо в степь, только тихо-тихо, ждет, когда я за ней побегу. "Нет,- думаю,- не дождешься, хватит, побегал за тобой!"
Идет она, снег ей по колено, и руками за лицо держится: ревет, значит. Все дальше и дальше от дома уходит в степь. "А что,- думаю,- и взаправду замерзнет? Жалко мне ее стало. "Может, пойти за ней, вернуть? И жука мне не нужно, пускай себе насовсем берет. Только опять будет всегда устраивать рев. Нет, лучше подожду, будь, что будет!"
Галя далеко ушла, только маленькая точка видна. Хотел я уже одеваться, за ней идти - смотрю, точка все больше становится: обратно, значит, идет. К дому подошла, руки в карманах держит, смотрит себе под ноги. Боится глаза поднять: знает, что я на нее смотрю из окна.
Пришла домой, разделась молча и ушла к себе в комнату. Долго там сидела, а потом подошла к окну и говорит:
- Какой хороший жук, его покормить надо!
Стали мы за жуком вместе ухаживать.
Когда мама с работы пришла, Галя ей ничего не рассказала, и я тоже.
Вопросы:
- Почему брат не хотел уступить требованию своей младшей сестры? Прав ли он был или не прав?
- Какими словами можно охарактеризовать поведение мальчика, какими - поведение его сестры?
Если учащиеся затрудняются в ответе на второй вопрос, можно предложить им несколько понятий, а они должны выбрать то, которое наиболее точно отражает смысл поступка: хороший, капризный, правильный, плохой, справедливый, неправильный, упрямый, несправедливый.
С детьми 2-го года обучения необходимо говорить о том, что каждому нужно уметь видеть и замечать добрые, подлинно человеческие поступки. Эта мысль приобретает особое значение для детей этого возраста, которым свойственно, прежде всего, видеть неправильные действия и поступки своих сверстников. Известно, что дети охотнее говорят о нарушении норм нравственности, допускаемых товарищами, чем о своих собственных. При обсуждении ситуаций следует акцентировать внимание на то, что рядом с ними живут люди, которые нуждаются в их заботе, отзывчивости, что добрые дела и поступки приносят радость окружающим.
Дети должны приобрести опыт сопереживания товарищам в их бедах и умение разделить с ними радость.
Классный час
"Об отзывчивости человека"(2 класс)
Ситуации для обсуждения с детьми
В классе четверо: два мальчика и две девочки-второклассники. Мальчики что-то пишут, девочки вытирают парты.
- Чем вы тут занимаетесь? - спрашивает учитель.
- Мы доску моем, а они двойки получили. Их заставили переписывать. Костылев пять ошибок сделал. Ему двойку поставили. А мне пятерку!
- Пятерка - хорошо. Только зачем хвастать?
- Вот идите, посмотрите,- потянула меня за полу пиджака хвастунья.
Она бесцеремонно взяла у Костылева тетрадь и стала показывать:
- Смотрите: раз, два, три : пять ошибочек! Видите, двойка стоит? А у меня - пятерка!
Девочка очень рада своей пятерке, но, пожалуй, не меньше и тому, что у Костылева двойка.
Вопросы:
- Какие качества характера проявились в поступках девочки?
- Как вы их оцениваете?
- Наблюдали ли вы подобные ситуации в жизни?
Алик всегда любил быть первым: когда строились на завтрак, когда кончались уроки. Он первым выбегал из-за парты, и, если кто-нибудь стоял уже впереди него, то он отталкивал их, а сам вставал вперед, громко крича, что это его место. И многие старались с ним не спорить, он был сильным мальчиком, мог и кулаками доказать право на первое место в строю.
Вопросы:
- Каким растет Алик? Что бы вы ему посоветовали?
- Наблюдали ли вы подобные поступки у ребят вашего класса? Как вы боретесь с ними?
Я знаю одного мальчика, который часто поступает так: попросит мама сходить в магазин - он сходит, но за это ему покупают мороженое; попросят накрыть на стол - он накроет, но за это его сводят в кино. И так рос этот мальчик. Что не попросят, он все сделает.
