Урок для учащихся старших классов на тему "Наркомания: история болезни"

Разделы: Внеклассная работа


(продолжительность 1,5 часа)

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с различными группами наркотических веществ, с причинами и развитием заболевания наркомании.
  2. Рассмотреть механизм действия наркотиков.
  3. Убедить учащихся в пагубном действии наркотиков.
  4. Пропагандировать здоровый образ жизни.

Средства обучения:

  1. Магнитофон.
  2. Кассета с записью песни Д.Тухманова “Как прекрасен этот мир”.
  3. Кассета с записью “исповеди наркомана”.
  4. Карточки с информацией о наркотических веществах для каждого учащегося.
  5. Таблица “Строение головного мозга”

Перед уроком звучит песня “Как прекрасен этот мир”.

Учитель биологии.

Сейчас вы слышали известную песню композитора Давида Тухманова на слова В.Харитонова и Ю.Антонова “Как прекрасен этот мир”. Действительно, окружающий мир открыт для нас восхитительными красками, звуками, ароматами. Окружающий мир вдохновляет человека на творчество, созидание и порождает высокие чувства – любовь, добро, сострадание. Но существует другой мир для больных тяжёлой болезнью – наркоманией. Об этом заболевании мы сегодня с вами будем говорить на уроке. Необходимость в проведении занятия связана с актуальностью проблемы наркомании. Для подготовки урока мы обращались за консультациями к главному специалисту города по борьбе с наркоманией, заведующему наркологическим отделением, начальнику отдела по связям с общественностью УВД города и начальнику уголовного розыска.

Запишите тему урока “Наркомания: история болезни” и ключевые определения:

Наркомания – это заболевание, при котором жизнедеятельность организма находится на оптимальном уровне только при постоянном приёме наркотиков. Буквальный перевод с греческого языка (“narke” – оцепенение, “mania” – тяга) как нельзя лучше передаёт суть явления.

Наркотики – это химические вещества растительного или синтетического происхождения, способные вызывать изменение психического состояния, применение которых приводит к зависимости.

Затем учитель биологии знакомит учащихся с данными наркологической и правоохранительной службы города.

Учитель биологии.

Как отмечают работники милиции, многие подростки нашего города не считают, что марихуана или гашиш являются наркотиками. Полагают, что это баловство, что ничего страшного в курении этих наркотиков нет. Это заблуждение. Ребята чаще всего используют информацию о наркотиках от своих сверстников или от торговцев наркотиками, которые заинтересованы расширить круг своих клиентов. Попробуем выяснить, что такое наркотики. Существует легенда. Прослушайте её.

Выступление учащегося. Один человек полюбил сказочную принцессу. Её звали Нин. Однажды человек побывал во дворце своей возлюбленной, но затем забыл туда дорогу. Позже ему пришлось жениться на обыкновенной женщине, хотя он часто вспоминал принцессу Нин. В одну прекрасную ночь человек увидел сон, в котором сказочная принцесса Нин сказала: “Не теряй надежды, найди под старыми развалинами прозрачный камень, он будет напоминать обо мне”. Но жена человека нашла в хижине этот камень и выбросила его. Камень разлетелся на тысячи осколков, из которых затем выросли диковинные цветы. Несчастный влюблённый расстроился, но сказочная принцесса во сне посоветовала ему собрать сок этих растений и курить его через трубку. Человек с тех пор курит эту трубку. Он совсем забыл не только жену и дом, своих детей и родителей, но и саму сказочную принцессу Нин.

Учитель биологии.

В легенде говорится о растении опиумный мак, в котором содержатся морфиноподобные соединения. Познакомимся с основными группами наркотических веществ, о которых расскажут вам одноклассники.

Задание классу. По этому материалу заполните таблицу.

