Подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение

Разделы: Работа с дошкольниками


Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации (привыкания) или когда до первого посещения ребенком яслей, детского сада остается совсем мало времени.

Между тем, если не готовить к этому важному в его жизни событию заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятными, а порой и тяжелыми переживаниями. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

К поступлению в дошкольное учреждение ребенка готовят с первого года жизни.

Главная забота родителей и работников дошкольных учреждений, чтобы ребенок, посещая сад, не болел. В детских поликлиниках, дошкольных учреждениях организуются лекции, беседы с родителями. Специалисты отвечают на многие вопросы по охране и укреплению здоровья детей: что такое адаптация к дошкольному учреждению? Почему одни дети привыкают к новым условиям более легко, чем другие? Зачем надо готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение? Что следует делать дома, чтобы ребенок не болел после поступления в ясли или детский сад? Почему нельзя отставлять ребенка в первый день его поступления на целый день или на сутки в дошкольном учреждении?

Дело в том, что поступление в дошкольное учреждение всегда сопровождается определенными психологическими трудностями для ребенка. Ведь с приходом в дошкольное учреждение он попадает из знакомой и обычной для него семейной среды в новую – детский коллектив, незнакомые взрослые, новая обстановка и предметы в ней.

Условия детских дошкольных учреждений специфичны. Во-первых, длительное совместное пребывание довольно значительного числа сверстников оказывает определенное воздействие на нервную систему новичка и приводит к более быстрому, чем в семейных условиях, утомлению детей. Увеличивается возможность перекрестного инфицирования (действительно, обычно дети, посещающие дошкольные учреждения, болеют несколько чаще детей, воспитывающихся в семье). Во-вторых, в дошкольном учреждении неизбежны некоторые педагогические стандарты в подходах к детям, что несколько сковывает индивидуальность ребенка. При неправильных воспитательных воздействиях это может привести к отрицательным проявлениям в поведении детей. Новые социальные условия требуют соответствующих им форм поведения, которых у ребенка пока еще нет. Он должен приспособиться, или, как говорят, адаптироваться, к иным условиям, выработать новые для себя формы поведения. Задача не из легких для малыша. У него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что при недостаточно благоприятных условиях, неправильных воздействиях на ребенка и приводит к так называемому эмоциональному стрессу. А это в свою очередь вызывает изменение в работе других систем организма, в результате ребенок слабеет, снижается сопротивляемость его по отношению к микробной и вирусной флоре, он заболевает

Для того чтобы перед ребенком трудности не превышали его возможностей, надо знать, как формируются у него способности к адаптации, в какой степени это является врожденным, а что приобретается.

Процесс адаптации начинается с момента рождения. У новорожденного переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует перестройки в деятельности основных систем организма: кровообращения, дыхания, пищеварения и др. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Действительно, здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию в новых условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение целого ряда лет. Уже после рождения у ребенка, по мере того как он знакомится с окружающей его средой, формируется и возможность адаптации к различным социальным условиям. Этот процесс и обуславливает стереотипы поведения, привычные для условий семейной среды.

Когда ребенок впервые поступает в детское учреждение, для него меняются все основные параметры среды.

Дети по-разному переносят трудности, связанные с состоянием эмоционального напряжения при адаптации к условиям детского учреждения.

Тяжесть адаптации зависит от нескольких факторов. Имеют значение:

