Цели:
- расширить знания детей о природе;
- раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей;
- воспитать положительное отношение к природе, нормы поведения в природе, желание беречь и охранять природу;
- развивать познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.
Ход занятия
(Дети читают стихи под птичьи голоса) См. слайд № 1-8. Презентация.
* * *
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами будем путешествовать. И я приглашаю вас на экскурсию в лес.
Лес.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не упусти:
Ты же видишь, мы свои.
Уч.: А что нужно нам взять с собой, отправляясь в лес?
Каждая группа подойдет к столу и выберет 2 вещи, которые возьмут с собой в лес, объяснят, для чего они нужны?
А почему мы не взяли: ... оставшиеся предметы?
(ответы детей)
Уч.: А какие правила поведения надо соблюдать в лесу? (ответы)
См. слайд №9
Но, к сожалению, не все их соблюдают. Давайте нарисуем запрещающие знаки для посетителей леса, подобные запрещающим запрещающем знакам дорожного движения. Кстати, кто помнит, что они представляют собой?
У вас на столах лежат листы, на которых изображен красный круг. Внутри его нужно нарисовать схему, чтобы по этому знаку было понятно, чего в лесу нельзя делать.
(работа детей)
Выставка работ.
Итак, лес готов открыть нам свои тайны.
Сейчас мы работаем в группах. Каждой группе нужно отгадать растение, которое зашифровано в загадке и определить его место жительство в лесу!
1. одуванчик, подснежник - это травы, первый ярус.
2. сирень, смородина - это кустарники, второй ярус.
3. сосна, берёза - это деревья, третий ярус.
Уч.: Итак, растения в лесу, как и люди в городе живут по этажам или ярусам. В природе все ярусы необходимы.
Однажды, лесник решил вырубить кусты. Посчитал, что они мешают деревьям расти. Но через 3 года лес засох.
Что случилось?
Птицы, которые жили в кустах, улетели. Жук-короед поел все деревья.
Физминутка.
Уч.: А сейчас я приглашаю вас отдохнуть на поляну.
Игра "Совушка".
Уч.: Ребята, посмотрите, что я вижу в нашем лесу? (Жалоба)
От кого она?
Садитесь на свои места. Работаем по группам. Каждая группа читает "Жалобу" и узнаёт от кого она?
(Работа детей)
+ карточки на доску.
См. слайд №№ 10-12.
Уч.: Это, ребята, редкие растения, занесены в Красную книгу Подмосковья. Рвать их в наших лесах нельзя.
Кроме растений в Красную книгу занесены и животные, о которых мы будем говорить на следующем занятии.
Уч.: А теперь немного поиграем. Игра "Пазлы". Работаем по парам.
Собираем пазлы и называем растение, которое получилось.
(работа детей)
- Что объединяет все эти растения?
(растут в лесу, лекарственные)
См. слайд №№ 13-14.
Уч.: В лесу своя аптека, которая помогает нам избавиться от многих болезней. А также эти растения входят в состав чайных сборов.
У вас на столах лекарственные растения. Из них мы составим чайные сборы. Работаем в группах. Смешиваем травы.
- Какие сборы у вас получились? Что входит в их состав?
Итог: мы с вами сегодня побывали в лесу. Кем мы станем лесу?
См. слайд №15.
Друзьями
А сейчас я приглашаю вас попить витаминный чай.