Пояснительная записка
Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи
представляет сложную проблему для специалистов, так как оно характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляется нарушение неречевых психических функций: задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности.
Многолетний опыт в должности музыкального руководителя позволяет включиться в решение данной проблемы средствами музыкальной и театрализованной деятельности. Знакомство с новыми авторскими технологиями Чуриловой Э.Г, Родиной М.И, Бурениной А.И, Тютюнниковой Т.Э. показало, что потенциал увлекательных музыкальных и театральных игр значительно шире.
Предлагаемый материал – это тематические, коррекционно-развивающие занятия из программы “Речевое и психомоторное развитие детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе музыкальной и театрализованной деятельности в ДОУ”. Содержание каждого занятия является логическим продолжением последующего, поэтому высылаю весь цикл весенних занятий, хотя и нарушаю требования /по объему/. Вы можете принять во внимание два: №34 – “Как гномики строили домики” и №36 – “А у нас в лесочке…”
Материал, используемый в работе, переоценить невозможно: большое количество песен, игр, упражнений /на основе фольклора/, тренингов с куклами, способствующих устранению речевых недостатков, совершенствованию пространственно-двигательной ориентации, развитию музыкальных и творческих способностей, успешной социализации ребенка. Использую данный материал в работе кружка. Замечу, что результаты диагностики детей /психомоторного развития, театрально-игровой деятельности, музыкальных способностей, состояния устной речи: сенсомоторного и фонематического восприятия/, занимающихся в кружке, на порядок выше остальных детей.
Предлагаемая технология адресована детям старшего дошкольного возраста. Ее с успехом могут использовать родители, педагоги и музыкальные руководители дошкольных учреждений, гувернеры в условиях индивидуального воспитания и обучения ребенка.
Краткие тезисы к тематическому
коррекционно-развивающему занятию №34
“Как гномики строили домики”
Цель: Совершенствовать речь детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе организации музыкальной и театрализованной деятельности в ДОУ.
Ход занятия:
- Коммуникативная игра-приветствие “Хоровод” М.Картушиной
- Игра-превращение “Гномики”
- Песня “Разноцветный колпачок” муз. Струве
- Пальчиковая гимнастика “Гномики”
- Считалка-скороговорка “Муравьи”
- Двигательное упражнение “Муравьи”
- Песня “Молоточек” муз. Витлина
- Ритмическая игра “Молоток”
- Словесная игра “Будьте добры!”
- Мимический этюд “Жуки рассердились”
- Вокальная импровизация “Бурчалки”
- Пальчиковая игра “Маляр”
- Подвижная игра “Паутина”
- Музыкально-пластическая импровизация “Шествие гномов” муз. Э.Грига
- Пальчиковый игротренинг “Гости”
- Ритмическое упражнение “Смешинка”
- . Инсценирование сказки-стихотворения “Мы большой построим дом”/ “Кукляндия” М.И.Родиной, А.И.Бурениной/
- Релаксация “Сказочные сны”
Краткие тезисы к тематическому
коррекционно-развивающему занятию №36
“А у нас в лесочке…”
Цель: Совершенствовать речь у детей предшкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе организации музыкальной и театрализованной деятельности.
Ход занятия:
- Коммуникативная игра “Поздоровайся, дружок!”
- Двигательная игра “Прогулка”
- Имитационная игра “Деревья в лесу”
- Ритмопластика “Кактус и ива”
- Инструментальное музицирование “Камешек,орешек, желудь, шишка”
- Словесная игра “Наша Настя в лес пошла…”
- Музыкально-развивающая игра “Превращение”
- Словесная игра “Какой это лес?”
- Упражнение на развитие кинестетических ощущений, ориентации “Елочки”
- Пальчиковая гимнастика “Деревья”
- Эколого-психологический тренинг “Если б был я деревом…”
- Упражнение “Ароматная сказка”
- Пальчиковая гимнастика “В лесу”
- Театральный этюд “Лесной карнавал”
- Речевая игра “Эхо”
- Дидактическая игра “Можно-нельзя”
- Работа с пиктограммами эмоций “Лесовичок радуется, огорчается”
- Пословицы о лесе.
- Аутотренинг “В зеленом лесу”
Вариант окончания занятия:
Сценка для перчаточных кукол “А у нас в лесочке…”/ “Кукляндия” М.И.Родиной, А.И.Бурениной стр. 86/
Перспективный план
коррекционно-развивающих занятий
Тема “Весна”
1. Праздник цветов | март |
2. Весенние ручейки | март |
3. Морское путешествие | март |
4. Новоселье птиц | март |
5. Храбрый воробушек | апрель |
6. Подснежник | апрель |
7. Капелька Капитошка | апрель |
8. Сколько знаю я дождей? | апрель |
9. Солнечный Зайчик | май |
10. Как гномики строили домики | май |
11. Две гусеницы | май |
12. А у нас в лесочке… | май |