Цель: Развитие и накопление вокально-хоровых умений и навыков.
Задачи:
- работа над певческим дыханием;
- работа над ритмодекламацией
- работа над многоголосьем и чистотой интонации
- работа над артикуляцией
- работа над выразительностью исполнения
Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, наглядное пособие для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия
1. Музыкальное приветствие: добрый день.
2. Разогревающий массаж.
Текст |
Упражнения |
Вышел зайчик на лужок, на зеленый бережок |
Плавные движения от переносицы к ушам |
Потирает зайка нос, чтобы носик не замерз |
Надавить пальцами на точки у крыльев носа |
Серый зайчик вместе с нами потирает над бровями |
Массаж точек у внутренних концов бровей |
Говорила зайке мать: «Надо ушки потирать» |
Надавить пальцами на точки у основания мочки уха |
Зайка лапкой лапку трет, зайка песенку поет |
Массировать точку между большим и указательным пальцами левой руки |
Ой, спасибо вам, друзья! Мне без вас никак нельзя |
Массировать точку между большим и указательным пальцами правой руки |
3. Дыхательная гимнастика:
а) оздоровительное дыхание по методу Стрельниковой
«Ладошки» |
Хватаем воображаемую конфету. Ладони смотрят друг на друга, короткий шумный вдох носом – сжать ладони в кулак. Сразу свободный выдох через нос или рот. Кулаки разжать |
«Аромат» |
Наклониться и вдохнуть аромат «фрукта»: нюх – вдох. Слегка наклонить корпус к полу, ноги прямые, руки опущены, спина округлая. В точке наклона короткий шумный вдох, выпрямиться - выдох |
«Обними себя за плечи» |
В момент объятия шумный вдох. Руки расходятся – свободный выдох |
«Маятник» |
Легкий наклон к полу – вдох, без остановки слегка откинуться назад, обнимая себя за плечи, - короткий вдох. Выдох свободный после каждого вдоха №с пола и потолка» |
«Рок-н-ролл» |
Стоим прямо, руки вдоль тела. Согнутую в колене ногу подтягиваем к животу, слегка приседая на другой ноге – вдох. Выдох свободный |
б) упражнения для развития дыхания
«Свечка» |
Палец перед ртом; легко дуть, не затушить пламя |
«Снайпер» |
Мгновенно затушить свечу – весь воздух за максимально короткое время |
«Комарик» |
«З» - на выдохе, на одном дыхании; руки медленно сводятся, и в конце комар прихлопывается |
«Насосик» |
Насосик со звуком «пс» качает; мячик со звуком «ш» надувается |
в) Счет от 1 до 10 с усиление звука «От шепота до крика»
раз, два, (шепот) три, четыре, (тихий голос) пять, шесть, (средний голос) семь, восемь, (громкий голос) девять, (очень громко) десять!!! (крикнуть)
4. Артикуляционная гимнастика:
«Волна»
«Диназаврик»
«Вопрос-ответ»
5. Распевка:
6. Работа над многоголосьем и чистотой интонации: «Шла веселая собака» - канон
Шла веселая собака
Чики-брики-гав!
А за ней бежали гуси,
Головы задрав.
А за ними поросенок,
Чики-брики-хрю!
Чики-брики, повтори-ка,
Что я говорю!
Хрю!
7. Работа над ритмодекламацией:
а) скороговорки (исполнение на два голоса)
Андрей - воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из-под палочек,
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодится носок клевать колосок. Да.
б) упражнения для развития координации движений, умение согласовывать действие
Раз, два. Острова |
Два хлопка, полукруг одной, затем другой рукой |
Три, четыре. Мы приплыли |
Два хлопка, волнообразные движения руками от себя |
Пять, шесть. Сходим здесь |
Два хлопка, правой рукой «отбиваем мяч», левой рукой «подбрасываем мяч» |
Семь, восемь. Сколько сосен |
Два хлопка, правая рука вверх, затем левая |
Девять, десять. Мы в пути |
Два хлопка, средние и указательные пальцы рук «делают шаги» |
До-счи-тал до де-ся-ти! |
По одному движению на каждый слог:
|
8. Артикуляционная игра с движением (дети изображают тележки, свободно перемещаются и ритмично декламируют текст)
Текст педагога |
Текст (действия) детей |
Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки |
Скрип, скрип, скрип, скрип |
Листья шуршат |
Ш-ш-ш-ш-ш |
Птички свистят |
Фить-пирю, фить-пирю |
Белка на ветке орешки все грызет |
Цок-цок-цок |
Едем, едем на тележке распевать в лесу потешки |
Скрип, скрип, скрип, скрип |
Ручеек журчит, в речку он бежит |
Болтают языком |
Долго, долго ехали, наконец, приехали! Ух! |
Хором |
9. Работа над песней
- Я вам напою мелодию. Отгадайте, что это за песня? (Солнечная капель)
- Кто композитор и автор слов? (Музыка С. Соснина; слова И. Вахрушева)
- Как надо исполнять? (Весело, протяжно, выразительно)
- В какой тональности написана? (Мажор)
Проговорить слова шепотом в темпе песни.
Соединяем всю песню с фонограммой
10. Подводиться итог урока
11. Музыкальное прощание (До свидания)