Цель урока:
- Повторение темы «электромагнитная индукция, переменный ток, генератор переменного тока.
- Знакомство с принципами производства переменного электрического тока.
- Обосновать необходимость преобразования напряжения переменного тока, при передаче его на большие расстояния.
- Знакомство с принципами передачи и преобразования переменного электрического тока.
- Закрепление, знакомство с правилами техники электробезопасности.
Оборудование: компьютер, мултимедийный проектор,диск с записью видеофрагментов «Явление электоромагнитной индукции», «Трансформатор», плакат, экран, универсальный трансформатор, лампочки накаливания, соединительные провода.
Ход урока
I. Оргмомент – 2мин.
Собрать тетради с домашними индивидуальными заданиями.
II. Повторение темы «электромагнитная индукция, переменный ток, генератор переменного тока – 5мин.
Какое явление называется электромагнитной индукцией? (Видеофрагмент)
III. Производство переменного электрического тока – 5 мин.
Какими способами можно создать индукционный ток в замкнутом проводящем контуре?
Ученики сами добывают ответ на этот вопрос, произведя демонстрацию.
На столе: катушка индуктивности, подключенная к гальванометру, магнит; модель генератора с подключенной электролампой; две катушки соединенные индуктивно (трансформатор), одна из которых подключена через ключ к источнику постоянного тока, а к другой подключен гальванометр.
Ответ:
- в катушке возникает индукционный ток при перемещении относительно него магнита;
- поворачиваем катушку в магнитном поле Земли;
- модель генератора переменного тока;
- во вторичной катушке трансформатора возникает переменный ток в момент включения и выключения постоянного тока в первичной катушке.
Какой из этих способов вы применили бы, для получения переменного тока в промышленном масштабе?
Из каких основных элементов состоит индукционный генератор переменного тока?
Объяснение темы преподавателем используя изображение на экране
IV. Обоснование необходимости преобразования напряжения переменного тока, при передаче его на большие расстояния – 10 мин.
Что происходит, когда по проводнику протекает электрический ток?
Решить задачу: вывести формулу, связывающую площадь поперечного сечения проводов ЛЭП и потери мощности на этих проводах при передаче переменного тока низкого и высокого напряжения.
Например:потери мощности 10% от полной мощности 300 кВт, при передаче тока на 100 км под напряжением 200 В и 110 кВ, одинакова. Сравните площадь поперечного сечения проводов ЛЭП.
Решение:
g- удельное сопротивление, L – длина, R-сопротивление подводящего провода. U- электрическое напряжение.
Ответ: → При одинаковых потерях мощности площадь поперечного сечения (значит и масса) проводника в квадрат раз больше, если по проводнику передавать низкое напряжение.
Вывод: При передаче электрической энергии часть энергии теряется, выделяясь в виде тепла. Чтобы уменьшить потери электрической энергии необходимо по проводам передать ток высокого напряжения и меньшей силы тока. При потреблении напряжение нужно понизить.
Выводы делают сами ученики.
V. Знакомство с принципами передачи переменного электрического тока – 5мин. (плакат упрощенная схема преобразования энергии)
VI. Принципы преобразования переменного электрического тока. Устройство трансформатора. Физические процессы, происходящие в трансформаторах - 15мин.
Как можно повысить и понизить напряжение переменного тока? (видеофрагмент)
Демонстрация №1
Демонстрация №2
Вывод: Этот прибор увеличивает напряжение переменного тока.
Вопрос:
1) Можно ли этим же прибором уменьшит напряжение?
2) Какое электрическое напряжение мы используем в быту?
3) Uл =24 В. Что будет если его включить под U=220В?
Демонстрация №2
Вывод: Этот же прибор уменьшает U∼тока.
Этот прибор называется трансформатором.
Прибор предназначенный для преобразования U и I переменного тока называется трансформатором.
- Чем отличаются повышающий и понижающий трансформаторы?
- Как узнать повышает или понижает напряжение, данный трансформатор?
- Будет ли преобразование напряжения, если обе катушки имеют одинаковое количество витков?
Устройство трансформатора.
- Две катушки с разными числами витков одеты в стальной сердечник
- Катушка, подключенная к источнику – первичная катушка. (N1, U1, I1)
- Катушка, подключенная к потребителю – вторичная катушка. (N2, U2, I2)
N-число витков. U-напряжение. I-сила тока.
Обозначение трансформатора
Коэффициент трансформации
КПД = P1, P2 - мощность
Вывод:
1) K<1, если N2>N1 или U2>U1 – повышает
2) K>1если N2<N1 или U2<U1 – понижает U
3) Во сколько раз трансформатор увеличивает напряжение во, столько же раз и уменьшает силу тока.
4) Для трансформатора выполняется условие I1U1 ≈ I2U2
Физические процессы, происходящие в трансформаторах.
- Объясните физические процессы, происходящие в трансформаторе, при прохождении в первичной обмотке переменного тока.
Первичная катушка: ~ ток создаёт ~ магнитное поле
Сердечник – усиливает магнитное поле, которое пронизывает вторичную катушку.
Вторичная катушка: ~ магнитное поле создаёт индукционный ток, напряжение которого зависит от числа витков. N2 больше - U2 больше.
VII. Повторение, заключительное слово – 5мин
- Какие электростанции вы знаете? Что является там основным элементом?
- Что необходимо сделать, прежде чем передать по проводам электрический ток?
- Что необходимо сделать, прежде чем подключить к электрической сети бытовые приборы?
- Что называется трансформатором?
- Может ли преобразовать трансформатор, постоянный ток? Почему?
- Обозначение, устройство трансформатора.
- Физические процессы, происходящие в трансформаторе.
- К=20 повышающий или понижающий трансформатор? Какая обмотка первичная или вторичная – должна иметь больше сечение проводов? Почему?
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Домашнее задание: подготовить к зачету, на следующий урок, ответы на все вопросы самоподготовки по разделу «Электромагнитные колебания. Переменный ток».