Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся «БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗДОРОВО!» - это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:
- неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
- факторы риска, имеющие место в школе, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
- чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
- активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;
- особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы (необходимость лежать в постели, болезненные уколы), неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятие ребёнком деятельности, связанной с укреплением здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.
Наиболее эффективным путём формирования ценности здоровья и здорового образа жизни явилась направляемая и организуемая учителями, воспитателем, социальными педагогами, психологом, родителями самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены.
При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте учитывалась зона актуального развития, так как формирование ценности здоровья и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни школы, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации строилась на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Цель программы: создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике.
Задачи программы:
- сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
- дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
- дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
- сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:
- актуальности. Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;
- доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- положительного ориентирования. В соответствии с этим принципомуделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения;
- последовательности Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;
- системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;
- сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков. Известно, что состояние здоровья зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе. Поэтому программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни.
Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья средствами физической культуры и спорта.
Основные направления просветительской и мотивационной работы
Направление деятельности |
Задачи |
Содержание |
Санитарно-просветительская работа по формированию |
1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни. |
– Проведение уроков здоровья, |
Профилактическая деятельность |
1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья. |
– Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье. |
Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа |
1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта. |
– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в прогимназии: организация подвижных игр; соревнований по отдельным видам спорта; |
Примерное программное содержание по классам.
Ступень образования |
Содержательные линии |
Предшкольная |
Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни |
1 класс |
Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни |
2 класс |
Мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс |
Осознанно о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс |
Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
Деятельность по реализации программы.
Творческие конкурсы:
- рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;
- поделок «Золотые руки не знают скуки»;
- фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
- стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
- сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».
Работа клуба «Быть здоровым – здорово!».
1-й год. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.
Глаза – главные помощники человека. Профилактика близорукости. Правила сохранения зрения.
В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.
Надежная защита организма. Забота о коже.
Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).
«Рабочие инструменты» человека (уход за руками и ногами).
Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).
Если хочешь быть здоров – закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.
2-й год. Здоровье в порядке – спасибо зарядке!
Сон – лучшее лекарство.
Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.
Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.
Физкультура в молодости – здоровье в старости.
Движение и здоровье.
Подвижные игры.
Народные игры.
Доктора природы.
3-й год. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.
Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?
Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.
Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.
Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!
Красоты души и тела.
Учение с увлечением.
Лучший отдых – любимое занятие.
Умей организовывать свой отдых.
4-й год. Как помочь себе сохранить здоровье?
Что зависит от моего решения?
Почему некоторые привычки называют вредными.
Зло – табак.
Зло – алкоголь.
Зло – наркотик.
Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.
Телевизор и компьютер – друзья или враги?
Будем делать хорошо и не будем плохо.
Праздники здоровья.
1-й класс – «Друзья Мойдодыра» (утренник).
2-й класс – «С режимом дня, друзья!» (устный журнал).
3-й класс – «Парад увлечений» (форум).
4-й класс – «Нет вредным привычкам!» (марафон).
Работа «Клуба интересных встреч»
(в организации и проведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий).
1-й год
- О чем поведал микроскоп. (Врач-гигиенист)
- Береги свои зубы. (Врач-стоматолог)
- Первая помощь при обморожении. (Школьная медсестра)
- Внимание, клещ! (Медсестра)
2-й год
- Профилактика детского травматизма. Операция «Внимание: дети!» (Инспектор ГИБДД)
- Если дружишь с физкультурой. (Тренер ДЮСШ)
- Профилактика простудных заболеваний. (Медсестра)
- Витамины вокруг нас. (Врач-педиатр)
3-й год
- Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность). (Психолог)
- В мире прекрасного.
- Профессия - журналист. (Встреча с корреспондентом местной газеты)
4-й год
- Береги здоровье смолоду! (Детский врач)
- Профилактика алкоголизма и табакокурения. (Социальный педагог)
- Профилактика наркомании.
- Как быть другом. (Психолог)
Экскурсии.
1-й год – «По безопасному маршруту в детскую библиотеку, в школу»;
2-й год - В аптеку. Пожарная часть.
3-й год и 4-й год – Музеи Москвы и МО.
Работа с родителями.
Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.
Тематика родительских собраний.
1-й год. Здоровье ребенка – основа успешности в обучении (проблемная лекция). Режим дня в жизни школьника (семинар-практикум).
2-й год. Путь к здоровью (собрание-калейдоскоп). Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников. (Полезные советы на каждый день).
3-й год. Спортивные традиции нашей семьи (круглый стол). Эмоциональное состояние.
4-й год. Как уберечь от неверного шага. (Профилактика вредных привычек)
Ежегодно: Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся. (Ежегодная церемония вручения премии «Ученик года» по номинациям).
Тематика консультативных встреч.
Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
От чего зависит работоспособность младших школьников.
Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
Профилактика близорукости.
Профилактика нарушения осанки.
Упражнения на развития внимания.
Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
Упражнения на развитие логического мышления.
Предупреждение неврозов.
Циклограмма работы учителей начальной школы и воспитателей ГПД.
Ежедневно | Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки. Су-Джок. |
Еженедельно |
Выпуск «Страничек здоровья», работа в кружках, спортивных секциях, занятия в «Клубе «Быть здоровым – здорово!», проведение уроков на свежем воздухе. |
Ежемесячно |
Заседание клуба , консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты. |
Один раз в триместр |
Занятие «Клуба интересных встреч», классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания. |
Один раз в полугодие |
Дни открытых дверей (для родителей), заполнение паспорта здоровья, посещение кабинета стоматологии. |
Один раз в год |
Медицинский осмотр, операция «Витаминный чай», профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья. |
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
- соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
- наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
- организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
- оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
- наличие помещений для медицинского персонала;
- наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
Предполагаемый результат реализации программы:
- стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
- сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
- активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
- рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
- высокий уровень сплочения детского коллектива;
- активное участие родителей в делах класса;
- способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.
Связи, устанавливаемые для реализации программы.
Внутренние: учитель физкультуры, школьная медсестра, социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
Внешние: детская библиотека, спортивные секции, ДЮСШ.
Критерии результативности:
- автоматизм навыков личной гигиены;
- эффективность программы оценивается по результатам диагностик (экспресс-диагностика показателей здоровья первоклассников; анкеты для родителей «Здоровье ребенка», «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым?»; для учащихся «Значимость здоровья в системе ценностей», «Сформированность навыков личной гигиены»).