Урок окружающего мира "Хаос и порядок. Вселенная и мы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

  • Через понятие «хаос и порядок» сформировать знания о Солнечной системе, её составе, о месте Земли в Солнечной системе, показать значение Солнца для всего живого на Земле, спроецировать полученные знания на оценку и корректировку собственной позиции по отношению к окружающей среде и собственной жизни.
  • Показать важность понимания категорий «хаос и порядок» для формирования научной картины мира.
  • Способствовать формированию изучения предметов и явлений с разных точек зрения, основываясь на методические приёмы различных наук.

Ход урока

I. Организационный момент (Приложение 1) Слайд 1.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав старинную притчу.

1.Притча о порядке Слайд 2

- Однажды голова одной змеи поссорилась со своим хвостом. Хвост говорит голове: «Я должен быть впереди». Голова отвечает: «Всегда я была впереди. Почему же вдруг должно быть иначе?» В результате голова как всегда оказалась впереди. Хвост же обвился вокруг дерева, и голова не могла двинуться вперёд. Тогда она пустила вперёд хвост. Не успев далеко уйти, змея тут же свалилась в огненную яму и там сгорела.

  • Почему погибла змея?
  • Некоторые вещи в этом мире всегда остаются неизменными, должны идти своим порядком.
  • Что такое порядок? Слайд 3

- В словаре Ожегова слово «порядок» обозначает:

  • Правильное, налаженное состояние, расположение чего-то.
  • Последовательный ход чего-то
  • Правила, по которым совершается что-то.

- Назовите слово, противоположное слову «порядок» (беспорядок)

- Подберите синоним к слову беспорядок (хаос).

(Если дети не смогут подобрать синоним, предлагаю выбрать нужное слово из группы слов.)

Движение

Хаос

Преодоление

2. Работа в группах

- В словаре Ожегова найдите толкование слова «хаос». Слайд 4

Тема сегодняшнего урока: «Хаос и порядок. Вселенная и мы» Насколько важен порядок, как его законы применяются в природе и жизни, к чему ведёт несоблюдение порядка, мы рассмотрим, изучая тему «Вселенная и мы».

Слайд 5

Сначала не было ничего, полный хаос. 15 миллиардов лет назад раздался взрыв, в результате возникла Вселенная - необъятный звёздный мир иликосмос.

Слайд 6

Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела. Слайд 7

III. Открытие нового.

1. Знакомство с понятием "Солнце-звезда" Слайд 8

- Я буду называть по одному утверждению, а вы определите о каком небесном теле идёт речь.

- Образовалось около 5 миллиардов лет назад.

- Вращается вокруг своей оси.

- Шар раскалённых газов.

- Самая близкая к Земле звезда.

- Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

- Правильно. Это Солнце. Слайд 9

- Какое значение имеет Солнце для жизни на земле?

- Благодаря ему на Земле есть жизнь. Оно дает нам свет и тепло. Солнце — это самая близкая к нам звезда.

- Прочитайте отрывок из сказки К.И.Чуковского «Краденое солнце». Слайд 10

Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

- Чего испугались звери, когда "крокодил в небе солнце проглотил"?

-Что было нарушено? Слайд 11

- Нарушен был привычный порядок вещёй. Наступили путаница, беспорядок, хаос. И только после то, как солнышко засияло на небосводе, в лесу воцарился мир и спокойствие. Люди всегда почитали Солнце за божество, строили в честь него храмы. У древних славян был бог Солнца Ярило, а у египтян бог Ра. С древности люди хотели узнать о небесном светиле как можно больше.

Сейчас мы выясним, что уже знаем о Солнце и узнаем что- то новое. Слайд 12

- Перед вами текст «Солнце», мы будем читать его по предложениям, если это мы знаем, ставим на полях птичку, А если это ново для нас, то восклицательный знак.

V – знал,

! – узнал новое.

2. Расширение нового знания (приём “Инсерт”) (Приложение 2)

Высказывания

Условные знаки

1

Солнце - самая важная для человека звезда.

 

2

 Древние поклонялись богу Солнца.

 

3

Оно дарит нам свет и тепло.

 

4

Солнце - ближайшая к Земле звезда.

 

5

Это огромное раскаленное космическое тело, имеющее форму шара.

 

6

Ученые, которые изучают Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую "кашу". Температура такой "каши" - 6000°.

 

7

Солнце больше Земли в 109 раз.

 

3. Проверка:

- Что вы уже знали о Солнце ? Слайд 13

- Что нового узнали?

- Почему же Солнце тогда кажется нам таким маленьким, несмотря на свои размеры?

Опыт 1.

- Давайте проведём опыт.

- Встаньте, посмотрите в окно. Закройте левой рукой левый глаз.

- Поставьте перед собой ладонь правой руки и посмотрите на мяч, который весит на дереве. Что больше?

- А почему нам кажется, что ладошка больше?

- Чем дальше от нас находится предмет, тем меньше он кажется.