  1. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Совершенно ясно, что здоровый, хорошо развитой ребенок легче переносит всякие трудности, в том числе и трудности социальной адаптации. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от заболеваний, предотвратить психическое напряжение, родители должны всячески стараться обеспечить малышу условия для его развития и заботиться о здоровье.
  2. Возраст ребенка. Труднее всего переносят разлуку с близкими взрослыми и изменение условий жизни дети в возрасте от 10-11 месяцев жизни до 1,5 лет. В этом возрасте трудно уберечь ребенка от психического стресса, если лишить его присутствия близкого для него взрослого человека. В более старшем возрасте – после полутора лет - эта временная разлука с матерью постепенно теряет свое стрессовое влияние.
  3. Биологические и социальные факторы. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения в родах и заболевания периода новорожденности и первых трех месяцев жизни. Частые заболевания ребенка до поступления в дошкольное учреждение также оказывают влияние на степень тяжести адаптации.
    Неблагоприятные влияния социального плана имеют существенное значение. Они выражаются в том, что родители не обеспечивают ребенку правильного режима, соответствующего возрасту, достаточного количества часов дневного сна, не следят за правильной организацией бодрствования и др. Это приводит к тому, что ребенок переутомляется, задерживается его нервно-психическое развитие, формирование тех навыков и личных качеств, которые соответствуют возрасту (например, ребенок 1,5 лет не имеет навыков самостоятельной еды, не умеет играть с игрушками, на третьем году не может играть с другими детьми и т.п.).
  4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей; формирование этого важного качества – не приходить в состояние стресса при любых необычных социальных ситуациях – должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его необходимо все равно ставить (опять-таки в соответствии с возрастными возможностями) в такие условия, когда ему надо менять свои формы поведения. Это в начале проявляется, казалось бы, в мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать, надо уметь играть с другими детьми, в чем-то поступаясь своими интересами, и т.п.). При этом формируется определенный уровень социализации, который позволяет ребенку более легко адаптироваться в любых новых условиях.

Какие мероприятия следует осуществить, чтобы не допустить тяжелой адаптации? Облегчить состояние адаптации возможно при комплексном подходе к этому вопросу: заранее готовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение дома по рекомендациям врача-педиатра детской поликлиники и обеспечить соответствующую организацию жизни вновь поступающих детей непосредственно в детском учреждении. В поликлинике участковый педиатр, участковая медицинская сестра и сестра кабинета здорового ребенка осуществляют ряд мероприятий по оздоровлению ребенка, обеспечению правильных воспитательных воздействий в семье, подготавливая его тем самым к поступлению в дошкольное учреждение.

В детском учреждении также обеспечивается система организации жизни детей, направленная на предотвращение у вновь поступающих психического стресса.

Родители должны знать, что подготовка детей к поступлению в дошкольное учреждение (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется в первую очередь участковым педиатром и участковой медицинской сестрой, медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит их двух основных разделов: общая и специальная подготовка.

Общая подготовка – это проведение общепринятых мероприятий по систематическому, начиная с периода новорожденности, медико-педагогическому обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения гармоничного физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья и правильного семейного воспитания, предупреждения у ребенка отрицательных привычек (сосание пустышки, засыпания при укачивании, стремление постоянно быть на руках у взрослых). Это во многом зависит от того, как выполняются родителями рекомендации и назначения участкового детского врача, который наблюдает ребенка со дня его рождения.

Специальная подготовка начинается с 4-6 месяцев жизни малыша и состоит из нескольких последовательных мероприятий:

  • ежемесячной санитарно-просветительской работы участковой педиатрической бригады, медицинской сестры кабинета здорового ребенка с родителями – тематические беседы по вопросам правильного воспитания и подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;
  • диспансеризация за 2-3 месяца до поступления в дошкольное учреждение у педиатра, врачей-специалистов, проведения лабораторных исследований;
  • оздоровления и лечения детей в зависимости от состояния их здоровья (по группам состояния здоровья) и результатов последней диспансеризации;
  • профилактики острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) за 1-2 месяца до поступления в детское учреждение. В случае острого заболевания в заключительный период подготовки (за 1 месяц) ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее, чем через 2 недели после клинического выздоровления;
  • запрещается проведение профилактических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение;
  • разрешается поступление ребенка в детское учреждение без профилактических прививок (если были медицинские отводы от прививок). Первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не раньше, чем через 1 месяц от момента поступления.

