Конспект занятия по развитию просодического компонента речи у детей с ЗПР "Приключения в сказочном королевстве"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: развитие просодического компонента речи у детей с ЗПР.

Задачи:

Корекционно-обучающие:

- Учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тембр речи) в различных ситуациях.

- Формировать умение и навыки активно пользоваться мимикой и жестами, речевым дыханием, отрабатывать длительный выдох.

- Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

- Учить детей воспроизводить ритмический рисунок, опираясь на наглядную схему.

- Учить детей соотносить темп движений и темп речи.

- Формировать у детей навыки восприятия повышения и понижения основного тона (перелом мелодического рисунка).

- Учить детей определять по тембру голоса эмоциональную окраску фразы.

Корекционно-развивающие:

- Развивать умение воспринимать информацию на слух; память и внимание; интонационную выразительность речи; зрительно-пространственную ориентацию, воображение.

- Корекционно-воспитательные:

- Воспитывать интерес к речевой деятельности, доброту. Создавать мотивацию к совершенствованию устной речи.

Материал: шапочки-маски петушков, фигурки королей с изображением различных эмоций, игрушка "Курочка", колокольчики. Карточки с изображением различных волнистых линий, со стрелками косо направленными вверх и вниз, различных знаков препинания, карточки-схемы с изображением ритмических рисунков, карточки с прорезью плоскостным изображением воздушного шара. Плакаты с изображением туч в виде сказочных дворцов. Плоскостное дерево на подставке. Объёмные деревья.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, дети. Посмотрите, какой сегодня хороший день! Улыбнитесь солнышку, коснитесь друг друга ладошками, передайте тепло и улыбку друг другу. Сегодня у нас в гостях снова сказка.

Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.

Воспитатель. Но сегодня мы отправимся в необычную сказку. Путешествие начинается.

Жили-были два петушка. Они стояли на страже сказочного королевства и были такими забияками, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Петушки всё время спорили, кто из них самый лучший стражник, самый ловкий и самый смелый.

(Логопед и воспитатель, надев шапочки петушков, показывают упражнение "Забияки-петушки".(Закрепление навыка выделения на слух неожиданного акцента) Дети держат в руках "петушков" двух видов. Педагог медленно произносит разные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Если фон звучания равной силы, то дети поднимают вверх "петушка" с опущенными крыльями. На акцентируемый слог поднимают вверх "петушков" с распушенными крыльями.

Логопед: Однажды увидел король, как спорят его стражники-петушки, и сначала очень этому удивился.

Ребята, кто из вас покажет фигурку удивлённого короля? (Ребёнок находит и показывает фигурку короля с эмоцией удивления)

Король удивлённо воскликнул: О-о-о?!

Скажите, дети, как говорил король?

Но потом король разгневался и сердитым голосом закричал на своих стражников: О-о-о!!!

Кто из вас покажет злого короля и скажет так, как он? (Ребёнок показывает фигурку короля и проговаривает звук звук "О" сердитым голосом.)

И тут к королю подошла королева. Она была очень добрая, нежная, ласковая. Королева улыбнулась и нежно спросила: "И-и-и?" (что тут произошло?).

Как говорила королева?

Кто из вас найдёт и покажет фигурку доброй королевы?

Узнав о причине гнева короля, королева очень огорчилась и загрустила.

Покажите фигурку грустной королевы. (Ребёнок находит и показывает.)

Произнесите звук "И" грустно. (2-3 ребёнка произносят звук с грустной окраской голоса.)

Она сказала, что пришла сюда просить у петушков помощи, но если они такие забияки и не мирятся друг с другом, то как же они могут ей помочь.

Логопед: "Дорогая королева! Мы обещаем вам больше никогда не спорить и не ссориться и конечно же обещаем вам помочь. А что случилось?

Воспитатель: И королева поведала о том, что во всём королевстве все растения завяли и уже погибают. Ведь в королевстве так давно не было дождя. Помочь же растениям может только озорной дождик, но где его искать никто не знает. Вот королева и пришла просить о помощи своих стражников.

Логопед:- Конечно же мы отправимся на поиски озорного дождика, но самим нам не справится с таким сложным заданием. Вот если бы нам помогли дети из детского сада.

Воспитатель: - Ребята, вы согласны помочь петушкам искать озорной дождик? Тогда отравляемся в путь.

Логопед: - Ой, дети, посмотрите, какая широкая речка! Куда же нам дальше идти? (берёт игрушку курочку) Давайте спросим у курочки. (Два заранее подготовленных ребёнка произносят потешку, все остальные дети определяют тип предложения и показывают карточку с соответствующим знаком: "?", ".", "!")

Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

На речку. Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

За водичкой.

Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

Логопед: - Посмотрите, дети, на схемы и прохлопайте песенку цыплят.

(Выставить 2-3 карточки-схемы ритмических рисунков)

Воспитатель: - Курочка рассказала, что озорной дождик живёт в царстве туч. Недавно он сильно шалил и теперь его никуда не пускают злые ветры. Помочь озорному дождику могут только дети из детского сада, но сначала им надо найти богатырскую силу, чтобы победить злых ветров. Источник богатырской силы находится в дремучем лесу, на той стороне широкой реки. Чтобы перебраться на другой берег нужно преодолеть "звуковые волны".