- Что вы можете о нем сказать?
Классный час "Сопереживание в радости и горе"
(2 класс)
Одинаковые
Н.Чабаевский
Жили две неразлучные подружки второклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по арифметике пять, а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? - удивилась Соня.- Но ведь тройку-то получила не я!..
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что на днях болела... А ты обрадовалась - и это значительно хуже.
Вопросы:
- За что мама осудила Соню?
- Что бы вы сказали Соне?
Третьеклассники начинают задумываться над такими понятиями как "друг", "товарищ", человек не может жить один, ему нужны друзья. Кто такой "настоящий друг", на каких нравственных понятиях и взаимоотношениях строится настоящая дружба?
Наблюдая за отношениями детей, нетрудно заметить, что отдельные ребята в играх, общих делах охотно "командуют", стремясь подчинить всех своей воле, своим желаниям и намерениям. Такие ребята откровенно требуют от своих товарищей беспрекословно им подчиняться, прислушиваться только к их мнению, поступать так, как они считают нужным. В поступках таких ребят прорываются высокомерие и эгоизм, которые мешают им проявить заботу о других, неумение считаться с желаниями и интересами товарищей. Эгоистические проявления, заносчивость, корысть мешают установлению прочных, доверительных и дружеских отношений. Основываясь на положительных и отрицательных фактах в отношениях детей друг к другу, необходимо постепенно подвести их к выводам о том, что значит быть настоящим другом
Классный час "Я и мои друзья"
(3 класс)
Цель: показать, что человек не может жить один, ему нужны верные люди. Помочь осознать необходимую добрую взаимосвязь с другими людьми как самую большую человеческую ценность.
Дать понятия "друг", "товарищ".
1. Назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы:
I. | II. | III. |
Считаться твоим другом | Заслужить твое доверие | Вызвать симпатию |
Учитель во время проверки выписывает на доске наиболее часто повторяющиеся качества.
2. Нарисуй, как ты выглядишь, когда тебе одиноко, с тобой никто не дружит.
3. Вспомни, что тебя веселило. Что тебе помогает преодолеть одиночество?
- Что значит выражение: "Они близки по духу?"
Душа - живой отклик человеческого существа на все происходящее.
Душевный человек - откликнувшийся на все доброе, полезное, истинное.
- Продолжи предложение.
- Я плачу, когда ...
- Я смеюсь, когда:
- Я радуюсь, когда...
Учитель проверяет, читают несколько ответов.
- Все ответили по-разному. Почему? В чем разница? (В ваших чувствах. Каждый по-своему воспринимает мир.)
Деловая игра "Я и мои друзья"
(3 класс)
Цель: обсудить с детьми понятие "настоящий друг".
Задания по группам:
Задание 1
Стихотворение "Слово "друг".
Когда еще никто не знал ни слова,
Ни "здравствуй", ни "солнце", ни "корова",
Соседям древний человек привык,
Привык показывать кулак или язык
И корчит рожи (что одно и то же).
Но словом стал гортанный резкий звук,
Осмысленней лицо, умнее руки.
И человек придумал слово "друг",
Стал друга ждать и тосковать в разлуке.
Ему спасибо за друзей моих.
Как жил бы я, что делал бы без них?
Друзей - людей, которых я люблю, -
Я никогда ничем не оскорблю,
Не для того наш предок шел сквозь мрак,
Чтоб, встретив друга, я кричал:
"Дурак!" Показывал язык или кулак.
И корчил рожи (что одно и то же).
Вопросы:
- Зачем человеку понадобился друг?
Задание 2
Стихотворение "Требуется друг"
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Бант у Кати расписной, красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу: "Дружи со мной, мы же одногодки.
Мы как две сестрички, мы как две голубки
Из одной скорлупки".
Я шепчу: "Но ты учти -
Ты во всем должна идти другу на уступки".
Предлагаю Ильиной: "Ты дружи со мной одной",
Есть разряд у Ильиной и спортивный свитер,
И девчонок свита!
