Роль дидактической игры в психическом развитии детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящие в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью.

Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры, как метода обучения повышает интерес малышей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материал. При обучении детей раннего и младшего дошкольного возраста особенно эффективны занятия с игрушками: матрешками, башенками, шарами, грибками. Действия малышей с дидактическими игрушками приобретают игровой характер: они собирают из двух частей целую матрешку, подбирают детали по цвету, размеру, обыгрывают полученный образ. Наличие игрового содержания в занятиях с дидактическими игрушками дает право объединить их с дидактическими играми и назвать этот вид деятельности и назвать этот вид деятельности играми – занятиями.

В играх – занятиях педагог целенаправленно воздействует на детей, придумывает содержание игр, методические приемы их проведения. Систематически усложняя материал и учитывая требования программы, постепенно формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы (восприятие, мышление, речь и т.д.). Особенность игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, т.к задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Игра и Игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра , развиваясь , требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Игрушка – обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребностям ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном ,или прочитанном, влияет на воображение и чувства ребенка.

Большую ценность представляет дидактические игрушки, которые знакомят ребенка с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактическая игрушка дает целый конкретный образ, она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину.

Все игрушки независимо от их назначения нужно группировать так, чтобы они по своим размерам соответствовали росту ребенка и тому стационарному окружению в котором он играет. Важно также из какого материла сделана игрушка, каковы ее функциональные свойства, степень готовности для игры, художественно-образное решение. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. Малыш совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается воображение, фантазия, а следовательно, создается почва для формирования инициативной пытливой личности. Игра для ребенка – верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, веселой игры нужна игрушка, которая должна быть не только красивой, безопасной, но и педагогически целесообразной и интересной детям.

Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей являются специально составленным набором предметов с запрограммированными свойствами. Основная задача состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию.

Дидактически игрушки не только обогащают чувственный опыт малыша, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, проталкивание, показывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Практически действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Дидактические игрушки выполняют еще одну важнейшую задачу: они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, развивают мелкую моторику пальцев.

Все это дает возможность побуждать малышей к мыслительной деятельности, вызывает у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым. Это развивает память, - запоминание, узнавание и воспроизведение.

Таким образом, дидактическая игрушка способствует осуществлению широкого круга воспитательно-образовательных задач:

  1. Умственное воспитание в процессе действий с предметами: развитие восприятия (сенсорное воспитание), мышления, памяти, воображения и других высших психических функций.
  2. Формирование умения ориентироваться в различных свойствах предметов (не только в цвете, форме, величине, но и в положении в пространстве, количестве, массе, соотношении частей, в особенностях материала, звуковых свойствах предметов).
  3. В процессе действия с предметами совершенствования моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки.
  4. Побуждение познавательной активности (любознательности).
  5. Воспитание первых волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Виды дидактических игрушек:

  1. Игрушки для нанизывания. К ним относятся втулки, а также шары, кубы, полусферы и прочие, имеющие сквозные отверстия. Группы этих предметов предлагаются для составления различных пирамид.
  2. Игрушки, предназначенные для прокатывания, а также выполнения действий на группировку и соотнесение предметов по цвету, величине и форме. К ним относятся геометрические тела: кубы, призмы, параллелепипеды (кирпичики) и т.д.
  3. Игрушки состоящие из геометрических тел – вкладышей. Это разноцветные кубы, конусы, цилиндры, полусферы, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления одноцветных разноцветных различных по форме башенной, а также подбора предметов по цвету, форме, величине. Такие игрушки способствуют развитию пространственной ориентировке.
  4. Игрушки народные, сборно-разборные (матрешки, бочата, яйца и другие), подобранные по цвету, форме или величине, они используются для закрепления навыка группировки однородных предметов, соотнесения их по одному или нескольким свойствам.
  5. Игрушки сложные небольшого размера, высотой или диаметром 4-10 см (куколки, машины, елочки, овощи, фрукты из папье-маше), а также предметы подобранные по определенным признакам, цвету, величине и форме.

Дидактические игрушки (матрешки, бочата, кубы, шары и др.) различной окраски и расцветки, учат ребенка видеть многообразие окружающей действительности, действовать рационально в зависимости от особенностей предмета например, беря в руки шар, малыш накладывает на него ладонь сверху, округляя ее и невольно уподобляя форме предмета. Другие игрушки, имеющие грани ребенок захватывает по- другому. Он обхватывает их сбоку, кончики пальцев фиксируют грани, испытывают рабочую напряженность. Полые предметы дети берут иначе, они складывают пальцы щепотью и опускают в полое пространство игрушки.

