С пяти лет ребенок вступает в старший дошкольный возраст. Это период активной подготовки к школе и важнейший период формирования личности.
При переходе детей в старшую группу изменяется их психологическая позиция: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатели помогают дошкольникам понять это новое положение. Они поддерживают в детях ощущение “взрослости” и на его основе вызывают у них стремление к решению новых более сложных задач познания, общения, деятельности.
Образ жизни старших дошкольников строиться с учетом важнейших социальных потребностей:
- в эмоциональной поддержке, любви и доброжелательности окружающих;
- признании своих достижений со стороны окружающих людей;
- разнообразном, содержательном общении со сверстниками и взрослыми;
- познании и информационном обмене;
- активной самостоятельной деятельности и самоутверждении;
- обеспечении условий для регулярного питания, активности и отдыха.
Недостаточное удовлетворение этих потребностей нарушает гармонию психического и физического развития детей. Поэтому в жизни детей старшего дошкольного возраста могут возникать определенные проблемы. Помочь родителям успешно решить эти проблемы может детский сад.
Родительское собрание – одна из основных форм взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, университет важной педагогической информации. К сожалению, очень часто родительские собрания ограничиваются решением лишь организационных вопросов. Все это приводит к тому, что в воспитании детей допускается много педагогических просчетов как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Поэтому педагогическое просвещение родителей просто необходимо. Умело организованное, интересное и содержательное родительское собрание играет особую роль во взаимоотношениях родителей и воспитателей. Только сотрудничество и сотворчество педагогов с родителями может принести реальную пользу в деле образования детей.
Цель воспитателя – проведение интересных, содержательных родительских собраний: приводить собственные примеры, дополнять, привлекать родителей к обсуждению проблем, приглашать различных специалистов. Если подойти к родительски собраниям неформально, творчески, родители станут единомышленниками воспитателей и помогут сделать жизнь детей в детском саду ярче, разнообразнее и радостнее.
Перспективное планирование родительских собраний в старшей группе МБДОУ Тугнуйский детский сад “Колобок”
№ | Время проведения | Тема родительского собрания | Форма проведения | Цели родительского собрания |
1 | Конец августа – начало сентября | Организационное собрание | Беседа – диалог воспитателей с родителями детей старшей группы | Ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет); задачами воспитания и обучения; особенностями и условиями образовательной работы в старшей группе; целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год. |
2. | Октябрь | Я – Семья – Род –Народ! | Посиделки | Привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. |
3. | Ноябрь | В каждой семье свои традиции | Встреча | Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; обмен опытом семейного воспитания и традиций; повышение педагогической культуры родителей; поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями |
4. | Декабрь | Валеологическое воспитание дошкольников | Конкурс “День здоровья” | Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей; развивать чувство единства, сплоченности. |
5. | Январь | Чтобы не было пожара, чтобы не было беды | Презентация проекта | Сохранение здоровья и жизни детей; информирование родителей о совместной работе в области безопасности дошкольников и стимулирования их активного участия в не; объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности; распространение педагогических знаний о правилах пожарной безопасности среди родителей. |
6. | Февраль | Папы будьте вместе с нами | Детско-родительская гостинная | Повысить успешность социального развития ребенка на основе позитивной активности взаимодействия с отцами. |
7. | Март | Развитие творческих способностей ребенка | Круглый стол | Способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста |
8. | Апрель | Роль совместного отдыха детей и родителей | Круглый стол | Выявить необходимость совместного отдыха родителей и их детей. |
9. | Последняя неделя мая | Итоговое собрание | Интеллектуальная игра “Счастливый случай” | Подвести итоги образовательной работы за учебный год. Задачи: способствовать формированию коллектива группы; развитию индивидуальных особенностей детей; поддерживать дружеские отношения между детьми, между родителями, между родителями и детьми. |
Конспект родительского собрания “Чтобы не было пожара, чтобы не было беды”.
План проведения.
- Открытие родительского собрания: выступление детей; вступительное слово ведущего собрания (обозначение проблемы).
- Презентация проекта “Чтобы не было пожара, чтобы не было беды”.
- Интерактивная игра с родителями.
- Подведение итогов конкурса детского рисунка и агитационных плакатов на тему “Пожарная безопасность”. Награждение победителей.
- Выступление представителя Роспожнадзора.
- Подведение итогов собрания. Принятия решения.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап.
- Составление программы и сценария родительского собрания.
- Анкетирование родителей “Откуда опасность?”, и беседы с детьми на тему: “Откуда опасность?” (Приложение 1).
- Разработка проекта “Чтобы не было пожара, чтобы не было беды”.
- Оформление плакатов: “Очередная катастрофа происходит тогда, когда уже основательно забыты горькие уроки предыдущей”; “Чтобы пожаров избежать , нужно много детям знать”.