Группы наркотических средств

Группы

Наркотические средства

Источник сырья

Действие

  1. Опиаты
  2. Каннабиноиды
  3. Кокаиновые наркотики
  4. Амфетамины
  5. Галлюциногены
     

Краткое содержание выступлений учащихся по теме

“Группы наркотических веществ”:

  1. Опиаты (опий, ханка, морфин, героин, кодеин) получают из мака (таблица). Обладают седативным, “затормаживающим” действием, после применения вызывают состояние спокойствия, умиротворения. Характерна необычная сонливость, снижение болевой чувствительности, очень узкие зрачки.
  2. Каннабиноиды – препараты конопли – марихуана, анаша и гашиш (таблица). При употреблении характерно состояние безудержной весёлости; нарушается восприятие размеров предметов и их пространственных отношений, могут возникать галлюцинации. Возникает чувство голода и жажды, тяга к сладкому, покраснение глаз, широкие зрачки.
  3. Кокаиновые наркотики (кокаин)– психостимуляторы. Кокаин входит в состав листьев коки – кустарника, растущего в лесах Южной Америки. Кокаин стимулирует ЦНС. Человек становится возбуждённым, разговорчивым, деятельным, растёт уверенность в себе и в своих силах. Наркоман, лишённый кокаина, испытывает депрессию, мышечные боли, нарушается сон, аппетит, выявляются изменения в ЭЭГ.
  4. Амфетамины – наркотики, обладающие психостимулирующим, “возбуждающим” действием. К этой группе относятся синтетические вещества, получаемые из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин. В природе эфедрин содержится в растении эфедра. Последствия употребления амфетаминов: нервное истощение, необратимые изменения головного мозга, поражение внутренних органов.
  5. Галлюциногены (ЛСД, мескалин, псилоцин, псилоцибин) вызывают галлюцинации. Галлюцинация – явление обмана зрения, слуха, обоняния и т.д. вследствие психического расстройства. ЛСД является производным грибка спорыньи, который растёт на злаках. ЛСД открыл учёный Гофман, добыв его из зёрен пшеницы, заражённых спорыньёй. Мескалин содержится в одном из видов кактусов под названием пейот, который растёт в Мексике и на юге США. Псилоцин и псилоцибин содержатся в грибах-поганках.

Учитель биологии о механизмах формирования наркотической зависимости.

Как бы не отличались наркотические вещества, они имеют сходный механизм действия на организм.

На основании экспериментальных данных учёные предположили, что в механизме формирования психической зависимости важную роль играет влечение к наркотическому опьянению и эйфории, которые наступают в результате активации наркотиком центра положительных эмоций в головном мозге.

Разберём процесс формирования зависимости на примере опийной наркомании. Действие опия связано с тем, что его молекула очень похожа на эндорфины – вещества, естественно вырабатываемые нашим мозгом. Эндорфины не случайно называют “гормонами радости”, так как они играют важную роль в формировании хорошего настроения, чувства благополучия, спокойствия, уверенности. Особенно много их вырабатывается в моменты душевного подъёма, любви, успеха.

Кроме того, эндорфины отвечают за уровень болевой чувствительности, влияют на темп дыхания, сердцебиения, тонус сосудов, величину зрачка, активность кашлевого центра, работу желёз и перистальтику кишечника.

При регулярном поступлении опия выработка собственных эндорфинов значительно снижается. У каждого человека в организме есть опиатные рецепторы. Это особые участки нервной системы, которые реагируют на эндорфины, а значит, и на наркотики опийной группы. Присутствие в организме опиатов нарушает нормальный синтез эндорфинов. Впоследствии, когда введённый препарат разрушается, уровень эндорфинов в мозге остаётся пониженным, что вызывает физическую и эмоциональную боль. Чтобы избавиться от этой боли, человек вынужден принимать большую дозу наркотического средства. Так развивается химическая зависимость от наркотиков.

Мы рассмотрели разные группы наркотиков и механизм их действия. Теперь приступим к изучению наркомании. Представьте себя на врачебном консилиуме, где изучают историю болезни. Лечащие врачи знакомят коллег со своими пациентами. Ваша задача прослушать историю болезни и определить закономерности течения наркомании.

Ученик в роли доктора в белом халате зачитывает эпикриз из истории болезни.… Ирины Николаевны, 10.04.78 года рождения.

Не работает. Поступила в наркологическое отделение 19.08.97. Выписана 08.09.97, (20 календарных дней).

