Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой (решение задач с производственным содержанием, применение межпредметных комплексных заданий, системы письменного инструктирования учащихся и др.) полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях занимает бинарная модель обучения: взаимодействие двух педагогов – преподавателя с преподавателем (как правило, общеобразовательных предметов) или преподавателя с мастером производственного обучения.
На бинарном занятии реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:
– профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов (например, физики и электротехники, материаловедения и специальной технологии и производственного обучения и других сочетаний);
– политехнизм, когда учащиеся ориентируются на применение тех или иных знаний по тем или иным предметам в производственной деятельности;
– взаимосвязь теории с практикой, общеобразовательного с профессиональным обучением.
Методика бинарного занятия отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме. Подробно остановлюсь на этом варианте, так как именно такие уроки мной и мастером проводились неоднократно.
Педагогическая сущность урока – совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения.
В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.
При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели:
- Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно-производственной деятельности.
- Под влиянием интереса, вызванного общением треугольника “преподаватель – мастер производственного обучения – учащиеся”, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение.
- Воспитание у учащихся умения пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах: в нестандартных производственных ситуациях; в условиях, когда необходимо принять оперативно и взвешенно единственно верное решение.
- Политическая направленность взаимосвязи теоретического обучения и производительного труда, которая обеспечивается не путем увеличения объема знаний и умений, а средствами формирования политехнического способа мышления.
Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении бинарного урока
Деятельность преподавателя |
Деятельность мастера |
Целевая установка учащихся на урок |
|
Опрос учащихся по материалу предыдущих уроков | Проверка качества освоения ранее отработанных трудовых приемов и операций |
Изложение теоретических вопросов изучаемой темы. Ответы на вопросы учащихся | Объяснение способов использования теоретических знаний по теме при выполнении учебно-производственных заданий. Демонстрация способов выполнения изучаемых трудовых приемов |
Контроль качества восприятия теоретического материала урока и показанных мастером трудовых приемов |
|
Контроль осознанности выполнения учащимися практических упражнений, правильности применения теоретических знаний на практике | Текущее инструктирование учащихся в процессе их упражнений по отработке изучаемых трудовых приемов и способов выполнения операций |
Проведение заключительного инструктажа |
Продолжительность такого урока 270 минут без учета времени на перемены. Наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях учащихся.
Опыт показывает, что такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку учащимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.
Рассмотрим пример бинарного урока.
ПЛАН БИНАРНОГО УРОКА
Предмет: Технология столярных и плотничных работ и производственное обучение
Профессия: Мастер столяро-плотничных и паркетных работ
Тема урока: “Стекольные работы”
Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме “Стекольные работы”, ориентировать учащихся на применение теоретических знаний при выполнении практических работ.
Наглядные пособия: плакаты “Крепление стекол в оконных переплетах”, инструкционно- технологическая карта на стекольные работы, набор инструментов стекольщика, материалы – стекло, мел, олифа, раскладки, гвозди.
ХОД УРОКА
- Организационный момент:
- Актуализация знаний и практического опыта учащихся:
- Проверка знаний учащихся по спецтехнологии.
- Практическая работа № 1 “Приготовление замазки”.
Приветствие учащихся, проверка готовности бригад, целевая установка на урок.
1.1. Устный блиц-опрос с чередованием бригад
- Какое бывает остекление?
- Какое стекло применяется для остекления окон, его марка и толщина?
- Способы хранения и перевозки стекла
- Элементы для крепления стекла
- Материалы для приготовления замазок
- Какое соотношение частей при приготовлении замазок?
- Требования к мелу
- Технология приготовления замазки
2.1. Двое учащихся (по одному от каждой бригады) делают меловую замазку под руководством мастера.
Инструктаж по технике безопасности проводит мастер.
Продолжение устного блиц-опроса:
- Инструменты для резки стекла, виды стеклорезов
- Как приготовить стекло к резке?
Практическая работа № 2 “Резка стекла”.
2.2. Воспроизведение учащимися освоенных приемов резки стекла. По одному учащемуся от бригады производят резку стекла с пояснением технологической последовательности.
(Мастер проводит инструктаж по технике безопасности и контролирует правильность выполнения работы)
Продолжение блиц-опроса:
- Какие инструменты необходимы для остекления?
- Способы остекления.
1.2. Рассказ по плакатам по одному учащемуся от бригады:
- Устройство клееных стеклопакетов
- Установка и крепление стекол в оконных переплетах
1.3. Работа с тестами “Стекольные работы” (5 минут)
- Обобщение знаний по спецтехнологии, необходимых для практической работы.
- Разбор технологической карты на стекольные работы
Мастер п/о: организация рабочего места и техники безопасности при остеклении, инструменты для работы.
Практическая работа № 3 “Остекление”.
Каждая бригада выполняет остекление оконной рамы на замазке с креплением раскладками.
Деятельность преподавателя |
Контроль осознанности выполнения учащимися задания, применение теоретических знаний на практике |
Деятельность мастера |
Текущее инструктирование учащихся в процессе выполнения задания по обработке изучаемых трудовых приемов и операций |