- Изготовление приглашений каждой семье (Приложение 2).
- Изготовление оборудования к проведению досуга.
- Оформление памятки для родителей “Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности” (Приложение 3).
- Проведение конкурса детских рисунков и агитационных плакатов.
- Подготовка текста “Программные задачи по пожарной безопасности” (Приложение 4).
- Подготовка материалов к выставке по проекту.
- Подготовка детей к выступлению (разучивание стихов и песен и т.п.).
- Проведение с родителями групповых и индивидуальных консультаций по пожарной безопасности.
2. Организационный этап.
- Все подготовленные памятки, список литературы для чтения детям выдаются родителям. Оформлен музыкальный зал (символ МЧС, плакат с названием родительского собрания, цитаты по теме собрания); оформлены тематическая выставка и выставка детских рисунков и агитационных плакатов по пожарной безопасности.
- Подготовлена запись фоновой музыки в соответствии с темой собрания.
3. Открытие родительского собрания.
- Выступление детей.
Дети под музыку “Мы рисуем” входят в зал и исполняют композицию с плакатами на тему “Дети против пожаров”. В заключении композиции дети встают в полукруг.
Стихотворная перекличка (показывая плакат, ребенок дает совет, как следует вести себя при пожаре).
Ребенок 1.
Нельзя палец или гвоздик вдруг в розетку вам совать –
Электричество опасно – это каждый должен знать!
Ребенок 2.
Деревянные сестрички в коробочке. Это спички.
Вы запомните, друзья, спички детям брать нельзя.
Ребенок 3.
Если близко телефон и тебе доступен он,
Нужно “ноль – один” набрать и быстрей пожарных звать!
Ребенок 4.
Если слаб огонь, скорей ты водой его залей
Но не вздумай воду лить туда, где электричество!
Телевизор и утюг, миксер и розетку
Обходите стороной, маленькие детки!
Ребенок 5.
Если же большой огонь, дымом все объято,
Выбегать из дома вон надо всем ребятам.
И на помощь поскорей ты зови, зови людей.
Ребенок 6.
Если ты включил утюг, убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь, все ли выключил, проверь.
Ребенок 7.
Быть нельзя с огнем вблизи, там, где краски, газ бензин;
Ведь о них нам не напрасно говорят: “Огнеопасно!”
Ребенок 8.
Пусть помнит каждый гражданин:
Пожарный номер – “ноль – один”!
Вместе.
А чтоб не случилась в твоем доме беда,
Советы взрослых слушай всегда!
(Под музыку уходят.)
4. Вступительное слово ведущего.
Ведущий. Обеспечение личной безопасности сохранение здоровья – одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. В условиях современного общества вопросы безопасности и жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Ребенок очень часто является источником опасности. Своими действиями и бездействиями он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. Одной из самых распространенных причин чрезвычайных событий является пожар.
Высокий уровень детской смертности и травматизма во время пожаров в России во многом обусловлен недостаточной организацией профилактики, процесса обучения дошкольников и школьников в области пожарной безопасности. Поэтому решение этой проблемы является актуальной и значимой.
Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях – сложный и многоплановый процесс, который не должен ограничиваться рамками образовательного процесса в дошкольном учреждении.
“Семья и детский сад– два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт”. Только во взаимодействии друг с другом мы можем создать оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Задача взрослых, педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, знакомить с правилами пожарной безопасности, готовить его к встречи с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
5. Видео презентация проекта “Чтобы не было – пожара, чтобы не было – беды”. (Приложение 5)
6. Интерактивная игра с родителями. (Приложение 6)
7. Подведение итогов конкурса детского рисунка и агитационных плакатов на тему “Пожарная безопасность”
Награждение победителей.
8. Выступление представителя Роспожнадзора.
9. Подведение итогов родительского собрания.
Родителям предлагается по очереди высказать свои впечатления о прошедшем собрании. Воспитатель задает вопросы:
- Изменилось ли ваше отношение к проблеме?
- Какие открытия сделали для себя в процессе собрания?
- Что вас удивило?
- Что оказалось полезным для вас?
- Что оказалось полезным для ваших детей?
Решение родительского собрания.
- Строго соблюдать правила пожарной безопасности.
- Объединить усилия семьи и детского сада в приобщении дошкольников к основам пожарной безопасности. Начать совместную работу по проекту “Чтобы не было – пожара, чтобы не было – беды”.
- Создать в помещении группы “Центр безопасности”, оказать помощь в приобретении и изготовлении дидактических игр и пособий по пожарной безопасности.
- Проводить с детьми различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной направленности по теме проекта.
- Закреплять дома представления детей о правилах пожарной безопасности.