Жалобы при поступлении на зависимость от наркотиков группы опия, недомогание, слабость, боли в мышцах, тошноту, боли в животе, неустойчивый стул.

Анамнез. Родилась вторым ребенком в семье, в срок. Мать здорова. Отец страдает хроническим алкоголизмом. Раннее развитие без отставаний. В 6 лет перенесла операцию по грыжесечению. Аллергоанамнез не отягощен. В школу пошла с 7 лет, окончила успешно 11 классов, поступила в педагогический университет (проучилась 1 год). Живет в семье с родителями. Алкоголь впервые попробовала в 18 лет.

Летом 1996 года впервые внутривенно ввела преперат опия-сырца (“ханка”) – 1,0 (0,5 гр). “Приход” ощутила сразу. В течение месяца кололась нерегулярно, затем перешла на ежедневное введение наркотиков. Дважды самостоятельно “перекумаривала” осенью и зимой 1996–1997 годов. Перенесла вирусный гепатит “В” в 1996 году. Максимальный срок воздержания от наркотиков – 2 месяца. Последние 4 месяца вновь ежедневно употребляет “ханку” в дозе до 3 грамм/ сутки с добавлением 1 таблетки димедрола. Имеет 4 привода в милицию, судимости отрицает. Последнее введение наркотиков – 14 августа 1997 года. Дома перед госпитализацией самостоятельно терпела “ломку”. Лечиться решила самостоятельно. Последний год употребляла наркотики вместе с другом, который сейчас отбывает уголовное наказание.

Вопрос классу: Какие закономерности течения болезни вы обнаружили?

Ответ: Несмотря на отличительные черты в клиническом проявлении болезни при использовании разных видов наркотиков, у всех наркотиков одинаковый эффект воздействия на организм. После приёма наркотиков сначала наступает психическая, а затем физическая зависимость.

Учитель биологии. В медицинских документах врачи описывают клиническую картину болезни, отмечают характерные внешние признаки больного, физиологические показатели. Краткие лаконичные записи в карте больного не описывают его страданий. Мы предлагаем рассмотреть этапы развития наркотической болезни на примерах, взятых из художественной литературы, которые предоставила нам для урока заведующая школьной библиотекой Цыцунова Лариса Юрьевна.

Задание классу. Выписать в тетрадь этапы развития наркомании.

Этапы развития наркотической зависимости

(об этапах болезни рассказывает учитель биологии или приглашённый на урок врач-нарколог, отрывки из произведений выразительно читают учащиеся)

Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба одурманивающего вещества сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Обычно подросток пробует наркотик, подчиняясь наркогенному давлению со стороны сверсников, чтобы стать “своим” в компании, “не выделяться, быть как все”… Значи-тельную часть несовершеннолетних привлекает возможность испытать новые, неизвестные ощущения. Чаще всего попытка оказывается безрезультатной или даже неприятной. Организм пытается защититься от внедрения наркотика. Однако каждое последующее использование наркотического вещества расшатывает защитные механизмы организма.

Второй этап. Для него характерно достижение эйфорического эффекта. Эйфория – преувеличенное ощущение хорошего самочувствия. На этом этапе подростокк может понимать опасность наркотизации, но сопротивляться соблазну испытать эйфорию становится всё сложнее.

Прослушайте отрывок из произведения “Синяя трава” (журнал “Детская литература”, 1994), в котором уже первый приём наркотика вызвал эйфорию.

“…Джилл и один из мальчиков подали всем стаканы с кока – колой. И все сразу же улеглись – кто на подушки на полу, кто на кресло, кто на диван… Все медленно пили. Ине показалось, что ребята внимательно наблюдают друг за другом. Я смотрела на Джилл и думала, что надо делать всё также, как она.

Вдруг я почувствовала себя очень странно – так, будто у меня внутри началась буря…Всё моё тело было напряжено, мышцы сведены в судороге, я испытывала какой-то страх, который душил меня, я задыхалась…Я смотрела, как разные цвета смешиваются и вращаются большие пятна – синие, жёлтые…

Прошла, по-моему целая вечность…Я вернулась на землю…и спросила Джилл, что со мной было. А она мне объяснила, что в десяти из 14 стаканов кока – колы был ЛСД, и никто не знал, у кого он окажется…

Впоследствии эта пятнадцатилетняя девушка стала наркоманкой”.

Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении симптомов психической зависимости. В момент отсутствия наркотического вещества человек может испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности или глубокой депрессии (угнетённое, подавленное психическое состояние). Причина в том, что при наркотизации происходят существенные изменения в деятельности головного мозга. При постоянном поступлении наркотика организм снижает чувствительность опиатных рецепторов. Снижается сила и “приятность” эйфорических ощущений, что приводит к необходимости увеличивать дозу для достижения эффекта.

Прослушайте отрывок из произведения Конан Дойля “Знак четырёх”, в котором описывается психическая зависимость от наркотиков.

“…Шёрлок Холмс…нервными длинными белыми пальцами закрепил в шприце иглу и завернул манжет левого рукава. Несколько времени, но недолго он задумчиво смотрел на свою мускулистую руку, испещрённую бесчисленными точками прошлых инъекций. Потом вонзил острие и удовлетворённо вздохнул.

Ватсон пишет: “Я не выдержал и взорвался…”

Холмс ответил: “Возможно вы правы, Ватсон. Наркотики вредят здоровью. Но зато я открыл, что они удивительно стимулируют умственную деятельность и проясняют сознание. Так что их побочным действием можно пренебречь!

Ватсон говорит: “Но подумайте, какую цену вы за это заплатите! Я допускаю, что мозг ваш начинает интенсивно работать, но это губительный процесс, ведущий к перерождению нервных клеток и, в конце концов, к слабоумию…”

Четвёртый этап. Формируется физическая зависимость от препарата. Она проявляется в том, что организм не может нормально функционировать без наркотика и в его отсутствие развивается синдром отмены (абстинентный синдром) или “ломка”. Он характеризуется физическими и психическими нарушениями, связанными с тем, что наркотик стал частью обменных процессов организма. Возникают мучительные ощущения.

Прослушайте отрывок из произведения Мариуса Габриэля “Первородный грех”, в котором описывается абстинентный синдром. Запишите в тетрадь основные признаки абстиненции.

“…Иден находилась в полузабытьи – полубодрствовании. Её тело буквально подпрыгивало на железной кровати…руки…пытались сжаться в кулаки, но на это не хватало сил… Невидимый монстр изнутри раздирал всё тело, отделяя ещё живые мышцы от костей…Выворачивало все суставы…

Хотелось пить, но горло опухло и не пропускало воду…Кожа покрылась мелкими пупырышками, и любое прикосновение к ней Иден ощущала как ожог…Язык распух, желудок выворачивало наизнанку слизью с множеством кровяных сгустков…Стены опять начинали надвигаться на неё. Она пыталась упереться в них руками, но ничего не получалось. Одновременно было холодно и жарко, тёк пот и бил озноб…”

Учитель биологии. В результате продолжительной болезни у наркоманов наблюдается деградация (утрата ценных качеств) личности. Происходит постепенное разрушение социальных связей, меняется система ценностей. Всё, что раньше было значимым, дорогим, любимым, теряет смысл. Отношения с близкими людьми постепенно ухудшаются. Финансовые затруднения могут привести наркомана к конфликту с законом.

Прослушайте отрывок из произведения Уильяма Берроуза “Голый завтрак”, в котором описываются условия жизни наркомана, который в течение 15 лет употреблял героин.

“…Я жил в однокомнатной квартирке в туземном квартале Танжера. Целый год я не принимал ванну, не менял одежду, и снимал её только для того, чтобы ежечасно вонзать иглу в жилистое, одеревеневшее на последней стадии наркомании, тело. В комнате я ни разу не убирал. Пустые коробки из-под ампул вместе с гниющим мусором были свалены в кучу высотой до потолка. Свет и воду давно отключили за неуплату. Я совершенно ничего не делал. Восемь часов кряду я мог разглядывать носок своего ботинка. Если заходил кто-нибудь из моих приятелей… я сидел, не обращая внимания на то, что он попадал в поле моего зрения – серый экран, всегда пустой и тусклый, и на то, кто выходил из него. Умри он на месте, я и тогда продолжал бы сидеть, разглядывая мой башмак, а потом прошёлся бы по его карманам. Когда не хватало дозы, у меня, как и у других, начинались судороги в ногах и желудке, лихорадочное состояние, а также мой собственный симптом – холодный жар, когда кажется, будто тело, натёртое ментолом, окутывает пчелиный рой. У каждого наркомана есть свой собственный, особый симптом, из-за которого полностью утрачивается самоконтроль…”

Учитель биологии. Возникает вопрос: “Можно ли избавиться от наркомании? Как лечить наркоманию?”

