В президентской инициативе «Наша новая школа» четко и ясно сформулированы требования к современной школе. Модель школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечить рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить и принимать нестандартные решения, проявлять инициативу, то есть выпускник должен приобрести ключевые компетенции, чтобы быть успешным в конкурентной среде. В связи с этим большинством педагогических коллективов школ изыскиваются ресурсы совершенствования УВП, осуществляется разработка инновационной модели школы на основе новых ценностных ориентиров, целей, содержания образования и методов организации УВП. Изучение практики работы нынешней школы позволяет сделать вывод о том, что далеко не все ресурсы, имеющиеся в арсенале педагогических коллективов, используются, поэтому УВП, главным в котором является урок, пока еще далек от совершенства. Многочисленные исследования выявили типичные недостатки урока как основной единицы УВП:
- Слабое знание типологии уроков, рождающее их однообразие, шаблонную структуру;
- Недооценка специального продумывания целей и задач урока;
- Перегруженность содержания учебного материала в ущерб развитию УУД;
- Бедность арсенала методов обучения;
- Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения;
- Пассивная позиция большой части школьников в учебном процессе;
- Бессистемность в работе над формированием УУД.
Таким образом, одной из важнейших проблем школы является проблема совершенствования урока как основной структурной единицы обучения.
Вторая проблема – недостаточная работа школы по обеспечению необходимого уровня социализации выпускников. В школе редко создаются условия для формирования умений ребенка оценивать ситуацию, ставить цели, планировать деятельность, вести диалог, согласовывать позиции с другими, принимать решения, рефлексивно оценивать сам процесс и его результаты. Все это диктует необходимость овладения учащимися рядом новых универсальных компетенций (УУД), которые обеспечивают успешную социализацию в современном мире.
Третья проблема - это «недополучение» многими учащимися тех знаний и умений, которые нормируются учебными программами и требуются от абитуриентов в вузах. Действительно, многие школьники учатся ниже своих возможностей, реальные результаты часто не оправдывают ожиданий учителей и родителей. При этом и те, и другие тратят огромные усилия для успеха ребенка, а эффективность оставляет желать лучшего. Очевидна ограниченность возможностей традиционных методик обучения и воспитания. Обновление и освоение новых – веление времени.
Названо лишь несколько школьных проблем. И для совершенствования УВП в школе необходимо искать и использовать те ресурсы, которые помогут сделать обучение более эффективным, а учащихся мотивированными и конкурентноспособными.
Ресурсы – это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала. Какими ресурсами располагает практически любая школа для совершенствования УВП?
- Ресурс образовательных технологий:
- Увеличивают потенциал творческих способностей (проектная технология);
- Создают условия выбора возможностей для самореализации (уровневое обучение);
- Усиливают эффективность обучения и развивают коммуникативные навыки (КСО);
- Повышают уровень самостоятельности и способствуют сохранению здоровья учащихся (модульная и мультипрофильная технологии обучения).
Более того, владение различными образовательными технологиями повышает профессиональную компетентность педагогов, так как учитель включается в их изучение и апробацию.
- Ресурс информатизации УВП:
- Обуславливает создание условий для доступа к источникам информации, развитие способностей, связанных с ее поиском, обработкой, использованием, с формированием информационной компетентности в целом. С помощью виртуальных уроков, дистанционного обучения можно обеспечить «образование без границ».
- Незаменимым становится применение ИКТ в организации оперативного контроля, в осуществлении персонифицированного сопровождения ученика.
- ИКТ способствует активизации аналитической деятельности учащихся: дети не только добывают и воспроизводят информацию, но и отбирают ее, оперируют ею.
- ИКТ открывают огромные дидактические возможности , связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно представить иными способами.
- ИКТ становится основой для проектной деятельности, самостоятельной научно-исследовательской деятельности, способствуют реализации творческого потенциала детей.
- ИКТ играют серьезную роль в изменении контроля ЗУН и УУД учащихся, они характеризуются оперативностью, создают широкие возможности для дифференциации, обобщения результатов, в значительной мере являются бесстрессовыми, поэтому способствуют здоровьесбережению.
- Электронные журналы и дневники обеспечивают возможность оперативного взаимодействия с родителями, своевременное получение ими объективной и достоверной информации о ребенке.
Все это способствует повышению учебной мотивации, оптимизации обучения, совершенствованию УВП в целом.
- Ресурс личностно-ориентированного обучения.
Речь идет о таком обучении, в котором на первом месте не предметное знание, деятельность ученика по овладению знанием. Учитель проектирует адаптивную образовательную среду обучения, в которой каждый ребенок может реализовать свои образовательные потребности и способности. Этот ресурс предполагает организовать педагогический процесс так, чтобы максимально снизить перегрузку учащихся и оказывать ему в процессе обучения важнейшие виды поддержки:
- Психологическую
- Здоровьесберегающую
- Правовую
- Коррекционную
- Важнейшим ресурсом совершенствования УВП является экспериментальная деятельность педколлектива. Цели экспериментальной работы:
- Повышение качества образования на основе развития профессиональной компетентности педагогов;
- Создание условий для развития творчества учащихся и педагогов;
- Выявление, изучение, обобщение и трансляция передового педагогического опыта.
ЭР является неотъемлемой поставной частью Программы развития школы, цель которой – создание обучающей среды, способствующей формированию ключевых компетентностей учащихся, мотивирующей учащихся на самостоятельное добывание и использование в образовательных целях необходимой информации.
ОЭР требует определенного построения по направлениям:
- Постановка целей и задач, на решение которых направлена деятельность педагогов-экспериментаторов.
- Организационная работа.
- Методическая работа.
- Психологическое сопровождение.
- Взаимодействие с различными участниками социума.
