Урок музыки по теме "Богатырская тема в русском искусстве". 5-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (199 кБ)


Предмет Музыка
Место занятия в структуре Образовательного процесса Урок по учебному плану в 5 классе
Тема урока по учебно-тематическому плану “Богатырская тема в русском искусстве”
Номер урока по теме 4
Форма урока Урок с использованием ИКТ
Цель Духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи
  • yаучить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека (“Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет”);
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, “музыкальный рисунок”);
  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).
Оборудование и материалы Музыкальный материал: 2 симфония А.П.Бородина “Богатырская симфония”.

Дополнительный материал: репродукции картин В.М.Васнецова “Богатыри”.

“Богатырь на коне” “Богатырский скок” “Витязь на распутье”, “Битва славян со скифами”, “Поединок Пересвета с Челубеем”, “Добрыня Никитич и 7 головый Змей Горыныч”, “После побоища”, “Песнь Бояна”, портреты А.П.Бородина, В.М.Васнецова.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран.

Этапы урока I. Приветствие учителя. Введение в тему. 4 мин.

II. Новый материал 10 мин.

III. Слушание 8 мин.

IV. Вывод урока. 5 мин.

V. Пение 7 мин.

VI. Итог урока. Оценка учащихся 6 мин.

Задачи:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека (“Без музыки земля - пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет”);
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
  • всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве (поэзия о музыке, “музыкальный рисунок”);
  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  • сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

 Цель: духовно-нравственное, патриотическое воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Ход урока

I. Приветствие учителя.

1 слайд.

Герои нашего сегодняшнего урока очень необычные персонажи. И в старину, и сегодня их вспоминают довольно часто. А кто они, попробуйте догадаться сами, послушав небольшой литературный фрагмент. Это самое начало произведения и речь в нем идет только об одном, но очень ярком герое.

Из того ли то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град.
Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А и черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролётыват,
Серый зверь да не прорыскиват.
А подъехал как ко силушке великоей,
Он как стал-то эту силушку великую,
Стал конем топтать да стал копьем колоть,
А и побил он эту силу всю великую.

- О каком герое идет речь в этом фрагменте? (Былинный богатырь Илья Муромец.)
- Из какого произведения взят этот отрывок? (Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”.)

- А кто исполнял былины на Руси, как называли такого человека?

Боян — сочинитель и исполнитель песен на Руси в конце XI - нач. XII вв.. Впоследствии оно приобрело нарицательное значение - так стали называть певцов, сказителей, поэтов.

2 слайд.

- Наш урок будет посвящен Богатырской теме в русском искусстве.

Говорили мужички ему черниговски:

- Ты, удаленький дородный добрый молодец,

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

- А кто такой богатырь? (Ответы учащихся.)

3 слайд.

Зрительный ряд. “Три богатыря”

II. Новый материал.

Народ хорошо помнил песни о богатырях, и еще совсем недавно их можно было слышать на Севере нашей Родины от старых людей, в деревнях на реке Печоре, на берегу Ладожского и Онежского озер и у Белого моря. В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно при большом стечении народа. Великий русский писатель Лев Толстой пересказывал былины о богатырях.

- Кто автор этой картины и как её название?

4 слайд.

Виктор Михайлович Васенцов (1881-1926)

Детские годы Виктора Михайловича Васнецова прошли в живописном селе “Рябово”, Вятского края. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами, под шум дремучих деревьев, будущий художник впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Волшебные чудеса, былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах.

5 слайд.

Лучшей картиной Васнецова на былинный сюжет по праву считаются "Богатыри". Васнецов изобразил богатырей настолько живо и убедительно, что иными мы их и представить не можем.

Три былинных героя на выезде примечают, нет ли в поле врага, не обижает ли кто кого.

В центре Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит "сорокапудовая" палица. Во всём облике этого силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр.

Слева Добрыня Никитич, его белый конь тревожно заржал, и Добрыня вынимает меч из ножен. Только на нём из всех богатырей надет золотой крест. Этим художник напоминает, что Добрыня имеет связь с легендарным Добрыней, воеводой киевского князя Владимира - крестителя Руси.

Справа - самый младший, Алёша Попович. Он не только храбрый и ловкий, но в борьбе с врагом может применить хитрость и даже обман. Алёша вложил стрелу в лук и озорно скосил весёлые глаза. Его образ самый жизнерадостный и лукавый.

Все трое, несмотря на разные характеры, удивительно едины в одном: они готовы встретиться с врагом, уверены в правоте своего дела. Это защитники земли Русской.

Русские композиторы сочиняли музыку, в основе которой была народная былина.

6 слайд.

Сегодня на уроке вы услышите одну из них самую яркую “Богатырскую симфонию”.

Слово “симфония” от греческого значит “созвучие” - произведение для оркестра. Как правило, в симфонии 4 части.

7 слайд.

- Перед вами портрет композитора Александра Порфирьевича Бородина написавшего “Богатырскую симфонию”. В музыке этого композитора ощущается характер сильных, могучих русских богатырей.

8 слайд.

Посмотрите внимательно на репродукцию картины и ответьте на вопросы:

- Как вы считаете, какие черты русского характера видны на репродукции?

- Что должна приносить людям богатырская сила?

- Назовите героев русских былин.

Краткие рассказы детей:

Образ богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника родины.

Задание во время прослушивания:

- Какие черты богатырского характера объединяют изображения богатырей на картинах с богатырской темой музыке.

III. Слушание. Видеоролик (Приложение №2)

Ответы на вопросы учащимися.

Слушая этот фрагмент, представляется образ древней Руси, ее бескрайние степи, богатырские заставы, битвы богатырей.

- Почему когда композиторы обращаются к былинным сюжетам, в их музыке возрастает ощущение увидеть “мысленно”, внутри себя?

- Как можно увидеть музыку?

9 слайд.

IV. Вывод урока

Испокон веку русский богатырь стоял на страже своей Родины и покоя своего народа, охраняя границы родной земли, что и нашло отражение в картинах известных русских художников, в былинах, в музыке композитора А.Бородина.

Девиз Ильи Муромца: “Святая Русь не пуста стоит, на святой Руси есть сильны, могучи богатыри!”

10 слайд.

V. Пение Музыкальный материал по выбору учителя

VI. Итог урока. Оценка учащихся.

11 слайд.

- “Я часто, когда глядел на них, явственно слышал бетховенские или баховские звуки”. В.Васнецов

- Вторая Симфония А.П.Бородина – одно из лучших произведений русской и мировой симфонической музыки.

12 слайд.

Литература

  1. Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева/ Авт.-сост. В.М.Самигулина - Волгоград: Учитель, 2007 г. Издательство “Учитель”.
  2. http://www.google.ru
  3. http://www.vasnecov.ru
  4. http://ru.wikipedia.ru