Солнце — это огромный пылающий шар, находящийся очень далеко Земли, но нам кажется не больше футбольного мяча. Солнце – это ближайшая к Земле звезда, но есть звёзды намного ярче и больше нашего Солнца, но они так отдалены от Земли, что сияют маленькими точками на небе.

- В какое время суток мы видим звёзды?

- Почему звезды не видны днем?

Опыт 2:

-Давайте проведём опыт. Лаборанты, получите предметы для опытов. (Каждая группа получает фонарик и покрывало)

- Приглашаю лаборантов. Лаборанты, поднимите руку вверх и включите фонарик. Хорошо виден свет фонарика при дневном свете?

- А теперь возвращайтесь к своим группам, станьте вместе и накройтесь покрывалом, включите фонарик, только обращаю ваше внимание на технику безопасности, яркий свет, бьющий в глаза очень для них вреден.

- Хорошо виден свет фонарика?

- Давайте сделаем вывод. Когда свет фонарика виден лучше?

- Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце, хотя звезды рассыпаны по всему небосводу, на фоне яркого рассеянного в воздухе солнечного света они не видны. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

4. Знакомство с понятием "Солнечная система"

- А какие небесные тела, кроме звезд вы знаете? (планеты)

- Назовите планеты.

- Сколько всего планет?

- Что образует Солнце вместе с планетами? (Солнечную систему)

-Солнце и 8 планет, которые движутся вокруг него по своим орбитам, называется солнечной системой.

1. Работа в группах Слайд 14

- У вас на столах лежат таблицы, используя её, создайте модель "Солнечной системы". Расположите планеты по мере их удаления от Солнца, начиная с самой близкой.

(Приложение 3)

Название планет

Расстояние от Солнца в миллионах километров

Юпитер

777

Уран

2 869

Венера

108

Земля

150

Меркурий

58

Марс

227

Сатурн

1 426

Нептун

4 496

5. Защита модели. Слайд 15

- Вы создали модель Солнечной системы.

- Какая планета расположена ближе всего к Солнцу?

- Какая планета расположена дальше всего от Солнца?

- Определите, какая планета самая большая?

- Как называется путь, по которому движутся планеты? Орбита

- Какая планета проходит больший путь вокруг Солнца — та, которая ближе к Солнцу, или та, которая дальше от него?

- Почему?

- Как называется третья планета от Солнца? Слайд 16

- Земля - третья планета Солнечной системы, пятая по величине. Она уникальна и неповторима в своем роде, другой такой нет.

- В чем ее уникальность?

- Земля единственная планета Солнечной системы, на которой сложились условия, пригодные для жизни.

Работа в группах. Слайд 17

- Укажи номера квадратиков с изображением тех тел, форма которых наиболее близка к форме Земли.

- Учёные выяснили, что Земля представляет собой слегка сплюснутый шар. И этот шар называют «голубой планетой».

- Объясните, почему? (Много воды)

- Правильно, но не только.

1. Игра «Веришь - не веришь» Слайд 18 (Приложение 4)

- Я предлагаю вам набор утверждений, а вы в группе возле истинных поставите +, а возле ложных -.

Утверждение

Веритене верите

1.

Нашу планету называют «голубой планетой», потому что на Земле много океанов, морей, рек и озёр.

 

2.

 Нашу планету называют «голубой планетой», потому что она имеет воздушную оболочку - атмосферу.

 

Слайд 19

- Все эти утверждения истинны. На нашей планете много воды, в которой зародилась жизнь. Она окружена озоновым слоем, защищающим всё живое от ультрафиолетовых лучей, имеет атмосферу, в состав которой входит кислород, необходимый для дыхания людям, животным, растениям.

- Мы рассмотрели Вселенную. Есть в ней порядок?

- А в Солнечной системе есть порядок. (Планеты движутся по орбитам, вокруг солнца)

- А на нашей планете Земля, в природе есть порядок? (Смена дня и ночи, закат и восход, смена времён года)

- Человек - это часть Вселенной, значит и в его действиях должен быть порядок.

IV. Рефлексия. Слайд 20 (Приложение 5)

Метод пяти пальцев «5 - Я»

М - (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я получил?

Б - (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С - (средний) — состояние духа: какое было сегодня у меня преобладающее настроение, расположение духа?

У- (указательный) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или поспособствовал?

Б — (большой) — бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие?

- Обведите свою ладошку.

- На мизинце продолжите: Я узнал о...

- На безымянном продолжите: Я сделал

- На среднем пальце продолжите: Настроение у меня

- На указательном – продолжите: Я помог

- На большом пальце – продолжите: Мое самочувствие

- Прикрепите свои ладошки возле модулей «Солнечная система». Слайд 21

- Порядок должен быть везде. Во Вселенной, в Солнечной системе, в наших мыслях, делах, поступках. И тогда воцарится гармония, любовь, красота, мир в нашей жизни и во всем необъятном космосе.