Урок-игра по теме "Внутренние воды России". 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цель урока: обобщение и контроль знаний по теме: «Внутренние воды России».

Задачи:

  1. Определить уровень усвоения основных понятий.
  2. Проверить уровень умений работы с картами России.

Оборудование: физическая, климатическая карты России, карта водных ресурсов, таблицы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учащиеся делится на 3 команды, дают ей название (обязательное условие название должно быть из «водной тематики»), выбирают капитана.

Правила игры:

За каждый правильный ответ на 1- 4 этапе игры команде присваивается – 1 балл.

Критерии оценки на 5, 6 этапе:

  • 3 балла – за правильный, развёрнутый ответ.
  • 2 балла – за полный правильный ответ, но в котором есть небольшие недочёты.
  • 1 бал – за неполный ответ.

В конце игры баллы суммируются. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

1 этап

Географическая разминка.

На данном этапе участие принимают капитаны команд.

Показать объекты на карте:

  1. Самые крупные реки в Европейской части России;
  2. Самые крупные реки в Азиатской части России;
  3. Самые крупные озёра России.

2 этап

Задание: необходимо найти «пятый лишний» объект.

  1. Болото, море, река, термальные воды, озеро.
  2. Лена, Ишим, Ханка, Ока, Дон.
  3. Байкал, Чудское, Онежское, Каспийское, Белое.

3 этап

Не пользуясь картой, назвать города расположенные на реках Волга, Обь, Лена.

4 этап

Определить усвоенное понятие по смыслу.

  1. Поток воды, текущий в углубление, называемый руслом. (Река)
  2. Превышение истока реки над устьем? (Падение реки)
  3. Место впадения одной реки в другую реку, в море, в озеро? (Устье)
  4. Ежегодно повторяющиеся подъём уровня воды в реке. (Половодье)
  5. Период, когда река покрыта льдом. (Ледостав)

5 этап

Задание каждой команде:

  1. Какие условия образования болот?
  2. Какие условия образования вечной мерзлоты?
  3. Какие условия образования озёр?

6 этап

Задание каждой команде:

Дать характеристику реки (на выбор) по плану:

  1. Где река берёт начало;
  2. Куда впадает;
  3. Характер течения в зависимости от рельефа;
  4. Характер питания в зависимости от климата;
  5. Левые и правые притоки;
  6. Падение реки;
  7. Уклон реки;
  8. Крупные населённые пункты по берегам рек;
  9. Хозяйственное использование;
  10. Экологические проблемы реки.

Заключение: подведение итогов и выставление оценок.