Цели:
1. На примерах из стихотворений М.Ю. Лермонтова обобщить знания учеников о различных типах односоставных предложений;
2. Формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения по их значению и структурным особенностям; правильно ставить знаки препинания в односоставных предложениях с однородными членами;
3. Употреблять различные типы односоставных предложений в собственной речи
4. Подготовка к ЕГЭ.
Оборудование урока:
- Индивидуальные карточки с примерами односоставных предложений;
- Тесты на партах учеников.
Ход урока
I. Постановка цели и задач урока
1. Запись числа, классной работы
2. Ребята, обратите внимание на высказывание Паустовского, написанное на доске: “ С русским языком можно творить чудеса ..”
- А как вы понимаете эти слова?
(Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира, в нем много синонимов, антонимов, омонимов и с ним действительно “можно творить чудеса..”).
3. Давайте запишем эти слова, оформив их как прямую речь, но сначала вспомним, что такое прямая речь?
( Прямая речь- это чужие слова, переданные без изменения)
Итак, записываем эти слова, оформляем их как прямую речь по вариантам:1 в .- чтобы прямая речь стояла после слов автора: А: “ П”
2 в.- чтобы прямая речь стояла до слов автора: “П”, -а.
Составляем схемы.
( Проверка задания по вариантам, пока читают -2 ученика на доске чертят схемы).
II. На мой взгляд, ребята, одно из чудесных свойств русского языка -это то, что в русском языке есть односоставные и двусоставные предложения. Работа со схемой.
- Как же отличить двусоставные и односоставные предложения? ( По составу грам. основы)
-А может ли быть только сказуемое главным членом предложения? (Да)
-Какие виды односоставных предложений с главным членом сказуемым вы знаете (определенно - личные., неопределенно - личные, безличные.)
- А как называются предложения с главным членом подлежащим? (назывные).
III. Об этих свойствах русской речи еще в 18 веке заметил человек, который внес большой вклад в развитие русского языка- великий ученый и поэт М.В.Ломоносов.
- Попробуйте догадаться, о каком типе односоставных предложений говорит Ломоносов: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит” (об определенно-личных.)
Давайте же убедимся наглядно, как же украшают поэтическую речь односоставные предложения и обратимся за примерами к Лермонтову. Это и будет целью нашего урока. Почему именно к нему? Потому что на уроках литературы мы много говорили об его творчестве, читали, анализировали стихотворения, обсуждали поэму “Мцыри”.
IV. У нас сегодня с вами урок взаимного обучения, поэтому некоторые ребята сейчас получат индивидуальные задания на карточках, которые затем проверят консультанты..
А с остальными будет работать………, она попробует себя в роли учителя. Она подобрала интересный материал, предложения из стихотворений Лермонтова и составила выборочный диктант.
Выборочный диктант: (Проводит ученик) К доске пойдет …………Записываем в тетрадях выборочный диктант. Задание: На слух определить, односоставное или двусоставное предложение и выписать в тетрадь только односост. опр-лич. предложения., подчеркнуть в них сказуемое и определить, глаголом какого лица оно выражено.
Двусоставные предложения | Односост. опр-личные. |
1. Люблю Отчизну я, но странною любовью! 4.Отца и мать мою едва ль застанешь ты в живых… 6.Выхожу один я на дорогу.. |
2. Мчись же быстрее, летучее время! 3. Люблю дымок спаленной жнивы. 5.Отворите мне темницу. |
- Какие местоимения здесь умалчиваются?(я, ты, вы)
-Нужны ли они здесь? (Нет, так как окончания глаголов указывают на лицо и число местоимений)
Консультанты, соберите карточки.
- А встретились ли вам опред.-лич. предложения в стихотворениях Лермонтова, предложенных вам для внеклассного чтения? Прочитайте их. ( Ученики зачитывают 4-5 примеров)
-А как вы думаете, почему в стихотворениях Лермонтова так много опр-лич предложений? С какой целью он их использует? (Их употребление делает речь более живой, непринужденной, выразительной и помогает передать состояние души поэта).
V. Синтаксический разбор Таким образом, сказуемое в опр-лич пр-ях выражено глаголами 1 или 2 лица,а если встретится глагол 3 лица множ. числа-то какие это будут предложения?(неопр-личные)
-Почему их так назвали? (в них главное действие, а не лица, которые его производят).
Запишем под диктовку: Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли. ( Повест. невоскл, простое, односост. неопр-личное, распр, осложнено однород. сказуемым)
-Нужна ли запятая перед союзом и? Почему?
Разбор по составу: принесли (приставка при- приближение, суф л- прош время гл)
VI. Работа с безличными предложениями.
Опр-лич и неопр-лич предл. объединяет то, что в них можно восстановить подлежащее, подставив местоимение.
-Но во всех ли односоставных предл. восстанавливается подлежащее? (Нет, в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего).
- Какие по значению бывают безличные предложения? (состояние человека и состояние природы)
-Встречаются ли безличные предложения у Лермонтова?(Да, их много, он пользуется ими чаще всего)
- К доске пойдет………. Запишем безличные предложения, которые вы нашли дома, и определим тип сказуемого (1 ученик пишет на доске, 4 ученика диктуют свои примеры)
1.В небесах торжественно и чудно…
2. И как-то весело, и хочется плакать..
3. Вот смерклось.
4.Любить..но кого же?
Устно назовите еще безличные, которые нашли дома… Для чего поэт их использует? (они помогают выразить чувства и передать состояние души лирического героя).
-Возвратимся к высказыванию Паустовского
-Какое это предложение? (Безличное)
VII. Проверка домашнего задания.
-О каком типе односоставных предложений мы не говорили? (О назывных).
-Дома вы должны были составить описание эпизода, включив в него назывные предложения. Эпизоды из поэмы “Мцыри”:
-I в. – “Встреча с грузинкой”
-II в.- “Бой с барсом”.
Прочитайте их.
VIII. Работа с тестами.
IX. Домашнее задание. Выводы по уроку.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- С какой целью М Ю Лермонтов использует в своих стихотворениях односоставные предложения? (они украшают поэтическую речь, делают ее более живой, выразительной помогают выразить чувства и передают состояние души поэта).
Оценки за урок.
Карточка 1.
Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:
- И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
- Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
- Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
- В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.
- Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..
Карточка 2.
Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:
- И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
- Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
- Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
- В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.
- Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..
Карточка 3.
Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:
- И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
- Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
- Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
- В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.
5. Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..
Карточка 4.
Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:
- И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
- Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
- Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
- В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.
5. Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..