Урок взаимного обучения по теме "Односоставные предложения. Повторение изученного". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

1. На примерах из стихотворений М.Ю. Лермонтова обобщить знания учеников о различных типах односоставных предложений;

2. Формировать умения различать односоставные и двусоставные предложения по их значению и структурным особенностям; правильно ставить знаки препинания в односоставных предложениях с однородными членами;

3. Употреблять различные типы односоставных предложений в собственной речи

4. Подготовка к ЕГЭ.

Оборудование урока:

  1. Индивидуальные карточки с примерами односоставных предложений;
  2. Тесты на партах учеников.

Ход урока

I. Постановка цели и задач урока

1. Запись числа, классной работы

2. Ребята, обратите внимание на высказывание Паустовского, написанное на доске: “ С русским языком можно творить чудеса ..”

- А как вы понимаете эти слова?

(Русский язык - один из самых развитых и богатых языков мира, в нем много синонимов, антонимов, омонимов и с ним действительно “можно творить чудеса..”).

3. Давайте запишем эти слова, оформив их как прямую речь, но сначала вспомним, что такое прямая речь?

( Прямая речь- это чужие слова, переданные без изменения)

Итак, записываем эти слова, оформляем их как прямую речь по вариантам:1 в .- чтобы прямая речь стояла после слов автора: А: “ П”

2 в.- чтобы прямая речь стояла до слов автора: “П”, -а.

Составляем схемы.

( Проверка задания по вариантам, пока читают -2 ученика на доске чертят схемы).

II. На мой взгляд, ребята, одно из чудесных свойств русского языка -это то, что в русском языке есть односоставные и двусоставные предложения. Работа со схемой.

- Как же отличить двусоставные и односоставные предложения? ( По составу грам. основы)

-А может ли быть только сказуемое главным членом предложения? (Да)

-Какие виды односоставных предложений с главным членом сказуемым вы знаете (определенно - личные., неопределенно - личные, безличные.)

- А как называются предложения с главным членом подлежащим? (назывные).

III. Об этих свойствах русской речи еще в 18 веке заметил человек, который внес большой вклад в развитие русского языка- великий ученый и поэт М.В.Ломоносов.

- Попробуйте догадаться, о каком типе односоставных предложений говорит Ломоносов: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит” (об определенно-личных.)

Давайте же убедимся наглядно, как же украшают поэтическую речь односоставные предложения и обратимся за примерами к Лермонтову. Это и будет целью нашего урока. Почему именно к нему? Потому что на уроках литературы мы много говорили об его творчестве, читали, анализировали стихотворения, обсуждали поэму “Мцыри”.

IV. У нас сегодня с вами урок взаимного обучения, поэтому некоторые ребята сейчас получат индивидуальные задания на карточках, которые затем проверят консультанты..

А с остальными будет работать………, она попробует себя в роли учителя. Она подобрала интересный материал, предложения из стихотворений Лермонтова и составила выборочный диктант.

Выборочный диктант: (Проводит ученик) К доске пойдет …………Записываем в тетрадях выборочный диктант. Задание: На слух определить, односоставное или двусоставное предложение и выписать в тетрадь только односост. опр-лич. предложения., подчеркнуть в них сказуемое и определить, глаголом какого лица оно выражено.

Двусоставные предложения Односост. опр-личные.
1. Люблю Отчизну я, но странною любовью!

4.Отца и мать мою едва ль застанешь ты в живых…

6.Выхожу один я на дорогу..

2. Мчись же быстрее, летучее время!

3. Люблю дымок спаленной жнивы.

5.Отворите мне темницу.

- Какие местоимения здесь умалчиваются?(я, ты, вы)

-Нужны ли они здесь? (Нет, так как окончания глаголов указывают на лицо и число местоимений)

Консультанты, соберите карточки.

- А встретились ли вам опред.-лич. предложения в стихотворениях Лермонтова, предложенных вам для внеклассного чтения? Прочитайте их. ( Ученики зачитывают 4-5 примеров)

-А как вы думаете, почему в стихотворениях Лермонтова так много опр-лич предложений? С какой целью он их использует? (Их употребление делает речь более живой, непринужденной, выразительной и помогает передать состояние души поэта).

V. Синтаксический разбор Таким образом, сказуемое в опр-лич пр-ях выражено глаголами 1 или 2 лица,а если встретится глагол 3 лица множ. числа-то какие это будут предложения?(неопр-личные)

-Почему их так назвали? (в них главное действие, а не лица, которые его производят).

Запишем под диктовку: Его в степи без чувств нашли и вновь в обитель принесли. ( Повест. невоскл, простое, односост. неопр-личное, распр, осложнено однород. сказуемым)

-Нужна ли запятая перед союзом и? Почему?

Разбор по составу: принесли (приставка при- приближение, суф л- прош время гл)

VI. Работа с безличными предложениями.

Опр-лич и неопр-лич предл. объединяет то, что в них можно восстановить подлежащее, подставив местоимение.

-Но во всех ли односоставных предл. восстанавливается подлежащее? (Нет, в безличных предложениях нет и не может быть подлежащего).

- Какие по значению бывают безличные предложения? (состояние человека и состояние природы)

-Встречаются ли безличные предложения у Лермонтова?(Да, их много, он пользуется ими чаще всего)

- К доске пойдет………. Запишем безличные предложения, которые вы нашли дома, и определим тип сказуемого (1 ученик пишет на доске, 4 ученика диктуют свои примеры)

1.В небесах торжественно и чудно…

2. И как-то весело, и хочется плакать..

3. Вот смерклось.

4.Любить..но кого же?

Устно назовите еще безличные, которые нашли дома… Для чего поэт их использует? (они помогают выразить чувства и передать состояние души лирического героя).

-Возвратимся к высказыванию Паустовского

-Какое это предложение? (Безличное)

VII. Проверка домашнего задания.

-О каком типе односоставных предложений мы не говорили? (О назывных).

-Дома вы должны были составить описание эпизода, включив в него назывные предложения. Эпизоды из поэмы “Мцыри”:

-I в. – “Встреча с грузинкой”

-II в.- “Бой с барсом”.

Прочитайте их.

VIII. Работа с тестами.

IX. Домашнее задание. Выводы по уроку.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- С какой целью М Ю Лермонтов использует в своих стихотворениях односоставные предложения? (они украшают поэтическую речь, делают ее более живой, выразительной помогают выразить чувства и передают состояние души поэта).

Оценки за урок.

Карточка 1.

Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:

  1. И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
  2. Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
  3. Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
  4. В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.
  5. Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..

Карточка 2.

Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:

  1. И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
  2. Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
  3. Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
  4. В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.
  5. Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..

Карточка 3.

Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:

  1. И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
  2. Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
  3. Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
  4. В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.

5. Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..

Карточка 4.

Определите вид односоставных предложений, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте знаки препинания:

  1. И к..знили Степана Калашникова смертью лютою позорною…
  2. Синие горы Кавказа пр..ветствую вас!
  3. Вот он слыш..т в сенях дверью хлопнули.
  4. В себя ли заглян..шь? Там прошлого нет и следа.

5. Проселочным путем люблю скакать в телег.(е.и?)..