Урок окружающего мира "Смутное время. Хуже Грозного царя только междуцарствие"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. познакомить учащихся с обстановкой Смуты, нарушения привычного порядка в Московском государстве 17 века.
  2. помочь ученикам осознать губительные последствия внутренних войн и усобиц, дать возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского.

ПЛАН УРОКА

  1. Постановка проблемы.
  2. Версии детей, актуализация знаний.
  3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
    А) Нарушение порядка в Московском государстве.
    Б) Восстановление порядка В московском государстве.
  4. Выражение решения проблемы.
  5. Применение нового знания.
  6. Итоги урока.
  7. Домашнее задание.

Ход урока

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

- Вспомните, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве? СЛАЙД 2, Приложение 1.

- Как с 16 века стали называть правителя Руси? СЛАЙД 3, Приложение 1.

- Кто стал первым царем Руси?

- Кто такие князья? СЛАЙД 4, Приложение 1.

- Как вы думаете, сколько князей могло служить царю?

Оказывается, к 17 веку их было несколько сотен. Один из таких служилых дворян изображен на рисунке на с.62.СЛАЙД 5, Приложение 1.

- В самом начале текста найдите, как звали этого дворянина. (Князь Пожарский) СЛАЙД 6, Приложение 1.

- Кто еще изображен на памятнике? (торговец Минин) СЛАЙД 7, Приложение 1.

СЛАЙД 8, Приложение 1. «Минин и Пожарский – обыкновенные люди»

- Где находится этот памятник? (На Красной площади.)

- Что написано на его подножии? (Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия.)

- Всем обыкновенным людям ставят памятники? (Нет.)

СЛАЙД 9, Приложение 1.

- Какое вы заметили противоречие? (Минин и Пожарский – самые обыкновенные люди, каких было много. Но их до сих пор помнят и даже поставили памятник.)

- Какой возникает вопрос?

СЛАЙД 10, Приложение 1. ПРОБЛЕМА УРОКА.

ВЕРСИИ ДЕТЕЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

Дети могут предположить, что Минину и Пожарскому удалось спасти Россию от какой-то страшной опасности.

- Предположите, что могло угрожать России? (Захват другим государством.)

- Когда это уже происходило с Россией? (Во времена, когда Русь находилась под властью Золотой Орды.)

- Почему Русь не смогла вовремя собрать силы и сразу дать отпор захватчикам-монголам? (Мешала раздробленность Руси, разобщенность князей, не было единого государства.)

- Возможно, что в начале 17 века сложилась такая же ситуация? Давайте узнаем, кто хотел напасть на Россию в 17 веке и что помешало жителям страны сразу избавиться от захватчиков.

ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

1.Нарушение порядка в Московском государстве.

Чтение текста учебника с.62-63 (до иллюстрации)

По ходу чтения составляем таблицу. Опишем «порядок» в государстве, каким его представляли люди 17 века, и посмотрим, как он был нарушен.

СЛАЙД 11, Приложение 1. ТАБЛИЦА.

2.Восстановление порядка в стране.

 По таблице видно, что порядок нарушился во всех сферах жизни общества.

- Что в первую очередь необходимо было сделать, чтобы спасти государство от гибели? (Предположения детей.)

- Рассмотрите иллюстрацию на с.63. Что на ней изображено? (Лагерь самозванца) СЛАЙД 12, Приложение 1.

- Это восстановление порядка? (Нет.)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 64 (правую)Что на ней изображено? (Изгнание поляков из Кремля.) СЛАЙД 13, Приложение 1.

- Это восстановление порядка? (Частично, освобождение страны от захватчиков.)

- Рассмотрите иллюстрацию на с. 64 (левую и нижнюю. Что на них изображено? (Венчание на царство Михаила Романова) СЛАЙД 14, Приложение 1.

- Это восстановление порядка? (Да.)

- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели выяснить? СЛАЙД 15, Приложение 1.

- Вы можете уже ответить на вопрос? (Нет.)

Чтение текста с.63-65

- Что сделали эти люди для освобождения страны? СЛАЙД 16, Приложение 1.

- Рассматривая иллюстрации к уроку, вы уже обратили внимание на то, что после изгнания захватчиков из Москвы произошло венчание на царство Михаила Романова. Найдите в тексте, кто избирал нового царя?

- Все ли группы населения участвовали в избрании царя? (Да.)

- Можно ли сказать, что он занял престол «по закону»? (Да.)

ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.

- Какой же ответ вы можете дать на проблемный вопрос нашего урока?

РАБОТА В ГРУППАХ.

ВЫВОД. СЛАЙД 17, Приложение 1.

ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

- Почему Минин и Пожарский стали народными героями?

- Вспомни имена великих полководцев, которые во времена Древней Руси и Московского государства объединяли вокруг себя народ для защиты страны.

- Как вы думаете, из-за чего в стране могут наступить «смутные времена»?

ИТОГ УРОКА.

- Что на уроке вам показалось трудным?

- Что на уроке вам было интересным?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

От своего имени напиши благодарственное письмо Пожарскому и Минину. Отметь, в чем заслуга их перед Россией.