Каждое направление содержит обязательные элементы:
- Задачи, направленные на реализацию целей ОЭР;
- Мероприятия, проводимые с целью решения обозначенных задач;
- Ответственные за проведение мероприятий;
- Сроки проведения мероприятий;
- Планируемый результат по решению каждой задачи
По такому пути рекомендуется строить ОЭР каждому ОУ. Это апробированный путь, дающий положительные результаты. Анализ ЭД в ГБОУ СОШ №1360 это подтверждает. Наше ОУ работает в экспериментальном режиме с 1994 года. Экспериментальные идеи проходили проверку в практической деятельности школы, меняя ее облик :
- Школа-лаборатория, организующая и апробирующая модульную организацию УВП
- Экспериментальная площадка, изучающая, апробирующая и внедряющая новые педагогические технологии на всех ступенях обучения, включая начальную школу (модульную, КСО, игровую, проектную, Дальтон-план и другие)
- Школа с углубленным изучением математики, реализующая ОЭР по нескольким направлениям («Индивидуальный учебный план», «Создание адаптивной образовательной среды обучения», «Информационно-технологический профиль», «Пилотная школа по апробированию и внедрению новой системы финансирования и оплаты труда учителя».)
За 17 лет экспериментальной деятельности накоплен богатый теоретический и практический опыт, значительный научный и методический потенциал. Следует отметить, что опыт школы широко транслируется, что концепции ряда школ Москвы и других регионов России разрабатывались с ориентацией на опыт и достижения нашего ОУ. Все этапы ОЭР имели свои результаты, которые способствовали совершенствованию УВП в школе.
Вовлечение педагогов в освоение НПТ ( в % от общего состава)
Технология |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
2011-2012 |
Модульная |
64 |
64 |
70 |
76 |
КСО |
72 |
67 |
74 |
81 |
Игровая |
45 |
40 |
49 |
54 |
Проектная |
38 |
38 |
45 |
57 |
Создание собственных информационных ресурсов, поддерживающих ОП |
9 |
9 |
17 |
22 |
Уровень профессионального мастерства педагогов
Доктора наук и кандидаты | Заслуженные учителя |
Почетные работники |
Лауреаты Грантов |
Высшая категория |
Первая категория |
2/2 |
5 |
16 |
5 |
42 |
10 |
Транслирование передового педагогического опыта (2010-2012 учебные годы)
Педагоги участвуют в конференциях, методических семинарах, круглых столах окружного, городского и международного уровня, проводят мастер-классы. Деятельность по организации открытых мероприятий позволяет лишний раз проанализировать и систематизировать собственный опыт, а также получить независимую экспертную оценку своей деятельности. Эта работа повышает самооценку учителя, которая получает признание не только в своем коллективе, но и на более высоком уровне, что становится стимулом для его развития.
Окружные и городские семинары |
Конференции |
Публикации |
Педагогические чтения |
53 |
2 |
9 |
17 |
Показатели ГИА и ЕГЭ (в динамике за 2 года)
Предмет | ГИА |
ЕГЭ |
|||
2009-2010 |
2010-2011 |
2010-2011 |
2009-2010 |
2010-2011 |
|
Русский язык |
77 |
63,2 |
64,9 |
69,5 |
75,1 |
Математика |
83,3 |
88,6 |
56 |
60,4 |
61,8 |
Информатика |
|
|
68,5 |
71,7 |
72 |
Физика |
|
|
59 |
56,9 |
65,9 |
Иностранный язык |
|
|
54,7 |
63,9 |
64,4 |
Обществознание |
|
|
55,8 |
60,1 |
65 |
История |
|
|
42,8 |
65,5 |
73 |
Литература |
|
|
64,5 |
78,3 |
|
Биология |
|
|
64,5 |
66,8 |
|
Химия |
|
|
|
64,8 |
|
Показатели работы с мотивированными детьми (в динамике за 2года)
Работа с мотивированными детьми является одним из приоритетных направлений в работе всего педагогического коллектива. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным потенциалом возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Поэтому хотелось бы подчеркнуть мысль о том, что развивать необходимо каждого ребенка, обеспечить возможности творческой и интеллектуальной самореализации личности в различных видах деятельности. Для развития учащихся различных способностей в школе организовано:
Выездная математическая школа – для тех, кто хочет повысить свой уровень по математике.
ИУП и профильное обучение – для более успешной подготовки в вузы.
НОУ «Юные Кулибины» - для высоко мотивированных детей.
Вся эта работа проводится в рамках этого или иного эксперимента, который реализуется в школе. Результат – выступление учащихся в олимпиадах и конкурсах, а также результаты поступления в вузы.
Участие в олимпиадах
Год |
ВОШ |
Другие олимпиады |
2010-2011 |
67,3% |
74% |
2011-2012 |
74,2% |
77% |
Таким образом, реализация ресурса ОЭР дает значительные результаты, способствующие совершенствованию УВП в школе:
- Создаются широкие возможности для позитивной самореализации учащихся и педагогов;
- Отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли поисковой и исследовательской деятельности учащихся;
- Созданы условия для обретения у ребят опыта проектной деятельности , начиная от мини проектов до серьезных работ, успешно представляемых на конференциях городского и международного уровня, что становится стимулом для развития индивидуальности учащихся;
- Наблюдается позитивная динамика в уровне подготовки учащихся, что подтверждается результатами олимпиад, ГИА и ЕГЭ
Надо ли начинать экспериментальную работу в школе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать наличие некоторых обязательных условий:
- Готовность коллектива к инновациям
- Общность профессиональных взглядов
- Опыт самоанализа и рефлексии
- Знание потребностей и ресурсов ОУ.
Закончить статью хочу словами популярного современного бразильского писателя и поэта Пауло Коэльо: «Есть только один путь постижения – ДЕЙСТВОВАТЬ».