Особенности проведения праздников и развлечений с детьми раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


 Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский

С раннего возраста музыка занимает важное место в развитии и воспитании малыша. Это связано с тем, что музыка благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно для себя учатся говорить правильно.

Музыка чудесным образом влияет на развитие мозга детей, активизируя соединения между нервными клетками. Первые 6 лет жизни ребёнка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов «музыкального образования» малыша.

Очень часто от коллег слышу такую фразу: «А мне не нравится заниматься с яслями, неинтересно, ничего не понимают, лучше со старшими…» А ведь это ошибочное мнение! Многие учёные считают, что «психологические основы обучения закладываются уже с рождения, и именно в раннем детстве нужно создавать условия для успешного развития природных задатков ребёнка» [4]. Многие педагоги допускают грубейшую ошибку: начинают ответственно и заинтересованно заниматься музыкальным воспитанием детей младшего, а то и старшего дошкольного возраста, упуская ранний период.

Малыш в первый раз пришёл в детский сад. Для него всё ново, необычно, не так как дома, начинается очень сложный, порой напряжённый, а иногда и болезненный период адаптации. В этот период самым необходимым является создание для малышей психологического комфорта. Ребёнок, легче привыкнет к новой обстановке, если заботливые воспитатели и няня смогут завладеть его вниманием, позабавить. А главное, что отвлечёт ребёнка от переживаний, вызовет положительные эмоции, повысит его настроение – музыка! И тут на помощь прихожу я, музыкальный руководитель.

Всю свою работу строю в строгом соответствии с основной общеобразовательной программой МДОУ ЦРР д/с № 46, перспективным и тематическим планированием.

Первые две-три недели группы раннего возраста я посещаю каждый день, все занятия и развлечения провожу в групповой комнате. На первом этапе для меня важнее занять и увлечь малыша музыкой, вызвать у него радостные эмоции, интерес к играм-забавам, чем обучить каким-либо движениям и навыкам.

В этот период я активно использую мягкую образную игрушку. В гости к малышам прихожу то с рычащим медвежонком, то с хитрой лисичкой, колючим ёжиком, куклой, зайчишкой-трусишкой. В моих руках игрушки «оживают»: они здороваются с детьми, поют песенки, танцуют, играют в прятки и догонялки. Эти игры непродолжительны по времени, но помогают собрать и переключить внимание детей, внести разрядку в привычную обстановку, создать весёлое, приподнятое настроение.

С целью развития речи, общей и мелкой моторики, двигательных возможностей ребёнка широко использую в своей практике песенки и стихи с движениями (например, «Мишка косолапый», «Зайчик серенький», «Идёт коза рогатая» и др.). Поначалу малыши будут только «наблюдателями», пассивными участниками, но со временем с удовольствием начнут выкрикивать отдельные слова и жестами изображать то, о чём говорится в стихотворении.

На следующем этапе работы я начинаю решать задачи определённые программой по музыкальному развитию детей раннего возраста.

Основные задачи:

  • Формировать устойчивый интерес к музыке.
  • Развивать основы музыкальности, вызывая эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, темпа и динамики, а также понятные певческие интонации (радость, грусть, вопрос, ответ).
  • Развивать активность детей в музыкальной деятельности: побуждать к подпеванию слогов, слов, к выполнению простых танцевальных движений в соответствии с текстом пляски (хлопать в ладоши, делать «фонарики», топать ногой, двумя ногами, покачиваться с ноги на ногу и т.п.) по показу и самостоятельно, а также к игровым действиям.
  • Побуждать детей к элементарным музыкально-творческим проявлениям.

Эти задачи осуществляю в разных формах музыкальной деятельности: на музыкальных занятиях, в индивидуальной работе, при проведении праздников и развлечений.

С целью порадовать, повеселить детей, закрепить пройденный материал, обогатить яркими радостными впечатлениями два раза в месяц провожу развлечения. Формы разнообразны: кукольные спектакли, игры-забавы, театрализованные представления, музыкальные сказки (Приложение 1, приложение 2), физкультурные досуги. В течение учебного года организую праздники по временам года: осенью - праздник осени, зимой - праздник Ёлки (Приложение 3, приложение 4) и весной - 8 марта.

