Урок по теме "Умножение обыкновенных дробей"

Разделы: Математика


Цели:

  • образовательные: ввести правило умножения дроби на натуральное число, научить применять его при решении примеров и задач;
  • развивающая: развивать культуру математической речи;
  • воспитательные: умение слушать и слышать, умение работать в паре.

Оборудование: компьютер, учебник (Виленкин Н.Я. и др., Математика-6, 2008).

1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Великий Аристотель сказал: "Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного". Как вы понимаете эти слова? Обсуждение, вывод.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним действием над обыкновенными дробями. Но сначала проанализируем результаты контрольной работы и посчитаем устно.

2. Анализ контрольной работы.

  • Ознакомить с результатами.
  • Решить задания, вызвавшие затруднения у учащихся.

3. Устный счет. (Задания на экране).

  • Вычислить: 3-1/2, 7-2/9, 11-4/5;
  • Сократить дроби: 7/35, 6/12, 15/55, 20/160, 42/48;
  • Перевести дроби в десятичные: ?, ?, ?, 2/5, 7/5, 1/8, 23/25;
  • Выделить целую часть из неправильной дроби: 3/2, 11/4, 7/3, 8/1, 15/7, 16/4.
  • Заменить сумму произведением:
    • 6+6,
    • 5+5+5+5,
    • х+х+х+х+х+х,
    • (а+с)+ (а+с)+ (а+с).

4. Новый материал.

  1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3/5 см и 4 см. (S=3/5*4)
  2. Можем ли найти произведение? Почему нет? (Не умеем выполнять умножение обыкновенной дроби на число.) Какова же тема урока? (Умножение обыкновенных дробей.) Тему запишем в тетрадь.
  3. А как можно вычислить это произведение? (1.Заменой на сумму: 3/5+3/5+3/5+3/5=12/5. 2.Перевести дробь в десятичную: 0,6*4=2,4.)
  4. Такой же ответ получится, если мы числитель дроби 3 умножим на число 4, а знаменатель оставим без изменения.
  5. Это и есть правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Запишем его в тетрадь.
  6. Чтобы умножить обыкновенную дробь на натуральное число, нужно ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
  7. Выполните умножение самостоятельно в тетрадях: 1/3* 4, 5/7*2, 9/11*20.
  8. Какие дроби получились в результате? (Неправильные.)
  9. Что нужно сделать? (Выделить целую часть.)
  10. 1/3* 6, 5/7*21, 9/11*22.
    Какие дроби получились в результате? (Сократимые.)
    Что нужно сделать? (Сократить.)
  11. 1/4*3, 3/5*4, 2/25*7
    Что можно сделать с полученными дробями? (Перевести их в десятичные.)
    При выполнении умножения не забывайте про эти три момента!

5. Закрепление изученного материала.

  • Из учебника № 429 - текстовая задача, с подробным комментированием решить на доске.
    В одну банку помещается 8/25 кг крупы. Сколько этой крупы вместят две, пять, десять таких банок?
    Сколько вопросов в задаче? Как узнать, сколько крупы помещается в определенную емкость?
  • Из учебника № 427 - вычислить , с обратной стороны доски работают два человека, остальные решают самостоятельно в тетрадях.
    3/8*2, 5/18*12, 7/15*40, 7/8*24, ?*30, 9/11*11, 19/20*0.

Затем осуществить взаимопроверку (ответы выведены на экране ).

Оценить соседа по парте по следующим критериям: "5"-нет ошибок, "4"-одна ошибка, "3"-две или три ошибки. Сделать вывод.

6. Подведение итогов урока.

Расскажите, как выполнить умножение обыкновенной дроби на натуральное число.

Что необходимо сделать, если в результате получилась неправильная дробь, сократимая дробь?

Домашнее задание. Пункт 13 (1 часть), выучить правило, придумать и решить 5 примеров и текстовую задачу на данное правило; № 482(а) - решить уравнение (на повторение).