Положение руки при схватывании предметов, фиксирующие их форму, осуществляется на основе зрительно-тактильно-киностетических связей. При этом возникает как бы снятие « слепка»: глаз учит руку – рука учит глаз. Так восприятие ребенка обогащается не только представлениями о форме предметов, их объективных свойствах, но и пространственной ориентировки. Малыш учится видеть предметы в разных положениях, соотношениях, смещениях, что необходимо для развития творческого воображения, способности к предвосхищению результата действий, прогнозированию ситуации в целом. Постепенно эти действия станут знаниями и перейдут в сферу мышления, но это произойдет значительно позже. На втором году жизни ребенка идет лишь накопление чувственного опыта в процессе практических действий с предметами, обладающими самыми различными свойствами. У малыша формируется первоначальный круг знаний о предметной деятельности. Эти первые « неясные» знания о свойствах предметов, вещей, отношений будут уточняться и качественно меняться на протяжении всего последующего периода обучения в детском саду и школе. Но важно, что уже на втором году жизни (когда особенно обострены ориентировочные реакции) малыш получает первый опыт практических действий с предметами, который служит своего рода точкой отчета в систематизации элементарных знаний об окружающем мире.

Основная задача действия с дидактическими игрушками способствует развитию пространственного мышления, сообразительности, смекалки.

Действия с дидактическими игрушками направлены, не только на решение чисто сенсорных задач – развитие зрения, слуха, осязания. Они затрагивают более широкий круг интересов маленького ребенка, а главное стимулируют его умственную активность.

Действия с дидактическими игрушками помогают:

  •  сформировать практический опыт действия в зависимости от объективных свойств предметов;
  •  выработать различные ориентировки на пространственном положении предметов в зависимости от их величины или формы;
  •  научить простым поисковым действиям по методу проб и ошибок при решении практических задач;
  •  ввести элементы экспериментирования;
  •  сосредоточить внимание на техническом выполнении практических действий с предметами, на развитие ручной умелости;
  •  постоянно обогащать смысловое содержание действий с предметами свойственно возрастным возможностям ребенка.

На занятиях и в самостоятельной деятельности ребятишек третьего года жизни используются те же, что и на втором году жизни детей, пять видов дидактических игрушек: игрушки для нанизывания (различные пирамидки), игрушки для вкладывания и выкладывания; игрушки-вкладыши (цветные колпачки, кубы ), сборно-разборные трехместные игрушки (матрешки, бочата, яйца), а также предметы и игрушки подобранные по какому либо признаку.

Увеличившаяся способность детей к анализу явления и поиску закономерности в нем, а также умение сравнивать предметы позволяют малышам третьего года жизни решать более сложные задачи с дидактическими игрушками на подбор, группировку, соотнесение предметов с ориентировкой на два свойства одновременно.

По сравнению с детьми 1,5 – 2 лет дети третьего года жизни выполняют такие задания быстрее и легче. Они меньше прибегают к практическим сопоставлениям, меньше опираются на наглядность, решая часть действий мысленно. Дети учатся собирать пирамидки из геометрических тел со сквозным отверстием – шаров, кубов, осуществляя выбор из трех величин – «большой», «поменьше», «маленький» и переносить усвоенные знания на аналогичную ситуацию.

Действия с дидактическими игрушками для детей третьего года жизни направлены в основном на развитие умений действовать мысленно, в воображаемой ситуации. Задания для них больше расcчитаны на умственную активность, воображение, самостоятельный поиск предметов и средств достижения поставленной задачи. Это возможно еще и потому, что такие способы действия, как нанизывание, проталкивание, прокатывание у них во многом автоматизированы, нет нужды задумываться над техникой их исполнения.

Главные задачи действий с предметами на третьем году жизни детей связанны уже настолько со способами практического выполнения, сколько с более сложными умственными действами по группировке, соотнесению, и выбору. Однако эти умения приходят не сразу, а в процессе систематических действий с предметами на протяжении всего года. Планомерная работа с малышами развивает умственную активность ребенка, его способность к моделированию различных конструкций не только по словесному указанию , но и по графическому изображению.

Действия с дидактическими игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка трех лет, воспитывают умственно и эстетически, стимулируют работоспособность центральной нервной системы, приучают к усидчивости, а также тренируют волю, формируют способность действовать в коллективе сверстников. Хорошая игра – залог прекрасного настроения, крепкого здоровья.