Сценарий урока по математике на тему "Умножение и деление чисел". 2-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 2


УМК: 1. 1. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова., А.П.Тонких “Моя математика”, 2 класс. Учебник в 3-х ч.- М.:Баласс, 2009. Допущен министерством образования РФ.

2. С.А.Козлова., А.Г.Рубин. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику “Математика”, 1 класс. - М.: Баласс, 2009. – 32 с.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Закреплять представления о взаимосвязи компонент и результатов действия деления.
  • Совершенствовать умение решать текстовые задачи.

Развивающие:

  • Развитие логического мышления, математических и аналитических способностей, речи, внимания, памяти.
  • Развивать организационные общеучебные умения, в том числе умение самостоятельно оценивать результат своих действий, находить и исправлять свои ошибки

Воспитательные:

  • Через обучающую игру воспитывать интерес к математике.
  • Прививать у детей стремление рационально использовать время.

Вид урока: нестандартный,  урок-путешествие, урок - презентация

Оборудование урока:

  • класс, оборудованный СМРС (классмейты)
  • локальная сеть
  • мультимедийный проектор
  • презентация: “Путешествие в Страну Математика”

Использование компьютерных программ:

  • программа e-Learning Class V6.0;
  • Microsoft Office Power Point
  • тест по шаблону Д.Иванова.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. - Проверьте свою готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал.

    - Итак, у нас урок математики.

    - Сегодня в школу пришло письмо. Приложение 1. Слайд 2.

    - Послушайте: “Ребята, я в беде. Думал, что со мной ничего не случится. Попал в Страну Математика. А в этой стране столько тайн… Во…”.

    - Кто это Во…? (Вова Колесников)

    - Вова оказался в беде. Он многого ещё не знает, поэтому ему нужна ваша помощь.

    - Поднимите руку, кто согласен помочь Вове? Кто согласен решать трудные задачи?

    - Для нашей спасательной экспедиции нужна карта. Чтобы получить карту надо выполнить тест на знание таблицы умножения на классмейтах.

  3. Актуализация опорных знаний
    1. Индивидуальная работа на компьютерах (СМРС). Тест (по шаблону Д.Иванова) “Таблица умножения и деления”. Приложение 2. Тест “Умножение и деление”.
    2. (Тест отправить на детские компьютеры по локальной сети при помощи программы e-Learning Class V6.0; индивидуальная работа учащихся на СМРС)

      - Молодцы, карта у нас. Тогда в путь! Я желаю вам успехов, удачи, выдержки. (При наведении курсора на фото школы по гиперссылке открывается слайд 4. При помощи этого слайда осуществляется устная фронтальная работа над задачами.

      Приложение 1. Слайд 3

    3. Составить задачу по таблице Приложение 1. Слайд 4
    4. - Чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся в экспедицию по спасению Вовы, надо составить задачи и решить их устно. (По 1-му щелчку появляется ответ первой задачи, по 2-му щелчку – открывается вторая строка, по 3-му щелчку – ответ второй задачи, по 4-му щелчку – открывается 3-я строка, по 5-му – ответ третьей задачи. По 6-му щелчку – появляется автомобиль)

      ЦЕНА

      КОЛИЧЕСТВО

      СТОИМОСТЬ

      30 рублей

      5 штук

      ?

      ?

      4 штуки

      16 рублей

      7 рублей

      ?

      42 рубля

      - Какие действия выполняли, решая задачу?

      - Задачи все решены, верно.

      - Итак, мы отправляемся в путь на машине.

      - Откройте тетради, запишите дату и “Классная работа”.

    5. Фронтальная работа. Учебник с.30 № 1.

Приложение 1. Слайд 5.

- Перед нами город Числа, чтобы быстро проехать через этот город, надо выполнить задание. (Подвести курсор к красному кругу с названием город Числа и щёлкнуть по нему. По гиперссылке откроется слайд 5. При помощи этого слайда осуществляется фронтальная работа с числовым рядом. По щелчку на слайде появляется задание.)

- Запишите самостоятельно чётные числа от 2 до 18.

- Самопроверка. (По щелчку на слайде появляется числовой ряд)

- Определите закономерность. (Каждое последующее число увеличивается на 2)

- Увеличьте каждое число на 4. Результаты запишите ниже.

- Проверка. (1 ученик читает полученную числовую последовательность, остальные дети проверяют по своим тетрадям)

- Задание выполнено, продолжим путешествие. (При помощи управляющей кнопки вернуться на слайд 3)

  1. Формулирование темы и целей урока.
  2. - Какова же тема нашего урока? (Умножение и деление чисел)

    - Какие задачи поставите перед собой? (Проверить свои знания. Посмотреть чему научились.)

  3. Систематизация и повторение.
    1. Письменная фронтальная работа с объяснением.
    2. Учебник с. 30 № 2 (а, в) Приложение 1. Слайд 7.

      - На нашем пути еще один город, более крупный: город Математических выражений. (Подвести курсор к красному кругу с названием город Математических выражений и щёлкнуть по нему. На слайде – номер задания)

      - Первое выражение один ученик записывает на доске и решает с объяснением по действиям, остальные дети работают в тетрадях.

