Цель урока: обобщение и контроль знаний по теме: «Внутренние воды России».
Задачи:
- Определить уровень усвоения основных понятий.
- Проверить уровень умений работы с картами России.
Оборудование: физическая, климатическая карты России, карта водных ресурсов, таблицы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учащиеся делится на 3 команды, дают ей название (обязательное условие название должно быть из «водной тематики»), выбирают капитана.
Правила игры:
За каждый правильный ответ на 1- 4 этапе игры команде присваивается – 1 балл.
Критерии оценки на 5, 6 этапе:
- 3 балла – за правильный, развёрнутый ответ.
- 2 балла – за полный правильный ответ, но в котором есть небольшие недочёты.
- 1 бал – за неполный ответ.
В конце игры баллы суммируются. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
1 этап
Географическая разминка.
На данном этапе участие принимают капитаны команд.
Показать объекты на карте:
- Самые крупные реки в Европейской части России;
- Самые крупные реки в Азиатской части России;
- Самые крупные озёра России.
2 этап
Задание: необходимо найти «пятый лишний» объект.
- Болото, море, река, термальные воды, озеро.
- Лена, Ишим, Ханка, Ока, Дон.
- Байкал, Чудское, Онежское, Каспийское, Белое.
3 этап
Не пользуясь картой, назвать города расположенные на реках Волга, Обь, Лена.
4 этап
Определить усвоенное понятие по смыслу.
- Поток воды, текущий в углубление, называемый руслом. (Река)
- Превышение истока реки над устьем? (Падение реки)
- Место впадения одной реки в другую реку, в море, в озеро? (Устье)
- Ежегодно повторяющиеся подъём уровня воды в реке. (Половодье)
- Период, когда река покрыта льдом. (Ледостав)
5 этап
Задание каждой команде:
- Какие условия образования болот?
- Какие условия образования вечной мерзлоты?
- Какие условия образования озёр?
6 этап
Задание каждой команде:
Дать характеристику реки (на выбор) по плану:
- Где река берёт начало;
- Куда впадает;
- Характер течения в зависимости от рельефа;
- Характер питания в зависимости от климата;
- Левые и правые притоки;
- Падение реки;
- Уклон реки;
- Крупные населённые пункты по берегам рек;
- Хозяйственное использование;
- Экологические проблемы реки.
Заключение: подведение итогов и выставление оценок.