Наркомания – хроническое (затяжное, постоянное) заболевание, которое характеризуется периодами обострений (рецидивов) и периодами ремиссии.

Рецидив – это возврат болезни после кажущегося полного выздоровления. Ремиссия – это временное ослабление проявлений болезни.

При правильном лечении ремиссии могут быть очень и очень продолжительными – хоть всю жизнь. Несмотря на это, всё равно сохраняется опасность обострения, если человек оказывается в условиях, провоцирующих новый всплеск болезни.

Лечение наркоманов возможно только в психоневрологическом диспансере или наркологическом отделении. Больной, как правило, не хочет лечиться. Тяжесть своего положения наркоман начинает понимать тогда, когда болезнь становится уже неизлечимой. Поэтому его лечат принудительно. Лечение длится несколько месяцев, и оно не гарантирует избавление от болезненного состояния. Новый приступ болезни начинается после приёма наркотика или спиртных напитков.

Следовательно, полностью излечить зависимого с этой точки зрения невозможно – всегда остаётся риск рецидива. Но это абсолютно не означает, что человек не в состоянии избавиться от зависимости и болезненного пристрастия к наркотикам. Любой зависимый от наркотиков человек может вернуться к полноценной жизни, восстановить всё, что было отнято наркотиком, и до конца своих дней находиться в ремиссии. Единственное нерушимое правило для любого зависимого – никогда не возвращаться к наркотикам. Одного раза будет достаточно – всё начнётся сначала.

Заслушайте исповедь наркомана, которую нам удалось записать на аудиокассету с согласия больного.

Стенограмма выступления больного наркомана.

“…Я хочу сказать, что в употреблении наркотиков ничего хорошего нет. Это поначалу только кажется, что тебе хорошо, получаешь удовольствие и кайф какой-то, чувствуешь себя лучше всех, самым счастливым, на вершине блаженства… Но это состояние длится недолго, около месяца, максимум двух месяцев…А потом приводит к тому, что не хватает денег…Начинаешь тащить из дома вещи, торговать ради того, чтобы уколоться…Из-за этого возникают проблемы с родителями…Наконец, ты становишься никому не нужен: друзья тебя забывают, родителям постепенно тоже надоедаешь, и остаёшься абсолютно один…Я считаю, что у наркоманов есть три дороги: или в могилу, или по тюрьмам, или по больницам всю свою жизнь провести…Больше нет никаких дорог…, поэтому я хочу сказать, что лучше никогда не пробовать этого…”

Заключение урока.

Учитель биологии. Чтобы проверить ваши знания по теме урока, предлагаем выполнить тестовые задания.

Тестовые задания по теме “Наркомания: история болезни”

  1. Абстинентный синдром – это…

а) временное ослабление наркотической болезни;

б) состояние психических и физических страданий, которые развиваются после прекращения употребления наркотиков;

в) преувеличенное ощущение хорошего самочувствия.

2. Временное ослабление проявлений болезни – это…

а) ремиссия; в) рецидив;

б) эйфория; г) абстинентный синдром.

3. Рецидив – это…

а) возврат болезни после кажущегося полного выздоровления;

б) временное ослабление проявлений болезни;

в) затяжное (хроническое) течение болезни.

  1. Очень узкие зрачки характерны для наркоманов, принимающих:

а) гашиш; б) опий; в) ханку; г) марихуану; д) анашу.

5. Повышенный аппетит характерен для наркотического состояния, вызванного приёмом:

а) амфетаминов; б) опийных препаратов; в) каннабиноидов.

