«Знакомство детей с медведем»
(для детей раннего и младшего дошкольного возраста)
Образовательная область «Познание».
Интеграция с областями: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Цели. Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности.
Обеспечить личностно-ориентированное взаимодействие с каждым ребенком.
Познакомить с игрушкой, изображающей медведя (рассмотреть, рассказать, где живет и показать, как он рычит). Способствовать пониманию речи взрослого с опорой на наглядность (игрушечный медведь), содействовать развитию речи детей. Дать кличку медведю.
Организовать игровую ситуацию, при которой побуждать детей к запоминанию клички медведя (Мишутка) и формировать умение принимать воображаемую ситуацию.
Наглядный материал. Игрушечная машина, игрушка-медведь, плетеная корзина, маленькие резиновые мячики (красного цвета).
Ход занятия
Воспитатель ввозит в группу грузовик, в котором сидит медведь и ворчит что-то непонятное себе под нос (от имени медведя).
- Ребята, посмотрите, кто это у нас здесь в машине сидит и ворчит?
(Воспитатель выслушивает реакции детей на появление медведя.)
- Правильно, это медведь (мишка) приехал к нам в гости на машине. Вставай, мишка, иди к нам.
Воспитатель говорит детям, что к ним приехал мишка. Взяв медведя на руки, показывает детям игрушку, и они любуются ею вместе.
В лесу – мохнатый здоровяк,
А дома – плюшевый добряк.
Медведь машет лапой, так здороваясь с детьми. Малыши отвечают: «Здравствуй, мишка!»
Медведь здоровается с каждым ребенком и говорит о нем что-нибудь хорошее, например:
- Здравствуй, Анечка, какие красивые у тебя заколочки и т.п.
Затем воспитатель спрашивает детей: «Кто хочет погладить мишку?»
Желающие гладят медведя, берут на руки.
Мишка милый, мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Весь из меха мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Рассказ воспитателя о медведе сопровождается показом с называнием.
Воспитатель: Это медведь (мишка). Он пушистый, лохматый, коричневый. У него есть голова, туловище, лапы. На голове у медведя маленькие уши (ушки), черные глаза (глазки) и черный нос (носик), рот (ротик). У медведя на шее завязан коричневый бант. Медведь любит мед. Он живет в лесу. Медведь рычит … ррр (эээ).
(Все слова иллюстрируются действиями: показ головы, поглаживание туловища, показ лап, ушей, глаз, носа, рта.)
Воспитатель предлагает детям (по желанию) показать названные части тела, с проговариванием.
Воспитатель: «Ребята, давайте спросим у медведя, ка его зовут?»
Подносит медведя себе к уху и ворчит от его имени. «Ребята, медведь сказал, что его зовут Мишутка».
Воспитатель: «Ребята, Мишутка хочет с вами поиграть». У воспитателя в руках медведь, который держит корзину с маленькими мячиками.
Мишка, мишка косолапый,
Тихо по лесу бредет,
Ищет сладкую малину,
Ищет-ищет, не найдет.
Вдруг увидел много ягод
И тихонько зарычал.
Подошли к Мишутке дети,
Он им ягоды отдал.
Медведь протягивает малышам корзинку с ягодами и «нечаянно» опрокидывает ее. Ягоды (мячики) рассыпаются, дети собирают их.
Медведь: «Молодцы, ребята, все ягоды собрали». Медведь гладит детей по головкам, говоря спасибо каждому ребенку («Спасибо, Димочка» …).
Воспитатель вместе с детьми определяет место медведю в группе.
«Называние и описание одежды»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Образовательная область «Познание».
Интеграция с областями: «Коммуникация», «Социализация, «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Задачи. Связная речь: учить детей давать описания одежды.
Словарь: учить детей правильно называть одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда».
Грамматика: учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Материал. Кукла; кукольная одежда; иллюстрации с изображением одежды; схема для описания одежды.
Ход занятия
- Послушайте загадку,- предлагает воспитатель:
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят.
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляет.
- О каком времени года говорится в этой загадке? Почему вы думаете, что это осень?
- Кто из вас любит осень? Почему?
- Осенью на улице тепло или холодно? А как люди одеваются осенью? (Тепло.)
- Наша кукла (показ) собирается на улицу. Что ей надеть, чтобы не замерзнуть?
Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные. Например, при рассматривании пальто или куртки он спрашивает у детей: «Какое это пальто» (куртка)? (Осеннее, теплое.) Какого цвета? Что есть у пальто (куртки)? (Воротник, карманы, рукава, пуговицы.) Зачем нужен шарф? (Чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть.) Про что мы скажем – желтая вязаная?.. (Про шапочку.)
- Осеннее, теплое…пальто.
- Пушистый, мягкий…шарф.
- Теплые, шерстяные…рейтузы.
- Рейтузы, свитер, шарф – это одежда. Какая одежда есть у вас? (Отвечают 2-3 ребенка.)
Физкультминутка
- Как ухаживают за одеждой? (Ее стирают, гладят, чистят, зашивают.)
- Давайте приведем нашу одежду в порядок.
Ох, испачкалась одежда,
Мы ее не берегли,
Обращались с ней небрежно,
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам ее спасти
И в порядок привести.
В тазик воду наливаем,
Порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.
Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.
- Ну вот, одежда высохла. Что мы с ней сделаем? (Погладим.)
Дети показывают, как они гладят.
- Теперь наша одежда в порядке. Можно продолжать занятие.
Воспитатель предлагает желающему рассказать о ней:
- Кто хочет рассказать про одежду, описать: Какая одежда? Что можно с ней делать?
Ребенок, с опорой на схему, самостоятельно составляет рассказ по своей одежде. Заслушиваются несколько рассказов.
В случае необходимости воспитатель помогает детям, контролирует правильность составления фразы, исправляет аграмматизмы.
Если ответы неправильны, следует предложить ребенку уточнить описание, подумать, о чем еще следует рассказать.
После каждого рассказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Денис назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил.»
Итог занятия
Оценивается работа детей. Воспитатель отмечает, кто из детей наиболее полно охарактеризовал предмет.
Закрепление знаний, самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье».