Цель урока:
- Через понятие «хаос и порядок» сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле, спроецировать полученные знания на оценку и корректировку собственной позиции по отношению к окружающей среде и собственной жизни.
- Показать важность понимания категорий «хаос и порядок» для формирования научной картины мира.
- Способствовать формированию изучения предметов и явлений с разных точек зрения, основываясь на методические приёмы различных наук.
Ход урока
I. Организационный момент (Приложение 1) Слайд 1.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав старинную притчу.
1.Притча о порядке Слайд 2
- Однажды голова одной змеи поссорилась со своим хвостом. Хвост говорит голове: «Я должен быть впереди». Голова отвечает: «Всегда я была впереди. Почему же вдруг должно быть иначе?» В результате голова как всегда оказалась впереди. Хвост же обвился вокруг дерева, и голова не могла двинуться вперёд. Тогда она пустила вперёд хвост. Не успев далеко уйти, змея тут же свалилась в огненную яму и там сгорела.
- Почему погибла змея?
- Некоторые вещи в этом мире всегда остаются неизменными, должны идти своим порядком.
- Что такое порядок? Слайд 3
- В словаре Ожегова слово «порядок» обозначает:
- Правильное, налаженное состояние, расположение чего-то.
- Последовательный ход чего-то
- Правила, по которым совершается что-то.
- Назовите слово, противоположное слову «порядок» (беспорядок)
- Подберите синоним к слову беспорядок (хаос).
(Если дети не смогут подобрать синоним, предлагаю выбрать нужное слово из группы слов.)
Движение
Хаос
Преодоление
2. Работа в группах
- В словаре Ожегова найдите толкование слова «хаос». Слайд 4
Тема сегодняшнего урока: «Хаос и порядок. Вселенная и мы» Насколько важен порядок, как его законы применяются в природе и жизни, к чему ведёт несоблюдение порядка, мы рассмотрим, изучая тему «Вселенная и мы».
Слайд 5
Сначала не было ничего, полный хаос. 15 миллиардов лет назад раздался взрыв, в результате возникла Вселенная - необъятный звёздный мир иликосмос.
Слайд 6
Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела. Слайд 7
III. Открытие нового.
1. Знакомство с понятием "Солнце-звезда" Слайд 8
- Я буду называть по одному утверждению, а вы определите о каком небесном теле идёт речь.
- Образовалось около 5 миллиардов лет назад.
- Вращается вокруг своей оси.
- Шар раскалённых газов.
- Самая близкая к Земле звезда.
- Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
- Правильно. Это Солнце. Слайд 9
- Какое значение имеет Солнце для жизни на земле?
- Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло. Солнце — это самая близкая к нам звезда.
- Прочитайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце». Слайд 10
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
- Чего испугались звери, когда "крокодил в небе солнце проглотил"?
-Что было нарушено? Слайд 11
- Нарушен был привычный порядок вещёй. Наступили путаница, беспорядок, хаос. И только после то, как солнышко засияло на небосводе, в лесу воцарился мир и спокойствие. Люди всегда почитали Солнце за божество, строили в честь него храмы. У древних славян был бог Солнца Ярило, а у египтян бог Ра. С древности люди хотели узнать о небесном светиле как можно больше.
Сейчас мы выясним, что уже знаем о Солнце и узнаем что- то новое. Слайд 12
- Перед вами текст «Солнце», мы будем читать его по предложениям, если это мы знаем, ставим на полях птичку, А если это ново для нас, то восклицательный знак.
V – знал,
! – узнал новое.
2. Расширение нового знания (приём “Инсерт”) (Приложение 2)
№ |
Высказывания |
Условные знаки |
1 |
Солнце - самая важная для человека звезда. |
|
2 |
Древние поклонялись богу Солнца. |
|
3 |
Оно дарит нам свет и тепло. |
|
4 |
Солнце - ближайшая к Земле звезда. |
|
5 |
Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара. |
|
6 |
Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°. |
|
7 |
Солнце больше Земли в 109 раз. |
|
3. Проверка:
- Что вы уже знали о Солнце ? Слайд 13
- Что нового узнали?
- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?
Опыт 1.
- Давайте проведём опыт.
- Встаньте, посмотрите в окно. Закройте левой рукой левый глаз.
- Поставьте перед собой ладонь правой руки и посмотрите на мяч, который весит на дереве. Что больше?
- А почему нам кажется, что ладошка больше?
- Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется.
Солнце — это огромный пылающий шар, находящийся очень далеко Земли, но нам кажется не больше футбольного мяча. Солнце – это ближайшая к Земле звезда, но есть звёзды намного ярче и больше нашего Солнца, но они так отдалены от Земли, что сияют маленькими точками на небе.
- В какое время суток мы видим звёзды?
- Почему звезды не видны днем?
Опыт 2:
-Давайте проведём опыт. Лаборанты, получите предметы для опытов. (Каждая группа получает фонарик и покрывало)
- Приглашаю лаборантов. Лаборанты, поднимите руку вверх и включите фонарик. Хорошо виден свет фонарика при дневном свете?
- А теперь возвращайтесь к своим группам, станьте вместе и накройтесь покрывалом, включите фонарик, только обращаю ваше внимание на технику безопасности, яркий свет, бьющий в глаза очень для них вреден.
- Хорошо виден свет фонарика?
- Давайте сделаем вывод. Когда свет фонарика виден лучше?
- Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце, хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.
4. Знакомство с понятием "Солнечная система"
- А какие небесные тела, кроме звезд вы знаете? (планеты)
- Назовите планеты.
- Сколько всего планет?
- Что образует Солнце вместе с планетами? (Солнечную систему)
-Солнце и 8 планет, которые движутся вокруг него по своим орбитам, называется солнечной системой.
1. Работа в группах Слайд 14
- У вас на столах лежат таблицы, используя её, создайте модель "Солнечной системы". Расположите планеты по мере их удаления от Солнца, начиная с самой близкой.
Название планет |
Расстояние от Солнца в миллионах километров |
Юпитер |
777 |
Уран |
2 869 |
Венера |
108 |
Земля |
150 |
Меркурий |
58 |
Марс |
227 |
Сатурн |
1 426 |
Нептун |
4 496 |
5. Защита модели. Слайд 15
- Вы создали модель Солнечной системы.
- Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?
- Какая планета расположена дальше всего от Солнца?
- Определите, какая планета самая большая?
- Как называется путь, по которому движутся планеты? Орбита
- Какая планета проходит больший путь вокруг Солнца — та, которая ближе к Солнцу, или та, которая дальше от него?
- Почему?
- Как называется третья планета от Солнца? Слайд 16
- Земля - третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Она уникальна и неповторима в своем роде, другой такой нет.
- В чем ее уникальность?
- Земля единственная планета Солнечной системы, на которой сложились условия, пригодные для жизни.
Работа в группах. Слайд 17
- Укажи номера квадратиков с изображением тех тел, форма которых наиболее близка к форме Земли.
- Учёные выяснили, что Земля представляет собой слегка сплюснутый шар. И этот шар называют «голубой планетой».
- Объясните, почему? (Много воды)
- Правильно, но не только.
1. Игра «Веришь - не веришь» Слайд 18 (Приложение 4)
- Я предлагаю вам набор утверждений, а вы в группе возле истинных поставите +, а возле ложных -.
№ | Утверждение |
Верите — не верите |
1. |
Нашу планету называют «голубой планетой», потому что на Земле много океанов, морей, рек и озёр. |
|
2. |
Нашу планету называют «голубой планетой», потому что она имеет воздушную оболочку - атмосферу. |
|
Слайд 19
- Все эти утверждения истинны. На нашей планете много воды, в которой зародилась жизнь. Она окружена озоновым слоем, защищающим всё живое от ультрафиолетовых лучей, имеет атмосферу, в состав которой входит кислород, необходимый для дыхания людям, животным, растениям.
- Мы рассмотрели Вселенную. Есть в ней порядок?
- А в Солнечной системе есть порядок. (Планеты движутся по орбитам, вокруг солнца)
- А на нашей планете Земля, в природе есть порядок? (Смена дня и ночи, закат и восход, смена времён года)
- Человек - это часть Вселенной, значит и в его действиях должен быть порядок.
IV. Рефлексия. Слайд 20 (Приложение 5)
Метод пяти пальцев «5 - Я»
М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?
Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?
С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?
У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?
Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?
- Обведите свою ладошку.
- На мизинце продолжите: Я узнал о...
- На безымянном продолжите: Я сделал
- На среднем пальце продолжите: Настроение у меня
- На указательном – продолжите: Я помог
- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие
- Прикрепите свои ладошки возле модулей «Солнечная система». Слайд 21
- Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе.