Метод проектов при изучении биологии в профильном обучении

Разделы: Биология


Необходимость связи обучения с жизнью в условиях рыночных отношений и подготовки учащихся к эффективной деятельности вне школы являются главными требованиями образования сегодняшнего времени.

В связи с этим в стратегии модернизации содержания общего образования в российской школе, принятой на период до 2010 г., основным ориентиром для изменений содержания общего образования определена необходимость развития у школьников ключевых компетентностей, в основе которых:

  1. учиться познавать, то есть создавать свое собственное знание самостоятельно работать с понятиями, познавать репродуктивные, контрольные, обобщенные и проблемные вопросы.
  2. учиться делать – уметь создавать определенный продукт (разрабатывать проекты, работы творческого, исследовательского и реферативного характера)
  3. учиться жить, то есть применять биологические знания и умения в своей жизни
  4. уметь развивать свои возможности, готовность к самопознанию достижению поставленных целей

Достижение поставленных перед образованием целей предполагается введением профильного обучения. Оно направлено на дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся.

Вся система профильного обучения начинается с комплектования классов, т.е. с 9 класса, но на самом деле значительно раньше, еще в 5 классе, когда ученики только попадают в среднее звено из начальной школы, в 5 класс.

В этой связи в преподавании биологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Я хотела бы поделиться своим опытом использования метода проектов на примере обучения предмету одного класса от момента, когда они стали учениками среднего звена (5 класс) до выпуска из школы.

Изучая школьный курс “Окружающий мир”, ребята, конечно, готовили небольшие внепрограммные сообщения по разным вопросам. Но эта форма работы им слегка наскучила, кроме того, необходимость письменного оформления работы явно тяготила ребят. При изучении материала о материках я предложила ребятам представить их на обобщающем уроке по теме, а форму представления выбрать по своему усмотрению:

  • Туристический буклет;
  • Журнал “Вокруг света” или “По странам и континентам”;
  • Иллюстрированный журнал;
  • Научно-популярные издания “Животный(растительный) мир континента”, “Удивительные растения(животные) континента”;
  • Стенгазету;
  • Фотоальбом;

Работу предложила выполнить в группах, где можно было бы определить участие каждого в различных формах:

  • подбор материала или иллюстраций,
  • собственные иллюстрации,
  • фотографии,
  • техническое исполнение проекта,
  • дизайн и т.п.

Представленные варианты буквально потрясли. Использование компьютеров в тот период еще было в зачаточном состоянии. В школах количество компьютеров было ограничено, но одна работа была выполнена с использованием компьютерной техники. Конечно, сложные оформительские варианты делались с помощью родителей, но ведь помощь родителей – это здорово! А успех каждой группы и каждого ее участника очень сильно изменили самооценку ребят, повысили их уверенность в своих возможностях в освоении предмета, веру в успех учебного труда, ведь не секрет, что далеко не всегда затраты сил на подготовку учебного задания и оценка сопоставимы для ребенка. Этот опыт уверил ребят, что учебная деятельность может быть не рутиной.

В 6 классе ребята попросили продолжить проектную работу. И в процессе выполнения некоторых урочных проектов родилась тема исследовательского проекта “Двигаются ли растения”, с которым они выступили на городском конкурсе “Я – исследователь”. Ее можно использовать на уроках в курсе “Биология. Растения” и представлять на занятиях кружка.

Этот проект состоит из трех блоков:
– теоретического,
– исследовательского.
– творческого.

Теоретический блок представляет собой информацию по теме проекта:

  • Постановка целей и задач;
  • Движение – признак жизни;
  • Биологическое значение движений;
  • Разнообразие двигательных реакций;
  • Подбор возможных опытов.

Исследовательский блок состоит из практической работы:

  • постановка опытов,
  • наблюдение результатов,
  • выводы по результатам,
  • фиксация результатов в виде фотографий.

И, наконец, творческий блок проекта. Дети представляют свое исследование, создают презентацию для своего представления, отвечают на вопросы в дискуссии. Что характерно, создавали этот проект мальчишки, имевшие своим приоритетом физико-математический цикл. В 8 классе при изучении темы “Опорно-двигательная система” был начат большой научно-исследовательский проект по изучению состояния и динамики изменений состояния позвоночника и стопы учащихся разных возрастных групп. В теоретическом блоке была проведена огромная работа по изучению проблемы, организовывая исследование, подобраны возможные методики обследования ребят разных классов. Была обследована большая группа учащихся разных классов. Свои результаты ребята сравнили с результатами медицинских документов, обследования специально приглашенного врача. Проведено анкетирование для анализа полученных результатов. Результаты ребята оформляли в виде графиков, таблиц, диаграмм. Сделаны выводы и выработаны рекомендации. К итоговому докладу на школьной и городской научно-практических конференциях сделали презентацию. Их работа была признана лучшей в городе. Работа также служит хорошим подспорьем при проведении уроков в курсе “Человек и его здоровье”, ее используют элементами в работе лекторские группы, проводя беседы по профилактике нарушений скелета и сохранения здоровья в рамках школьных мероприятий. Презентация в приложении

В 11-м классе, изучая тему “Происхождение жизни”, ребята сами разбились на группы по 2–3 человека и определили вопросы своих проектов в уроках темы. Оценивая работы одноклассников, выбирали лучшие по критериям: доказательность, иллюстративность, логичность и т.д. Я предложила из сделанных проектов подготовить ознакомительную лекцию-беседу для девятиклассников для урока в рамках самоуправления. С этой целью был разработан план лекции. Ребята узнали существующие типы уроков, познакомились с основными этапами, из которых складывается урок, подготовлены задания для записи лекционного материала, закрепления, был отобран материал для презентации в поддержку урока. При этом сформировалась новая творческая группа.

Уже к 8 классу эта параллель сформировалась в 2 предпрофиля: естественно-математический и гуманитарный. В 9 классе анкетирование учеников и родителей подтвердило наши выводы, и в 10 классах произошло формирование новых составов классов уже более прагматично – в значительной степени по выбору предмета, а не по чувству товарищества, дружбе и др.

Выполнение таких проектных работ развивает творческие способности и таланты у учащихся, углубляет знания, развивает нестандартное мышление и умение взглянуть на проблему под разными углами зрения. Ребята видят практический результат своих работ, что повышает эффективность образовательного процесса. Все эти навыки, соответственно, повышают и возможности найти себя и в меняющихся условиях рыночной экономики в будущем.

Презентация.

Приложение.

Список литературы.

  1. к.п.н., доцент Швецов Г.Г. “Современные технологии информатизации и коммуникации в обучении биологии”, Москва 2008, МГОУ.
  2. 1sept.ru
  3. Pedsovet.edu.ru