Педагог + родитель = качественное воспитание ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


С пяти лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. Это период активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.

При переходе детей в старшую группу изменяется их психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатели помогают дошкольникам понять это новое положение. Они поддерживают в детях ощущение “взрослости” и на его основе вызывают у них стремление к решению новых более сложных задач познания, общения, деятельности.

Образ жизни старших дошкольников строиться с учетом важнейших социальных потребностей:

  • в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности окружающих;
  • признании своих достижений со стороны окружающих людей;
  • разнообразном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми;
  • познании и информационном обмене;
  • активной самостоятельной деятельности и самоутверждении;
  • обеспечении условий для регулярного питания, активности и отдыха.

Недостаточное удовлетворение этих потребностей нарушает гармонию психического и физического развития детей. Поэтому в жизни детей старшего дошкольного возраста могут возникать определенные проблемы. Помочь родителям успешно решить эти проблемы может детский сад.

Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, университет важной педагогической информации. К сожалению, очень часто родительские собрания ограничиваются решением лишь организационных вопросов. Все это приводит к тому, что в воспитании детей допускается много педагогических просчетов как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Поэтому педагогическое просвещение родителей просто необходимо. Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей.

Цель воспитателя – проведение интересных, содержательных родительских собраний: приводить собственные примеры, дополнять, привлекать родителей к обсуждению проблем, приглашать различных специалистов. Если подойти к родительски собраниям неформально, творчески, родители станут единомышленниками воспитателей и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.

Перспективное планирование родительских собраний в старшей группе МБДОУ Тугнуйский детский сад “Колобок”

Время проведения Тема родительского собрания Форма проведения Цели родительского собрания
1 Конец августа – начало сентября Организационное собрание Беседа – диалог воспитателей с родителями детей старшей группы Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет); задачами воспитания и обучения; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе; целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год.
2. Октябрь Я – Семья – Род –Народ! Посиделки Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
3. Ноябрь В каждой семье свои традиции Встреча Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями
4. Декабрь Валеологическое воспитание дошкольников Конкурс “День здоровья” Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; развивать чувство единства, сплоченности.
5. Январь Чтобы не было пожара, чтобы не было беды Презентация проекта Сохранение здоровья и жизни детей; информирование родителей о совместной работе в области безопасности дошкольников и стимулирования их активного участия в не; объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности; распространение педагогических знаний о правилах пожарной безопасности среди родителей.
6. Февраль Папы будьте вместе с нами Детско-родительская гостинная Повысить успешность социального развития ребенка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами.
7. Март Развитие творческих способностей ребенка Круглый стол Способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
8. Апрель Роль совместного отдыха детей и родителей Круглый стол Выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей.
9. Последняя неделя мая Итоговое собрание Интеллектуальная игра “Счастливый случай” Подвести итоги образовательной работы за учебный год.

Задачи: способствовать формированию коллектива группы; развитию индивидуальных особенностей детей; поддерживать дружеские отношения между детьми, между родителями, между родителями и детьми.

Конспект родительского собрания “Чтобы не было пожара, чтобы не было беды”.

План проведения.

  1. Открытие родительского собрания: выступление детей; вступительное слово ведущего собрания (обозначение проблемы).
  2. Презентация проекта “Чтобы не было пожара, чтобы не было беды”.
  3. Интерактивная игра с родителями.
  4. Подведение итогов конкурса детского рисунка и агитационных плакатов на тему “Пожарная безопасность”. Награждение победителей.
  5. Выступление представителя Роспожнадзора.
  6. Подведение итогов собрания. Принятия решения.

Ход мероприятия

1. Подготовительный этап.

  1. Составление программы и сценария родительского собрания.
  2. Анкетирование родителей “Откуда опасность?”, и беседы с детьми на тему: “Откуда опасность?” (Приложение 1).
  3. Разработка проекта “Чтобы не было пожара, чтобы не было беды”.
  4. Оформление плакатов: “Очередная катастрофа происходит тогда, когда уже основательно забыты горькие уроки предыдущей”; “Чтобы пожаров избежать , нужно много детям знать”.
  5. Изготовление приглашений каждой семье (Приложение 2).
  6. Изготовление оборудования к проведению досуга.
  7. Оформление памятки для родителей “Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности” (Приложение 3).
  8. Проведение конкурса детских рисунков и агитационных плакатов.
  9. Подготовка текста “Программные задачи по пожарной безопасности” (Приложение 4).
  10. Подготовка материалов к выставке по проекту.
  11. Подготовка детей к выступлению (разучивание стихов и песен и т.п.).
  12. Проведение с родителями групповых и индивидуальных консультаций по пожарной безопасности.

