Цели:
- познакомить учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве 17 века.
- помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского.
ПЛАН УРОКА
- Постановка проблемы.
- Версии детей, актуализация знаний.
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
А) Нарушение порядка в Московском государстве.
Б) Восстановление порядка В московском государстве. - Выражение решения проблемы.
- Применение нового знания.
- Итоги урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
- Вспомните, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве? СЛАЙД 2, Приложение 1.
- Как с 16 века стали называть правителя Руси? СЛАЙД 3, Приложение 1.
- Кто стал первым царем Руси?
- Кто такие князья? СЛАЙД 4, Приложение 1.
- Как вы думаете, сколько князей могло служить царю?
Оказывается, к 17 веку их было несколько сотен. Один из таких служилых дворян изображен на рисунке на с.62.СЛАЙД 5, Приложение 1.
- В самом начале текста найдите, как звали этого дворянина. (Князь Пожарский) СЛАЙД 6, Приложение 1.
- Кто еще изображен на памятнике? (торговец Минин) СЛАЙД 7, Приложение 1.
СЛАЙД 8, Приложение 1. «Минин и Пожарский – обыкновенные люди»
- Где находится этот памятник? (На Красной площади.)
- Что написано на его подножии? (Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия.)
- Всем обыкновенным людям ставят памятники? (Нет.)
СЛАЙД 9, Приложение 1.
- Какое вы заметили противоречие? (Минин и Пожарский – самые обыкновенные люди, каких было много. Но их до сих пор помнят и даже поставили памятник.)
- Какой возникает вопрос?
СЛАЙД 10, Приложение 1. ПРОБЛЕМА УРОКА.
ВЕРСИИ ДЕТЕЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
Дети могут предположить, что Минину и Пожарскому удалось спасти Россию от какой-то страшной опасности.
- Предположите, что могло угрожать России? (Захват другим государством.)
- Когда это уже происходило с Россией? (Во времена, когда Русь находилась под властью Золотой Орды.)
- Почему Русь не смогла вовремя собрать силы и сразу дать отпор захватчикам-монголам? (Мешала раздробленность Руси, разобщенность князей, не было единого государства.)
- Возможно, что в начале 17 века сложилась такая же ситуация? Давайте узнаем, кто хотел напасть на Россию в 17 веке и что помешало жителям страны сразу избавиться от захватчиков.
ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
1.Нарушение порядка в Московском государстве.
Чтение текста учебника с.62-63 (до иллюстрации)
По ходу чтения составляем таблицу. Опишем «порядок» в государстве, каким его представляли люди 17 века, и посмотрим, как он был нарушен.
СЛАЙД 11, Приложение 1. ТАБЛИЦА.
2.Восстановление порядка в стране.
По таблице видно, что порядок нарушился во всех сферах жизни общества.
- Что в первую очередь необходимо было сделать, чтобы спасти государство от гибели? (Предположения детей.)
- Рассмотрите иллюстрацию на с.63. Что на ней изображено? (Лагерь самозванца) СЛАЙД 12, Приложение 1.
- Это восстановление порядка? (Нет.)
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 64 (правую)Что на ней изображено? (Изгнание поляков из Кремля.) СЛАЙД 13, Приложение 1.
- Это восстановление порядка? (Частично, освобождение страны от захватчиков.)
- Рассмотрите иллюстрацию на с. 64 (левую и нижнюю. Что на них изображено? (Венчание на царство Михаила Романова) СЛАЙД 14, Приложение 1.
- Это восстановление порядка? (Да.)
- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить? СЛАЙД 15, Приложение 1.
- Вы можете уже ответить на вопрос? (Нет.)
Чтение текста с.63-65
- Что сделали эти люди для освобождения страны? СЛАЙД 16, Приложение 1.
- Рассматривая иллюстрации к уроку, вы уже обратили внимание на то, что после изгнания захватчиков из Москвы произошло венчание на царство Михаила Романова. Найдите в тексте, кто избирал нового царя?
- Все ли группы населения участвовали в избрании царя? (Да.)
- Можно ли сказать, что он занял престол «по закону»? (Да.)
ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
- Какой же ответ вы можете дать на проблемный вопрос нашего урока?
РАБОТА В ГРУППАХ.
ВЫВОД. СЛАЙД 17, Приложение 1.
ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ
- Почему Минин и Пожарский стали народными героями?
- Вспомни имена великих полководцев, которые во времена Древней Руси и Московского государства объединяли вокруг себя народ для защиты страны.
- Как вы думаете, из-за чего в стране могут наступить «смутные времена»?
ИТОГ УРОКА.
- Что на уроке вам показалось трудным?
- Что на уроке вам было интересным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
От своего имени напиши благодарственное письмо Пожарскому и Минину. Отметь, в чем заслуга их перед Россией.