Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «Дж. Родари "Приключения Чиполлино"»

Разделы: Начальная школа


Цель:

Закончить работу над произведением;

Закреплять умение составлять рассказ о герое; совершенствовать навыки чтения.

Развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать творческое воображение, внимание, память.

Воспитывать самостоятельность, товарищество, умение работать в группах.

Оборудование: выставка книг, картинки сказочных героев, корзинка, мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение.

Ход урока

  • Орг.момент.(Прозвенел звонок – начинаем наш урок)
  • Мотивация к учебной деятельности.
  • -На уроках литературного чтения мы много путешествовали. И сегодня мы отправимся в волшебное место. А куда – узнаете, прочитав слово по направлению стрелки (в группах)

    -У вас есть желание посетить библиотеку? Почему я назвала ее – волшебным местом?

    2 кадр.

    -Приглашаю вас отправиться за чудесами. Закройте глаза.

    -Кто вас встречает в библиотеке? Домовенок- наш помощник, тоже любит показывать чудеса.

    3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.

    А) А может кто-то не хочет посетить библиотеку?

    Зачем нужны книги? Домовенок приготовил вам сказочное испытание.

    Составь пословицу. (В группах)

    Прочел хорошую книгу – с другом подружился.

    3 кадр.

    - Как понимаете? Назовите свои любимые книги?

    Б) В библиотеке много книг, нам интересны произведения о сказочных человечках. В разделе “Сказочные человечки” мы познакомились с ними.

    Дорогой доброй сказки
    Идем мы безопаски.
    И встретят нас герои
    Красавицы и тролли,
    Винни-Пух и Буратино,
    Веселый Чиполлино.

    - А в каких произведениях они встречались?

    Соедините стрелками (индивидуальная работа)

    4 кадр.

    - Проверьте себя. Поставьте оценки.

    -Почему именно эти произведения взяты для повторения?

    ( мы читали их в разделе “Волшебные человечки”)

    В) Мы знаем сказки на зубок.

    Ведь с детства их читаем.

    Но что-то новое, дружок,

    Сейчас о них узнаем.

    - Какие виды работ мы используем при работе над произведением?

    Что самое сложное? Какого знания мне не хватает?

    1.Читать

    2. Пересказывать

    3 Анализировать

    4.Составить рассказ о герое

    ( трудно составлять рассказ о герое)

    Г) Наша цель урока – учиться составлять рассказ о герое .

    4. Выявление места и причин затруднения

    А) В нашей библиотеке мы какую книгу возьмем? С каким произведением мы знакомимся?

    Дж.Родари “Приключения Чиполлино”

    -Прежде чем говорить о героях, вспомним об авторе?

    5 кадр.

    Что узнали об авторе?

    6 кадр.

    Б) - Чтобы выйти из затруднения, давайте вспомним героев сказки: (с.21 в “Рабочей тетради”)

    Какие слова связаны друг с другом?

    Самопроверка: 7 кадр

    В) Мы не можем выполнить это задание, потому что не знаем план рассказа о герое

    5. Построение проекта выхода из затруднения

    А) Что может помочь?

    -Каким вы себе представляете героя, его черты характера?

    (работа в группах)

    - с. 21 ( “Рабочая тетрадь”) Выбери нужное.

    8 кадр.

    1 группа: Каким тебе представляется Чиполлино?

    (веселый, с чувством юмора, справедливый,добрый, злой, насмешливый)

    9 кадр.

    2 группа. - Кум Тыква?

    ( Добрый, рачительный, злой, упорный, смелый, отзывчивый, внимательный, трудолюбивый)

    10кадр.

    -Значение какого слова непонятно? Что оно может обозначать?

    11.кадр.

    3 группа. - Пес Мастино?(добрый, мужественный, грубый, глупый, решительный, злой, услужливый )

    4 группа. - Синьор Помидор? ( добрый, решительный, смелый, грубый, невоспитанный, бессердечный, коварный)

    12 кадр.

    13 кадр. Значение какого слова не знаете?

    Проверка: представитель каждой группы озвучивает выбранные черты характера своего героя.

    Б) Поступки героев:

    - Дома вы приготовили чтение по ролям:

    - с.153 – поступки характеризуют Помидора и Мастино

    -с. 156 – (Чиполлино и Мастино)

    Оценивание чтения:

    1.Чье чтение было более удачным?

    2. Понравилось? Почему?

    В) Отношение автора:

    Узнаем из фрагментов М\фильма (2 фрагмента по 1 мин) 13 кадр

    Физминутка: Какой герой вам больше всего нравится?(веселый, энергичный, с чувством юмора)

    Упражнения под песенку Чиполлино.

    6. Реализация построенного проекта: ( самостоятельная работа)

    Каждая группа коллективно составляет

    План рассказа о герое:

  • Как зовут героя?(Мне показался интересным….
  • Описание внешности.(лицо,одежду, внешность)
  • Характер и поступки.
  • Речь.
  • Положительный, отрицательный, герой-помощник или нейтральный герой
  • С кем дружит ( не дружит)?
  • Как автор относится к герою
  • Как ты относишься к герою? Почему?
  • 1 группа: Чиполлино

    2 гр. : кум Тыква

    3 гр.: Синьор Помидор

    4гр.: пес Мастино

    7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    А) Познакомить с планом характеристики на героя.

    14 кадр.

    Б) Сравнить с образцом ( на экране)

    В) Дать характеристику вашему герою.

    Оценивание: Чей рассказ наиболее полный?

    Чей понравился?

    Г) Составьте синквейн на своего героя.

    1. Кто?

    2. Какой?

    3.Что делает?

    4. Фраза, характеризующая героя.

    5.Слово-обобщение

    1.Чиполлино Тыква

    2.веселый,справедливый       добрый, несчастный

    3.спасает, работает               собирает, строит, страдает

    4.защитник бедных              беззащитный страдалец

    5.сказочный герой                   литературный герой

    1 . Помидор                                Мастино

    2. коварный,                            бессердечный злой, глупый

    3. выгонял,                             приказывал лаял, бегал, охранял

    4. сердитый                           слуга

    5. злодей                               прислужник

    8) Включение в систему знаний:

    - Где может быть использована данная характеристика?

    - Где пригодятся эти знания?

    9.Рефлексия учебной деятельности

    А)- Закончилось наше путешествие в библиотеку.

    Встреча с книгой, что с другом,
    Для всех, словно праздник.
    Сказки учат детей
    Всем премудростям жизни

    - Чему учит эта сказка?

    И как правду от лжи
    От лжи все должны отличать
    Как бороться с врагом
    И как зло побеждать.

    Б)- Какой этап учебной деятельности вам больше всего понравился?

     

    В любом произведении какие бывают герои?(положительные отрицательные, нейтральные)

    Заполните корзину:

    Если урок понравился – то положительные герои

    Если не понравился – то отрицательные герои

    Если ни хорошо, ни плохо – то нейтральные

    8. Оценки. Д\з

    А) Оценка работы групп

    Б) д\з .Составить рассказ о любимом герое сказки.