2. Организационный этап.

  • Все подготовленные памятки, список литературы для чтения детям выдаются родителям. Оформлен музыкальный зал (символ МЧС, плакат с названием родительского собрания, цитаты по теме собрания); оформлены тематическая выставка и выставка детских рисунков и агитационных плакатов по пожарной безопасности.
  • Подготовлена запись фоновой музыки в соответствии с темой собрания.

3. Открытие родительского собрания.

  • Выступление детей.

Дети под музыку “Мы рисуем” входят в зал и исполняют композицию с плакатами на тему “Дети против пожаров”. В заключении композиции дети встают в полукруг.

Стихотворная перекличка (показывая плакат, ребенок дает совет, как следует вести себя при пожаре).

Ребенок 1.

Нельзя палец или гвоздик вдруг в розетку вам совать –
Электричество опасно – это каждый должен знать!

Ребенок 2.

Деревянные сестрички в коробочке. Это спички.
Вы запомните, друзья, спички детям брать нельзя.

Ребенок 3.

Если близко телефон и тебе доступен он,
Нужно “ноль – один” набрать и быстрей пожарных звать!

Ребенок 4.

Если слаб огонь, скорей ты водой его залей
Но не вздумай воду лить туда, где электричество!
Телевизор и утюг, миксер и розетку
Обходите стороной, маленькие детки!

Ребенок 5.

Если же большой огонь, дымом все объято,
Выбегать из дома вон надо всем ребятам.
И на помощь поскорей ты зови, зови людей.

Ребенок 6.

Если ты включил утюг, убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь, все ли выключил, проверь.

Ребенок 7.

Быть нельзя с огнем вблизи, там, где краски, газ бензин;
Ведь о них нам не напрасно говорят: “Огнеопасно!”

Ребенок 8.

Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – “ноль – один”!

Вместе.

А чтоб не случилась в твоем доме беда,
Советы взрослых слушай всегда!

(Под музыку уходят.)

4. Вступительное слово ведущего.

Ведущий. Обеспечение личной безопасности сохранение здоровья – одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. В условиях современного общества вопросы безопасности и жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Ребенок очень часто является источником опасности. Своими действиями и бездействиями он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Одной из самых распространенных причин чрезвычайных событий является пожар.

Высокий уровень детской смертности и травматизма во время пожаров в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, процесса обучения дошкольников и школьников в области пожарной безопасности. Поэтому решение этой проблемы является актуальной и значимой.

Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении.

“Семья и детский сад– два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт”. Только во взаимодействии друг с другом мы можем создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача взрослых, педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами пожарной безопасности, готовить его к встречи с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

5. Видео презентация проекта “Чтобы не было – пожара, чтобы не было – беды”. (Приложение 5)

6. Интерактивная игра с родителями. (Приложение 6)

7. Подведение итогов конкурса детского рисунка и агитационных плакатов на тему “Пожарная безопасность”

Награждение победителей.

8. Выступление представителя Роспожнадзора.

9. Подведение итогов родительского собрания.

Родителям предлагается по очереди высказать свои впечатления о прошедшем собрании. Воспитатель задает вопросы:

  • Изменилось ли ваше отношение к проблеме?
  • Какие открытия сделали для себя в процессе собрания?
  • Что вас удивило?
  • Что оказалось полезным для вас?
  • Что оказалось полезным для ваших детей?

Решение родительского собрания.

  • Строго соблюдать правила пожарной безопасности.
  • Объединить усилия семьи и детского сада в приобщении дошкольников к основам пожарной безопасности. Начать совместную работу по проекту “Чтобы не было – пожара, чтобы не было – беды”.
  • Создать в помещении группы “Центр безопасности”, оказать помощь в приобретении и изготовлении дидактических игр и пособий по пожарной безопасности.
  • Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности по теме проекта.
  • Закреплять дома представления детей о правилах пожарной безопасности.