Вопросы:
Почему с героиней никто не дружит? Что она должна сделать, чтобы ребята с ней захотели дружить? А вы бы стали с ней дружить?
Задание 3
Стихотворение "Жалоба"
Тронь ее нечаянно - сразу "Караул!
Ольга Николаевна, он меня толкнул!"
"Ой, я укололась", - слышен Сонин голос.
"Мне попало что-то в глаз, я пожалуюсь сейчас!"
Вопросы:
- Почему с такими детьми не хотят дружить?
Задание 4
Стихотворение "друг"
Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал.
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок.
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу, не влечет.
Вопросы:
- Можно ли этих ребят назвать друзьями?
Выводы:
Хорошо, когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.
Классный час "Сопереживание в радости и горе"
(4 класс)
Над кем лучше смеяться?
Л. Сергеев
Я любил подсмеиваться над своими приятелями. У моих приятелей было много недостатков, и поэтому я смеялся целыми днями. Например, я выходил во двор, а там Юрка учился кататься на своем велосипеде. Глаза вытаращил, ноги - в разные стороны. Как каракатица! Ну, как тут не засмеяться! И я начинал хохотать. Или как-то я играл с Вовкой в футбол, а он раз - и попал мячом в свою бабушку. Я смеялся до слез. И так все время. Ну и чудаки были мои приятели! С ними можно было умереть от смеха! Каждый раз, когда мне хотелось посмеяться, я выходил во двор, наблюдал за ними и хохотал до коликов в животе. Как-то раз я сказал отцу:
- Юрка дуралей! Я выменял у него цветные карандаши за какой-то ножик!
- Да? - удивился отец.- А я сейчас иду через двор, а твой IОрка говорит какому-то мальчишке про тебя: "Егор осел! Обменял такой ножик на ерундовые карандаши!" Вот так-то!
Я обиделся и хотел уйти, но отец остановил меня:
- Ты любишь смеяться над другими, а когда над тобой смеются - не любишь. Это никуда не годится! Знаешь, над кем смеяться интереснее всего?
- Над кем? - спросил я.
- Над собой! Смотри на себя как бы со стороны и увидишь в себе много смешного.
На другой день вдруг ни с того ни с сего мне захотелось посмеяться. Но я не пошел во двор, а поступил так, как мне посоветовал отец. Стал смотреть на себя как бы со стороны. Я даже заглянул в зеркало, но все равно не засмеялся. И вдруг я вспомнил, как прошлым летом на даче сидел и сбивал соседские яблоки, свешивающиеся в наш сад. А для вида меж кустов постелил одеяло, как будто приготовился загорать. "Хорошо,- думал я.- Сижу себе в кустах. Все думают, я загораю. А я сейчас набью полную рубашку яблок и удеру". Так и сидел, сбивал и думал, как здорово одурачил соседей. И вдруг увидел по ту сторону изгороди мальчишку. Он смотрел на меня и усмехался. А сам просунул руку между реек забора и рвал нашу малину. Мальчишка подмигнул мне и сказал:
- Зря сбиваешь! Они еще незрелые! А вот малина как раз поспела! - сказал он и опрокинул в рот целую горсть. У меня даже слюни потекли.
Я вспомнил свой жалкий вид в рубахе, полной кислых, незрелых яблок, и мне стало ужасно смешно. Потом я вспомнил, как выбрасывал яблоки, и как мальчишка хихикал, и как, скатывая одеяло, услышал над собой голос соседки:
- Кто же загорает в рубашке?
Чем больше я вспоминал, тем сильнее смеялся. Я смеялся так, что с кухни прибежала бабушка.
- В чем дело? - закричала она.- Кто тебя так рассмешил? Над чем ты смеешься?
- Над собой,- еле выдавил я и засмеялся громче.
Вопрос. Можно ли смеяться над недостатками других людей? Почему?
Список использованной литературы.
- Азбука нравственного воспитания. Под ред. Каирова И.А. и Богдановой О.С.- М.: Просвещение, 1979.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками.- М.: Просвещение, 1982.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1988.
- Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников.- Гродно, 2001.