(Выставить поочерёдно схемы с изображением различных линий. Проводится упражнение "Звуковые волны".)

Первым пошёл стражник петушок. (Логопед произносит серии звуков так, как показано на схеме.)

Логопед: - Сначала мы произносим звук "Ш", глядя на волны, громко, плавно, проводя в воздухе указательным пальцем. Затем, следя взглядом по схеме, по волне, с разной силой голоса произносим звук "Ш" - тихо, громко, тихо, ... (дети выполняют задание).

Воспитатель: - Вот и дремучий лес. Посмотрите, дети. Здесь лежат карточки со стрелочками. Если мы хотим найти богатырскую силу, нужно выполнить задание. Я буду читать стихотворение, а вы выложите соответствующие карточки. Если голос будет повышаться, то кладите карточку со стрелкой, направленной косо вверх, при понижении голоса нужно положить карточку со стрелкой, направленной косо вниз.

Здравствуй, лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои.

- Карточку с какой стрелкой вы положили первой? Второй?

- Молодцы, дети, с таким сложным заданием справились.

Воспитатель: Посмотрите, дети, какое чудесное дерево. Оно волшебное. Если правильно подуть на это дерево, то оно будет вращаться и у нас с вами появится богатырская сила.

Логопед: - Я не знают, как это делать. Может кто-нибудь из вас, дети, знает, как нужно правильно набирать воздух и выдыхать его? (Вдыхать через нос, не поднимать плечи, не надувать щёки, тянуть губы трубочкой.)

(Дети выполняют упражнение. Дерево вращается.)

Воспитатель: - Посмотрите, какой интересный клубочек. Я знаю, зачем он нам нужен. Этот клубочек покажет дорогу в царство туч. Нам надо набрать воздух и на одном выдохе произнести звук "А" (Звук произносится с различной высотой голоса.)

Логопед: - Вот оно, царство туч! (Показывает на плакаты с изображением туч в виде сказочных дворцов.)

Воспитатель:- Озорной дождик томится во дворце с колокольчиками. Освободить его можем только мы, дети. Для этого нужно взять маленькие колокольчики и тихо или громко - в соответствии с текстом произносить слова и ударять пальцем по колокольчику.

Колокольчики звенят:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Тихо-тихо говорят:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Громко зазвонили бубенцы:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Полетела песня во все концы:
Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Логопед: - Дождик, в нашем королевстве беда. Без воды погибают деревья, цветы, трава. Только ты им можешь помочь.

Воспитатель:- Дождик говорит, что обязательно нам поможет, что надо спешить. Он сможет в тучке быстро долететь к сказочному королевству, но не знает куда надо лететь. Как же нам быть?

Логопед:- А я знаю. Надо сесть на воздушный шар и мы покажем озорному дождику дорогу в сказочное королевство.

(Проводится упражнение "Полёт на воздушном шаре". Дифференциация на слух различных видов мелодики: с понижением, повышением основного тона голоса.)

- Кто из вас, дети, хочет управлять воздушным шаром? Я буду произносить фразы, а ты двигать воздушный шар по прорези, ориентируясь на повышение и понижение голоса.

Воспитатель:- Вот мы и в сказочном королевстве. Давайте скажем дождику:

Дождик, дождик пуще, (произносим громко и быстро)
Дадим тебе гущи,
Дадим тебе ложку, (умеренный темп)
Хлебай понемножку. (тихо и медленно)

- У меня есть круги красного, жёлтого и зелёного цветов. Красный круг выставляем, когда произносим слова медленно, желтый - умеренно, а зелёный - быстро. Кто из вас, ребята, выложит схему на доске? А все остальные дети будут трудиться за столами. (Проговорить потешку)

Логопед: - Дождик услышал нас. Послушайте, как он идёт.

Топ-топ-
По мостовой,
По зонтам, по крышам
Скачет дождик озорной
То сильней, то тише.

А какие разные песенки он поёт! Вот одна из них (показать карточку-схему). Длинная полоска обозначает сильный хлопок в ладоши с длинными промежутками, а короткая - слабый удар с короткими промежутками. Составьте такую же последовательность у себя на столах.

Кто прохлопает в ладоши эту песенку? (Выставить 2-3 схемы.)

Воспитатель: - Посмотрите, дети, как красиво стало в сказочном королевстве. От этой красоты легко и радостно всем и даже петушки дали слово никогда не спорить и не ссориться. Спасибо озорному дождику. А король и королева от всей души благодарят вас, дети, за помощь в спасении своего королевства. Вот и сказке конец и нам пора возвращаться в детский сад.

Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.

Литература.

1. Кириллова Ю. А. Комплексы упражнений и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп с 3 до 7 лет. - СПб.,2008.

2. Родионова Ю.Н.Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребёнок в детском саду - 2006.- №№4-6; 2007.- №1.