Цели:
- образовательные: ввести правило умножения дроби на натуральное число, научить применять его при решении примеров и задач;
- развивающая: развивать культуру математической речи;
- воспитательные: умение слушать и слышать, умение работать в паре.
Оборудование: компьютер, учебник (Виленкин Н.Я. и др., Математика-6, 2008).
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. Великий Аристотель сказал: "Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это важнейшие виды прекрасного". Как вы понимаете эти слова? Обсуждение, вывод.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним действием над обыкновенными дробями. Но сначала проанализируем результаты контрольной работы и посчитаем устно.
2. Анализ контрольной работы.
- Ознакомить с результатами.
- Решить задания, вызвавшие затруднения у учащихся.
3. Устный счет. (Задания на экране).
- Вычислить: 3-1/2, 7-2/9, 11-4/5;
- Сократить дроби: 7/35, 6/12, 15/55, 20/160, 42/48;
- Перевести дроби в десятичные: ?, ?, ?, 2/5, 7/5, 1/8, 23/25;
- Выделить целую часть из неправильной дроби: 3/2, 11/4, 7/3, 8/1, 15/7, 16/4.
- Заменить сумму произведением:
- 6+6,
- 5+5+5+5,
- х+х+х+х+х+х,
- (а+с)+ (а+с)+ (а+с).
4. Новый материал.
- Найдите площадь прямоугольника со сторонами 3/5 см и 4 см. (S=3/5*4)
- Можем ли найти произведение? Почему нет? (Не умеем выполнять умножение обыкновенной дроби на число.) Какова же тема урока? (Умножение обыкновенных дробей.) Тему запишем в тетрадь.
- А как можно вычислить это произведение? (1.Заменой на сумму: 3/5+3/5+3/5+3/5=12/5. 2.Перевести дробь в десятичную: 0,6*4=2,4.)
- Такой же ответ получится, если мы числитель дроби 3 умножим на число 4, а знаменатель оставим без изменения.
- Это и есть правило умножения обыкновенной дроби на натуральное число. Запишем его в тетрадь.
- Чтобы умножить обыкновенную дробь на натуральное число, нужно ее числитель умножить на это число, а знаменатель оставить без изменения.
- Выполните умножение самостоятельно в тетрадях: 1/3* 4, 5/7*2, 9/11*20.
- Какие дроби получились в результате? (Неправильные.)
- Что нужно сделать? (Выделить целую часть.)
- 1/3* 6, 5/7*21, 9/11*22.
Какие дроби получились в результате? (Сократимые.)
Что нужно сделать? (Сократить.) - 1/4*3, 3/5*4, 2/25*7
Что можно сделать с полученными дробями? (Перевести их в десятичные.)
При выполнении умножения не забывайте про эти три момента!
5. Закрепление изученного материала.
- Из учебника № 429 - текстовая задача, с подробным
комментированием решить на доске.
В одну банку помещается 8/25 кг крупы. Сколько этой крупы вместят две, пять, десять таких банок?
Сколько вопросов в задаче? Как узнать, сколько крупы помещается в определенную емкость? - Из учебника № 427 - вычислить , с обратной
стороны доски работают два человека, остальные
решают самостоятельно в тетрадях.
3/8*2, 5/18*12, 7/15*40, 7/8*24, ?*30, 9/11*11, 19/20*0.
Затем осуществить взаимопроверку (ответы выведены на экране ).
Оценить соседа по парте по следующим критериям: "5"-нет ошибок, "4"-одна ошибка, "3"-две или три ошибки. Сделать вывод.
6. Подведение итогов урока.
Расскажите, как выполнить умножение обыкновенной дроби на натуральное число.
Что необходимо сделать, если в результате получилась неправильная дробь, сократимая дробь?
Домашнее задание. Пункт 13 (1 часть), выучить правило, придумать и решить 5 примеров и текстовую задачу на данное правило; № 482(а) - решить уравнение (на повторение).