6. Депрессия – это…

а) угнетённое, подавленное психическое состояние;

б) приподнятое настроение;

в) чувство острой эмоциональной и (или) физической боли, вызванной отсутствием наркотиков.

7. Наркотическое средство, которое содержится в одном из видов кактусов пейот –

а) мескалин; б) анаша; в) кодеин; г) кокаин.

8. Наука о сохранении и укреплении здоровья называется…

а) анатомия; б) физиология; в) гигиена; г) медицина

9. Какая группа тканей в организме человека обладает возбудимостью и проводимостью?

а) соединительная ткань; в) мышечная ткань;

б) эпителиальная ткань; г) нервная ткань.

10.Сколько отделов в головном мозге человека?

а) 4; б) 10; в) 6; г) 5.

11. В каком отделе головного мозга расположен центр голода и жажды?

а) в больших полушариях головного мозга;

б) в среднем мозге;

в) в мозжечке;

г) в промежуточном мозге;

д) в продолговатом мозге.

12. К наркотическим веществам относятся:

а) морфиноподобные соединения; в) углеводы;

б) витамины; г) амфетамины.

13. В каком отделе головного мозга расположен дыхательный центр?

а) в промежуточном мозге;

б) в среднем мозге;

в) в мозжечке;

г) в продолговатом мозге;

д) в больших полушариях головного мозга.

14. Рецепторами называются…

а) вставочные нейроны;

б) чувствительные нервы;

в) органы чувств;

г) нервные окончания, воспринимающие раздражения.

15. В каком отделе головного мозга расположен рвотный центр?

а) в среднем мозге;

б) в промежуточном мозге;

в) в продолговатом мозге;

г) в больших полушариях головного мозга;

д) в мозжечке.

16. Как называются вещества, применение которых приводит к психической и физической зависимости?

а) эндорфины; б) витамины; в) наркотики; г) нуклеиновые кислоты.

17. К наркотическим веществам опийной группы относятся:

а) кокаин; б) героин; в) гашиш; г) морфин.
  1. К группе каннабиноидов относятся следующие наркотики:

а) ханка; б) кодеин; в) героин; г) анаша; д) марихуана.

19. Опиатоподобные вещества, образующиеся в нашем мозге, называются…

а) амфетамины; б) эндорфины; в) витамины; г) ферменты
  1. Галлюциногенами являются следующие наркотические вещества:
  2. а) мескалин б) марихуана; в) морфин; г) ЛСД; д) опий.
  3. Наркотики, обладающие психостимулирующим, “возбуждающим” действием
  4. а) амфетамины;

    б) каннабиноиды;

    в) опиаты.

  5. Исключите наркотик, который не получают из мака:
  6. а) ханка; б) морфин; в) кокаин; г) героин.

  7. Какой наркотик открыл ученый Гофман, добыв его из зерен пшеницы, зараженных спорыньей?
  8. а) ЛСД; б) морфин; в) кодеин; г) мескалин.

  9. Какое заболевание сопутствует наркомании?
  10. а) грипп; б) СПИД; в) радикулит; г) ангина.

  11. Каннабиноиды – это наркотические средства, которые получены из:

а) опийного мака;

б) кустарника кока;

в) кактуса пейот;

г) спорыньи;

д) конопли.

Используемая литература:

  1. Алкоголь и другие наркотические вещества: Учебная программа по пропаганде здорового образа жизни Фонда Сороса. – Нижний Новгород, 1994. – 130с.
  2. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – М.: Мир, 1997. – с.196-226.
  3. Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2001–2005 годы: Региональная комплексная программа (Концепция)/ В.Ф.Вишнякова в соавт. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002. – 36с.
  4. Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
  5. Макеева А.Г. Ранняя профилактика наркотизма у детей и подростков. – Москва, 2000. – 128с.
  6. Николаева Л.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе: Пособие для учителя. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО “МОДЭК”, 2003. – 64с. (Серия “Библиотека психолога”).
  7. Подростковая наркомания и токсикомания: социально-педагогические основы профилактики/ Н.Ф.Шинкаренко в соавт. – Ставрополь: СКИПКРО, 2002. – 104с.