Цель урока: обучение чтению на основе закрепления наиболее общих закономерностей устройства и функционирования графической системы русского языка.
Задачи.
Учебные: усвоение форм и последовательности печатных буквенных.
Обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).
Формирование потребности и мотивации чтения.
Воспитательные: воспитание сознания чутко воспринимающего мир: развитие способности получать эстетическое удовольствие от литературных текстов; обучение эмоциональной передаче характера произведения.
Развивающие: расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).
Оборудование:
общеклассное: компьютер; интерактивная доска SMART Board; мультимедийный проектор; электронное приложение к уроку, разработанное в редакторе PawerPoint;
индивидуальное: учебник “Азбука” авт. Н.В.Нечаева, К.С.Белорусец, карточки с буквами, карточки с заданиями, счётные палочки, цветные карандаши, “веры” с буквами.
Ход урока
1. Организационный момент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.
- А запомнить и вспомнить нам сегодня предстоит очень много. Поэтому сразу давайте послушаем первое задание.
2. Актуализация знаний учащихся. (Cлайд 2)
Закрепление знания форм печатных буквенных знаков и их названия.
Прослушивание, анализ, отгадывание загадки.
Чёрные, кривые,
От рождения немые,
Станут в ряд –
Сразу заговорят. (Буквы)
Игра “Конструирование букв”. (Cлайд 3)
(О - П - Н - Е - Ь – Б)
- Возьмите шесть счётных палочек и составьте из них букву О.
- Переместите 1 палочку, чтобы получилась буква Н.
- Переместите 2 палочки так, чтобы получилась буква Е.
- Переместите 1 палочку, чтобы получить букву Ь.
- Положите ещё 1 палочку, чтобы получилась буква Б.
3. Постановка проблемы; формулирование темы урока.
Составление слова из данных букв. (Cлайд 4)
- Давайте сделаем так, чтобы заговорили эти буквы: составим из них слово и узнаем тему урока. (Алфавит)
- На уроках я неоднократно употребляла это слово, но не давала ему чёткого определения. Кто может сказать, что такое алфавит, из чего он состоит?
Вывод 1: алфавит - это буквы. (Cлайд 11)
Игра “Волшебные превращения”. (Cлайд 5)
- Вы изучили “Азбуку” и знаете теперь все буквы русского алфавита. Поэтому следующее задание не должно составить для вас большого труда.
- Вспомните буквы, в состав которых входят овалы и допишите на карточке с заданиями недостающие элементы, чтобы овалы превратились в буквы. (а Б В Р Ф Ъ Ы Ь Ю Я)
- Можно назвать эти буквы алфавитом? Почему нет?
- Сколько букв в русском алфавите?
Вывод 2: алфавит - это все буквы. (Cлайд 12)
Закрепление знания последовательности букв русского алфавита. (Cлайд 6)
- Все 33 буквы русского языка “живут” в большом доме под названием алфавит. Живут дружно, т.к. каждая буква занимает в нём свою отдельную “квартиру”, своё постоянное место, то есть буквы в алфавите расположены по порядку. И этот порядок вам уже знаком.
- Какие буквы спрятались за шорами в своих квартирах?
- Соедините точки, обозначенные буквами в алфавитном порядке (“Азбука” с.37)
Вывод 3: алфавит - это все буквы, расположенные по порядку. (Cлайд 13)
4. Открытие новых знаний.
Знакомство с историей русского алфавита, алфавитами других языков. (Cлайды 7, 8, 9, 10)
- Я хочу вам рассказать немного об истории русского алфавита, т.к. алфавит, которым пользуемся мы сейчас, не всегда был таким.
Наши предки, жившие в начале прошлого века, и раньше пользовались другим алфавитом: букв было больше, они были витиеваты и трудны в написании. Да и названия у них были другие.
Со временем было решено упростить написание букв, а так же избавиться от дублирующих друг друга букв.
И вот уже почти 100 лет мы пользуемся привычным нам алфавитом.
Наверное, вы обратили внимание, что я часто повторяла “наш алфавит”, “русский алфавит”. И это неспроста. Как вы думаете, почему?
Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. И большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, следовательно, и свой алфавит. В них буквы имеют своеобразную форму, название, порядок и их количество может быть разным.
Давайте теперь вспомним, проанализируем всё сказанное выше и сформулируем вывод о том, что такое алфавит.
Вывод 4: алфавит - это все буквы языка, расположенные по порядку. (Cлайд 14)
5. Вторичное закрепление. (Cлайд 15)
Составление слова по первым буквам названий предметов, изображённых на картинках.
- Рассмотрите рисунки на слайде.
- Выделите первый звук в каждом слове, дайте ему характеристику, обозначьте соответствующей буквой. Прочтите полученное слово. (Весна)
Музыкальная физминутка.
Начало весны – пора замечательного праздника. Праздника наших мам. Слово мама – одно из самых любимых на земле.
Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте себе свою маму…
Стоит только подумать о маме и на душе сразу становится легко и радостно. Почувствуйте тепло её улыбки, улыбнитесь ей в ответ...
Откройте глаза.
Слушание, анализ, выразительное чтение стихотворения В.Берестова “Читалочка”. (Cлайд 16)
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать.
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
6. Первичный контроль.
Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке. (Cлайды 17, 18)
- Расположите слова, обозначающие предметы, которые вы видите на слайде, в алфавитном порядке.
Вывод 1: чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.
- Разгадайте ребусы. Расположите полученные слова в алфавитном порядке. (Валя, Вера, Вова)
- С какой проблемой вы столкнулись? Как её разрешить?
Вывод 2: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова в алфавитном порядке.
7. Итог урока.
Чтение и анализ пословиц о пользе чтения. Слушание С. Маршака. (Cлайд 19)
Азбука – к мудрости ступенька.
Кто много читает, тот много знает.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края
Откроет путь от “А” до “Я”!
Список литературы
- Гризик Т.И. “Познаю мир”.
- Детская “Роман-газета” 2005 г. 1-2 выпуск
- Жукова Н.С. “Я пишу правильно”
- Журнал “Начальная школа”2010 г. №2.
- Красникова И.В. “Весёлая азбука”.
- Малофеева Н.Н. “Энциклопедия дошкольника”.
- Филяковская Е., Меньшов В. “Русская письменность”.