      - Второе выражение запишите самостоятельно и проверьте по компьютеру. (По щелчку на слайде появляется выражение, программа действий. )

      - Работа в парах. Составьте программу действий и найдите значение выражения.

      - Проверка результатов каждого действия. (При помощи управляющей кнопки вернуться на слайд 3)

      - Итак, город Математических выражений позади, но что это впереди? (Поляна Величин)

    3. Фронтальная устная работа. Величины и признаки. (Учебник с. 31 № 6, № 7) Приложение 1. Слайд 7.
    4. - Мы подъехали к поляне, на которой вместо ягод и грибов величины. (Подвести курсор к красному кругу с названием поляна Величин и щёлкнуть по нему. По гиперссылке откроется слайд 7. На слайде – номер задания с. 31 № 6)

      - Работа по заданиям из упражнения. (По щелчку на слайде появится 2-е задание)

      - Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова? (Признаки предметов и величины. После ответа учеников по щелчку на слайде появляются названия групп и каждое слово перемещается в одну из групп.)

      Физминутка (1 часть – упражнения для глаз, 2 часть – упражнения с музыкальным сопровождением “4 шага…”)

      (Подвести курсор к красному кругу с названием лужайка-отдыхайка и щёлкнуть по нему. По гиперссылке откроется слайд 9. На слайде 9, 10, 11 – упражнения для глаз. Смена слайдов осуществляется автоматически. На слайде 11 – значок для воспроизведения звука. По окончании физминутки при помощи управляющей кнопки вернуться на слайд 3)

    5. Задача № 5 (б). Приложение 1. Слайд 8.

- Перед нами дремучий лес задач. Надо решить задачу № 5 (б) страница 30. (Подвести курсор к красному кругу с названием дремучий лес задач и щёлкнуть по нему. По гиперссылке откроется слайд 8. На слайде – задача № 5 (б) с.30.)

    1. Чтение задачи учащимися
    2. Составление схемы к задаче (на доске)
    3. Решение задачи (фронтальная работа)

- Какая это задача? (Составная)

- Почему? (Нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи).

- Сколько было куплено бананов? (3) Какова цена бананов? (4 руб.)

- Составьте первое действие. (4 ? 3 – 12 (руб.))

- Что узнали выполнив первое действие? (Стоимость бананов)

- Составьте 2-е действие. (Я знаю, что вся покупка стоит 52 рубля, стоимость бананов – 12 рублей. Я могу узнать стоимость персиков: 52 – 12 = 40 (руб.).)

- Составьте 3-е действие. (Я знаю, что было куплено 5 персиков, их стоимость – 40 рублей. Теперь я могу узнать цену персиков, т.е. сколько стоит 1 персик. Надо 40 : 5 = 8 (руб.)) (При помощи управляющей кнопки вернуться на слайд 3)

    1. Самостоятельная работа по вариантам. Решить уравнения.

Учебник с. 30 № 3 (а,б)

- Итак, лес позади, но что это впереди?

- Топкое болото уравнений. Нужно пройти по кочкам и не утонуть в нём. А для этого надо правильно решить уравнения. (Подвести курсор к красному кругу с названием топкое болото уравнений и щёлкнуть по нему. По гиперссылке откроется слайд 9. На слайде – № 3 с.30. )

- В каком уравнении не известен множитель? (В первом и во втором уравнении.)

  1. Самостоятельная работа учащихся в тетради.
  2. Самопроверка.

- Кто сомневался, поставьте “?” на полях своей тетради.

- Проверьте свою работу по компьютеру. (По щелчку на слайде появляется запись решения уравнений)

    1. Работа в парах. Учебник с. 31 № 8.

- Итак, мы подошли к границе страны Математика. Чтобы попасть в неё и освободить Вову, надо выполнить ещё одно задание: набрать слагаемыми число 90.

- Прочитайте задание. Найдите решение.

- Определите, кто из вашей пары представит результат.

- Верно ли выполнено задание?

- Все задания выполнены, Вова – Колесников свободен и благодарит вас за помощь:

“Все испытания прошли

И мне, друзья, вы помогли.

Спасибо вам большое!

(Подвести курсор к рисунку “Страна Математика” и щёлкнуть по нему. По гиперссылке откроется слайд 13.)

- Экспедиция закончилась и урок математики, тоже заканчивается.

  1. Рефлексия деятельности. Приложение 1. Слайд 13.

- Посмотрите на рисунок в конце страницы. Кто нарисован? (Петя)

- Петя хочет задать вам вопрос: какие понятия повторили на уроке? (Величина. Стоимость, цена, произведение, частное, сумма)

- Назовите свойства предметов. Какие из этих свойств можно измерить?

- Какое упражнение на уроке было для вас самым трудным? Самым лёгким?

  1. Домашнее задание. Приложение 1. Слайд 14.

- Учебник – страница 31 № 9, № 8 (2).

Пояснительная закписка (см. приложение 3.)

Используемая литература:

  1. Т.Е.Демидова, С.А.Козлова., А.П.Тонких “Моя математика”, 1 класс. Учебник в 3-х ч.- М.:Баласс, 2009. Допущен министерством образования РФ.
  2. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”.
  3. Козлова С.А., Кремлёва И.И., Рубин А.Г. Математика. 2 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2008.