Основная работа по подготовке ребенка проводится дома, и главная роль в этом принадлежит родителям. Надо создать такие условия, которые по возможности были бы приближены к условиям детского учреждения. Необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, разумно одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Прежде всего строго должен соблюдаться режим соответственно возрасту, так как в детском учреждении правильный возрастной режим является непременным условием оздоровительно-воспитательной работы. Значит, и дома ребенок должен спать днем в те часы, которые по режиму предусмотрены для дневного сна. Соответственно соблюдаются часы кормления и бодрствования. В дошкольном учреждении в определенные часы предусмотрена прогулка детей, и родители должны приучать ребенка гулять в то же время, в те же часы укладывать малыша на ночной сон.

Очень важно правильно одевать ребенка в соответствии с температурой как в помещении, так и на улице. В помещении температура воздуха должна быть не выше 22 градусов, если ребенок привыкает постоянно находится в квартире, где температура 23-24 градуса, в дошкольном учреждении ему будет холодно, и это может способствовать заболеванию. (Тонкова-Ямпольская Р., Черток Т.Я. Ради здоровья детей: Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.- С. 79-85.) Ни в коем случае не перегревать, не кутать, широко использовать для закаливания организма такие природные факторы, как вода, свежий воздух. С грудного возраста проводить воздушные ванны, обтирания и обливания. Взять за правило в любую погоду (кроме сильных морозов и проливных дождей) по нескольку часов гулять с ребенком. Массаж и гимнастика на первом году жизни, позднее физкультурные упражнения, достаточная двигательная активность ребенка: ходьба с преодолением небольших препятствий, а затем бег, развитие таких движений, как лазанье, метание и других,- все это будет способствовать укреплению здоровья, предохранит от простудных заболеваний, снизит их вероятность в адаптационный период.

Большое внимание следует также уделять формированию навыков самостоятельности при одевании и раздевании.

Некоторые дети отказываются идти в детский сад из-за того, что там надо спать днем, подобных трудностей не возникает, если ребенок приучен к выполнению режима дня, соответствующего его возрасту. То же следует сказать и о рационе. Он должен быть разнообразным. Иного недоразумений возникает, когда дома ребенка кормят однообразной пищей, избирательно, предлагают только «любимые» блюда. Маленькие дети нередко бывают приучены только к манной каше, а овощные блюда, которые готовят в детском саду, отказываются есть или едят только измельченную пищу. Некоторые малыши не приучены есть обед из нескольких блюд. Советуем мамам ознакомиться с меню детского сада и готовить ребенку дома подобные блюда, тогда, придя в детский сад, он получит привычную пищу, что также облегчит ему привыкание.

Надо позаботиться и о формировании навыков и привычек, в частности связанных с едой, научить ребенка есть самостоятельно (с полутора лет), пить из чашки, пользоваться салфеткой.

Если малыш приучен засыпать при укачивании с соской, надо еще до поступления в детский сад отучить его от этого.

Младшие дети должны пользоваться горшком, а постарше – унитазом, при этом с учетом пола ребенка.

Формируя у ребенка познавательную активность, любознательность, игровые умения, родители помогут ему быстрее сориентироваться в группе при поступлении в детский сад, воспитателю же будет нетрудно заинтересовать ребенка игрушками, вовлечь в игру или занятие. А это отвлечет его от мыслей о родных, успокоит в момент расставания, поможет интересно и содержательно провести день.

Немаловажное значение имеет развитие речи. Ребенок, который понимает объяснения воспитателя, и сам может с помощью речи выразить свои желания, вступить в контакт с воспитателями и детьми, чувствует себя лучше, легче адаптируется, чем ребенок, не владеющий речью. Но темп развития речи, особенно в первые два-три года жизни, различен, и, если ребенок слабо владеет речью, это не должно стать препятствием для поступления в детский сад. Занимаясь с малышом, развивайте у него умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, выполнять поручения, рассказывать об увиденном. Следует обратить внимание и на произношение: когда речь ребенка невнятна, он нервничает от того, что его не понимают.

Исследованиями последних лет доказана исключительно важная роль в подготовке ребенка к поступлению в детский сад (ясли) - развития у него потребности в общении со взрослыми и детьми, а также формирования навыков общения, необходимых для удовлетворения этой потребности.

Родители нередко сужают круг общения маленького ребенка, ограничивая его членами семьи. Неудивительно, что дети, воспитывающиеся в таких условиях, боятся посторонних людей. Очень важно уже с первого года жизни приучать ребенка спокойно относиться к новым людям, постепенно расширять круг общения, не ограничивая его только близкими родственниками. Полезно, если гостья семьи подержит младенца на руках, позабавит его. Сначала лучше в присутствии матери, другого близкого лица. Впоследствии надо оставить малыша на непродолжительное время с новым человеком наедине. Всем своим поведением, улыбкой, словами выразить расположение к тому лицу, в общение с которым родители хотят вовлечь ребенка. Целесообразно привлекать для этого отзывчивых, эмоциональных людей, способных расположить к себе ребенка. Постепенно следует расширять круг лиц, вступающих в контакт с ребенком, увеличивать продолжительность пребывания ребенка без близких. Пусть его покормят, уложат спать. И уж ни при каких обстоятельствах не следует запугивать малыша чужими дядями и тетями, которые будто бы могут забрать его за непослушание.

Дети, которые привыкли к общению не только с близкими, но и с другими взрослыми, легко вступают в контакт и с воспитателем, когда их впервые приводят в группу; период адаптации у них протекает легче и менее продолжителен, чем у детей, общение которых было ограничено членами семьи. Наиболее продолжительно и трудно адаптируются именно вторые, поскольку должно пройти время, в течение которого малыш преодолеет боязнь воспитателя как нового для него, незнакомого человека.

Только после того как ребенок перестанет бояться воспитателей, начнет контактировать с ними, появится возможность познакомить его с обстановкой группы, имеющимися в ней игрушками, их расположением, назначением, вовлечь его в игры.

Дети, общение которых до поступления в детский сад не ограничивалось близкими, у которых имелся опыт общения с более широким кругом людей, легко вступают в контакт со взрослыми в детском саду. Благодаря этому воспитатель получает возможность познакомить такого ребенка с окружающей обстановкой в первые же дни. Правда, поначалу малыш стремится все время быть возле воспитателя, но постепенно его самостоятельность возрастает, что позволяет ему не следовать постоянно за воспитателем, как в первое время, а самому находить себе занятие, выбирать игрушки. Детей он пока сторонится.

Воспитатель начинает включать ребенка в игры с другими детьми, формирует навыки общения с ними. Ребенок узнает и учится выполнять простейшие правила: не отнимать игрушки, обмениваться ими, не нарушать игру других детей, уступать игрушку, играть рядом с другим ребенком, а затем – и совместно. Побуждать ребенка к контактам со сверстниками целесообразно только после того, как у него возникнет доверие и расположение к воспитателю. Если малыш боится взрослого, а тот берет плачущего ребенка за руку и ведет к играющим детям, это, по всей вероятности, не только не успокоит его, но еще больше испугает. Ведь и опыта общения с детьми у него еще нет. Скорее всего, он не видел так много детей одновременно.

Наиболее легко привыкают к условиям детского сада те дети, у которых еще до поступления имелся опыт общения не только со взрослыми, не являющимися членами семьи, но и со сверстниками. Родители могут помочь ребенку приобрести такой опыт и необходимые навыки общения, взаимодействия с другими детьми.

Контакты ребенка со взрослыми подготавливают его к общению со сверстниками. Однако взрослые сами идут навстречу ребенку, инициатива, как правило, принадлежит им. В отношении сверстников дело обстоит иначе: ребенок должен научиться по собственной инициативе вступать в контакты с детьми, овладеть навыками такого общения. Этому должны научить его родители. Во время прогулки во дворе, в парке можно побудить ребенка подойти к играющим детям или самим организовать игру детей, научить ребенка делиться или обмениваться игрушками, поочередно кататься на велосипеде, качаться на качелях, дать ребенку образцы выражений, с которыми он должен обращаться к детям: «Как тебя зовут?», «Давай играть вместе», «Хочешь покататься на моем велосипеде?» и т.п.