К данным формам музыкальной деятельности привлекаю родителей. Они активные участники мероприятий. С детьми танцуют и поют, вместе играют. За неделю до предстоящего праздника провожу с родителями консультацию, где обговариваются правила поведения, форма одежды, правила фотографирования и съёмки; разучиваю музыкальный материал, знакомлю с сюжетом сценария; привлекаю к изготовлению атрибутов, масок, костюмов. Как показала практика, совместные мероприятия с родителями лучше проводить во второй половине учебного года (весной).

Сценарии праздников и развлечений разрабатываю на основе имеющейся методической литературы, с учётом навыков музыкальной деятельности малышей на конкретный период. При работе над сценарием учитываю следующие принципы:

  • доступность;
  • содержательность;
  • занимательность;
  • развлекательный характер;
  • познавательность;
  • двигательность;
  • «сюрпризность».

Придерживаюсь следующих правил:

  • интересный сюжет;
  • основа праздника – игра;
  • единая игровая тема;
  • чередование зрелищных моментов с активными действиями детей;
  • построение программы на хорошо знакомом музыкальном материале, ранее освоенном с детьми;
  • включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;
  • продолжительность праздника не более 15 – 20 минут.

Свою работу строю в тесном сотрудничестве с воспитателями. За месяц до предстоящего мероприятия новый сценарий обсуждаю и адаптирую к характерным особенностям конкретной группы. В ходе обсуждения распределяем роли, организацию детей, взрослых, оформление декораций, атрибутики.

Роль взрослых на празднике особенно важна, ведь дети раннего возраста не могут самостоятельно петь, плясать, исполнять даже маленькие роли. Ведущий, он же воспитатель, должен хорошо знать программу развлечения, в ходе праздника постоянно активизировать не только действия детей, но и их восприятие. Любой приглашённый персонаж, должен быть хорошо знаком малышам. Это могут быть зайчик, петушок, лисичка, Матрёшка, Петрушка и др. Он должен быть добрым, ласковым, приветливым, обязательно общаться с детьми. Герою праздника очень важно завладеть вниманием малышей, вызвать у них ответные действия (на просьбу похлопать в ладоши, попрыгать, позвать, отнести, отдать). Именно поэтому провожу неоднократные консультации и репетиции предстоящего мероприятия, на которых взрослые отрабатывают речь, интонационную выразительность, движения.

Как известно, маленьких детей всегда привлекают яркие краски, что-то новое, необычное, красивое, поэтому особое внимание уделяю оформлению зала (Рисунок 1-5), пошиву костюмов, изготовлению реквизита к танцам и играм (Рисунок 6-7).

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Развлечения в детском саду являются важной формой организации детей вне занятий, помогают создать радостную атмосферу, способствуют формированию у детей положительных эмоций, расширяют сферу их чувств, приобщают к коллективным переживаниям, развивают инициативу, творческую выдумку.

Для работы с малышами важны не только профессиональные знания, но и особые личностные качества педагога, такие как искренность, эмоциональность, и главное – любовь. Только тогда, мы педагоги сможем найти самый настоящий, естественный отклик на нашу работу. Я рада тому, что когда прихожу в группу, малыши начинают мне искренне улыбаться, их глаза светятся счастьем, они берут меня за руку и тянут в музыкальный зал, перегоняя друг друга. Это самая важная благодарность за мою работу.

Предлагаю несколько сценариев развлечений и праздников из опыта работы:

Рисунок 8

Рисунок 9

  • «Бабушка – Забавушка в гостях у ребятушек» (Приложение 7), (Рисунок 10);

Рисунок 10

Рисунок 11

Литература:

  1. Аничков мост: вчера, сегодня, завтра (педагогический альманах), вып. 3/Санкт-Петербург 2006.
  2. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников/М.: Просвещение, 1985.
  3. Зарецкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста/М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Картушина М.Ю. Забавы для малышей/М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Картушина М.Ю. Музыкальные сказки о зверятах/М.: Скрипторий 2003, 2009.
  6. Костина Э.П. Камертон (программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста)/М.: Просвещение, 2006.
  7. Луконина Н., Чадова Л. Праздники в детском саду для детей от 2 до 4 лет/ М.: Айрис-пресс, 2004.
  8. Петрова В.А Малыш (программа развития музыкальности у детей раннего возраста)/М. 1998.
  9. Ходаковская З.В. Музыкальные праздники для детей раннего возраста. Сборник сценариев/М.: Мозаика-Синтез, 2006.