Готовность ребенка к школе определяется всеми факторами его развития. Это и эмоционально – волевая сфера, и интерес к новому, и навыки общения, и владение устной речью. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение детей сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная речь ребенка – показатель его умственного развития.
Труд педагога нелегок, но нелегок труд и того, кого он учит. Поэтому одной из главных задач учителя во время подготовки детей к школе является снятие напряжения, создание атмосферы успеха и доброжелательности.
Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия во время предшкольной подготовки.
Для детей дошкольного возраста необходима тесная связь представления со словом. Слежу не только за пополнением языка будущих учеников, но и уточняю смысл слов, которыми они постоянно пользуются.
В. А. Сухомлинский говорил, что учитель должен научить ребенка «наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом». Наблюдать, видеть, думать на каждом занятии! В процессе наблюдений дети сами думают, открывают что-то новое. А главное - выражают свои мысли словом. Для этого на занятиях по развитию речи использую:
1. Составление рассказа по картинкам:
а) составление рассказа описательного характера по предметным картинкам
Предлагаю вниманию ребят картинку. Дети должны описать внешний вид предмета. Задаю вопросы общего характера. Дошкольники отвечают на вопросы, дополняют друг друга. Затем обобщаю ответы детей.
б) составление рассказа по картинке
Если ребенок затрудняется, задаю вопросы.
в) составление рассказа по серии картинок «Что сначала, что потом?»
Даю ребенку 3-4 картинки. Он раскладывает их в логическом порядке, составляет рассказ, а потом выступает. Как правило, многие дошкольники хотят выступить, что-то изменить, дополнить.
2. Беседы.
С целью расширения словарного запаса детей провожу беседы на различные темы.
3. Игры.
Важную роль в формировании грамматического строя речи и обогащении словаря играют практические и дидактические игры («Что где растет», «Дополните предложение», «Веселые рифмы», «Чудесный мешочек», «Найди отличия»). Игры помогают по названию прилагательных угадывать предмет, правильно подбирать слова при построении фразы. При составлении предложений детьми обращаю внимание на употребление слов в нужных падежах.
4. Произведения русского народного творчества.
Прекрасные образцы русской речи дает фольклор. Жемчужины народного творчества – пословицы и поговорки. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицы использую в любых ситуациях.
Для своих будущих учеников подбираю потешки, но с более сложным смыслом. Перед детьми ставлю задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим обыграть.
Учу детей отгадывать загадки. Это полезное упражнение для детского ума.
Много времени уделяю русским народным сказкам, которые не читаю, а рассказываю. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам.
Предлагаю ребятам нарисовать рисунки по мотивам сказки, которые затем обязательно показываю родителям.
Предшкольную подготовку я вела в прошлом году. Первого сентября 2010 года мои дошкольники стали школьниками. Дети умеют эмоционально читать стихи, применять свои знания произведений устного народного творчества в различных ситуациях, с желанием принимают участие в утренниках. Они активны на уроках, а на перемене могут сами для себя организовать игру.