Полезно приглашать детей, с которыми ребенок играет во дворе, к себе в гости, а также взрослых с детьми. Все это поможет ребенку при поступлении в детский сад быстрее и легче вступить в контакты с воспитателями и детьми, освоиться в новой обстановке. (Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад? // Дошкольное воспитание.- 1987.- № 4.- С. 39-40.)

Но вот наступило время вести малыша в дошкольное учреждение. Мать должна правильно планировать отпуск, чтобы помочь малышу привыкнуть к детскому учреждению. До первого посещения ребенком детского сада постараться встретиться с воспитателем, рассказать о привычках своего малыша, о его умениях, опыте общения, вкусах. В первые дни целесообразно приводить ребенка не навесь день, а на несколько часов, лучше – во вторую половину дня. Тогда ему не придется обедать и спать в детском саду. Кроме того, к этому времени часть детей заберут домой, и воспитатель сможет уделить ребенку больше внимания.

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависит от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

В зависимости от опыта общения, имеющегося у ребенка к моменту поступления в дошкольное учреждение, намечается тактика поведения родителей и персонала. Если в группу приходит ребенок, не имеющий опыта общения со взрослыми, кроме членов семьи (чаще всего это касается детей второго-третьего года жизни), целесообразно одному из родителей попросить разрешения побыть некоторое время в группе. Важно при этом иметь в виду, что присутствие матери или отца нужно для того, чтобы помочь малышу установить контакт с воспитателем, вызвать у ребенка доверие и расположение к нему, помочь преодолеть боязнь, робость. Обратите внимание ребенка на то, что воспитатель добрый, любит детей, играет с ними, дает игрушки, кормит. Продемонстрируйте свое расположение к воспитателю, посоветуйте малышу (или подведите его сами) показать воспитателю собранную пирамидку или принесенную из дома игрушку, сообщить что-то или спросить о чем-нибудь. Помогите ребенку освоиться в новой обстановке, покажите игрушки, кровать, где он будет спать. Когда ребенок немного освоится и перестанет бояться воспитателя, попробуйте ненадолго выйти из группы и вернитесь. Постепенно можно все дольше оставлять ребенка в группе, пока это не перестанет его беспокоить и он не привыкнет обходиться без вашего присутствия. Находясь в группе, следует оказывать внимание и другим детям.

Для того чтобы у ребенка не образовалась привычка быть в детском саду с родными, как только наладится его контакт с воспитателем, родителям не следует оставаться в группе. Дома организовать для него щадящий режим, для этого должен быть резерв времени – не менее одного месяца до выхода на работу. Следует помнить, что в период адаптации ребенок становится капризным, раздражительным, требовательным в вниманию взрослого, у него может ухудшиться сон и аппетит. Надо набраться терпения для спокойного, ласкового и бережного обращения с ребенком. В домашних условиях следует компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении, вызванные трудностями периода адаптации. Для скорейшей нормализации состояния ребенка очень важна спокойная обстановка дома, поэтому по возможности не следует включать телевизор, радио и магнитофон на большую громкость; чаще находиться с ребенком на свежем воздухе, заниматься с ним спокойными играми, разглядыванием картинок и т.д. В период привыкания ребенка к условиям детского учреждения не следует ходить с ним в гости, в театр или кино, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему малыша.

Утром, приводя ребенка в ясли (ясли-сад), необходимо информировать персонал группы об изменениях в его поведении и состоянии (улучшение, ухудшение), замеченных за время пребывания дома. Выполнение советов воспитателя, врача поможет ребенку быстрее справиться с трудностями периода адаптации.