Планирование работы по сенсомоторному развитию детей 3-го года жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


Как известно, положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. Занимаясь лепкой, рисованием, аппликацией, конструированием, ребенок испытывает большое удовольствие. Одновременно с этим, во время занятий продуктивными видами деятельности, развивается не только рука, но и речь. Чтобы рассказать о своем рисунке, поделке, малыш учится подбирать нужные слова, правильно формировать свои мысли. Повышается внимание, развивается логическое и образное мышление. Кроме этого, ребенок знакомится с сенсорными эталонами предметов: цветом, формой, величиной, структурой различных материалов, развивая при этом тактильную чувствительность. Поэтому мы решили разработать перспективное планирование по сенсомоторному развитию детей третьего года и разработали серию комплексных занятий по интересующей нас теме. Данные занятия проводятся дифференцированными подгруппами 1 раз в месяц.

Целью  раннего возраста является содействие гармоничному развитию личности ребёнка.

Задачи:
–  Создавать эмоционально-положительное настроение на занятиях.
–  Развивать интерес к занятиям по продуктивной деятельности (смена видов деятельности – интегрированные занятия, сюрпризные моменты и т.д.).
–  Ознакомить ребёнка с сенсорными эталонами – цвет, форма, величина.
–  Развивать мелкую моторику рук ребёнка.
– Активизировать словарь.

Перспективное планирование сенсомоторного развития детей первой младшей группы.

Месяц Тема занятия Содержание
Осень
сентябрь “Тучка большая, тучка дождевая” Развивать мелкую моторику; учить использовать различные формы изобразительной деятельности; закрепление цвета (синий, желтый, красный); развивать координацию движений.
октябрь “Ежики” Развивать мелкую моторику; расширять представления об осени, о подготовке животных к зиме; закреплять цвет (красный, желтый), понятие: большой – маленький; использовать в изображении предмета способ “принт” (печать); формировать гуманное отношение к животным.
ноябрь “Ежик и белка” Расширять представление о времени года; тренировать детей в раскатывании пластилина в ладонях прямыми движениями; закреплять умение рисовать “тычком” (ватными палочками); знакомить с понятием “съедобное – несъедобное”; воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Зима
декабрь “Подарки из сапожка” Развивать у детей интерес к аппликации (без наклеивания); учить прикладывать на бумаге приготовленные педагогом фигуры; тренировать у детей навыки работы с пластилином (отщипывание, скатывание, сплющивание) формировать у детей чувство удовлетворения и радости от процесса преподнесения подарков; создавать радостное настроение; ввести в словарь детей понятие “кочан”.
январь “Волшебные превращения” Развивать умение сооружать постройки по образцу, различать, соотносить и называть основные формы строительного материала, объемные и плоские формы (кубик – квадрат, шар – круг), цвет красный, желтый, зеленый; величину (высокий – низкий, длинный – короткий, большой – маленький); развивать пространственные представления детей; тренировать умение находить в сыпучих материалах (гречке) предметы; продолжать учить строить вертикально и горизонтально.
Февраль “В гости к матрешкам” Развивать тактильную чувствительность; учить различать на ощупь фактуру предметов (мягкая, пушистая “снежная” и гладкая “ледяная” дорожка); развивать умение ощупывать “дорожку”; развивать мелкую моторику и силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами); знакомить с приемами лепки (вдавливание); учить различать цвета и называть их; знакомить с плоскими геометрическими формами: квадрат, треугольник, круг; учить подбирать нужные формы; закреплять знания о величине в ходе практических занятий.
Весна
март “Дачный домик” Развивать мелкую моторику; закреплять знания геометрических фигур; продолжать учить рисовать замкнутые ломаные линии; знакомить с понятием “трафарет”, учить им пользоваться; раскатывать пластилин на доске или между ладонями; формировать гуманные отношения к животным.
апрель “Большая репка для маленькой мышки” Продолжать знакомить с понятием “трафарет”, учить пользоваться им и клеем ПВА; развивать сенсомоторный опыт детей; учить раскрашивать предмет округлой формы; ознакомить нетрадиционным методом рисования; тренировать в дозированном посыпании манки.
май “Божьи коровки”

.

Познакомить детей с понятием “насекомые”; учить распределять точки на изображении; развивать крупную моторику; закреплять умение рисовать “тычком” (ватными палочками); закреплять знания о величине (большое, маленькое); воспитывать заботливое отношение к окружающей природе.

“В гости к матрешкам”.

Программное содержание: развивать тактильную чувствительность; учить различать на ощупь фактуру предметов (мягкая, пушистая и гладкая “ледяная” “дорожка”); развивать умение ощупывать ((дорожку; развивать мелкую моторику и силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами); знакомить с приемами лепки вдавливание); учить различать цвета и называть их; знакомить с плоскими геометрическими формами: квадрат, треугольник, круг; учить подбирать нужные формы; закреплять знания о величине в ходе практических занятий.

Ход занятия

–  Ребята, я сегодня рано утром пришла в детский сад и в дверях нашла вот такой большой конверт. (Показываю.)

–  Интересно, что в нем лежит? Хотите посмотреть?

Да, хотим!

Мне тоже очень хочется узнать, что в нем. (Воспитатель достает листы.)

–  Ой, смотрите, здесь кто-то нарисован. Кто же это? (Дети отвечают.)

– Правильно, “заяц” и “лиса”, а еще дорожки. (Рассматривание вместе с детьми.)

А дорожки-то разные! Давайте их потрогаем: проведем рукой по одной дорожке, потом по другой. (Дети тактильно обследуют дорожки, воспитатель побуждает к речевой активности.) <Рисунок 1>

– Какая дорожка у зайца? (Ответы: мягкая, пушистая.)

– Сделана из снега, снежная дорожка.

– А какая дорожка у лисы? (Ответы: гладкая.)

– Сделана изо льда, называется “ледяная дорожка”.

– Мы сегодня с вами тоже будем делать дорожку, но не из снега, не изо льда, а из камушков. Сделаем дорожку и поедем в гости к матрешкам.

– Посмотрите, что у меня есть. (Ответы детей.)

Да, это пластилин. А вот здесь в тарелочках лежат камушки, мы будем с вами вдавливать их в пластилин. (Показать детям, как нужно брать камушки двумя пальцами и вдавливать их. Дети выполняют задание.) <Рисунок 2>

– Ну вот и молодцы, хорошие дорожки получились. Можно ехать в гости. А поедем мы с вами на поезде. (Показать разложенные в ряд на столе карточки.)

Вот поезд, а это вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Они должны занять свои места, помогите фигуркам сесть в поезд. (Дети находят свой вагончик и сажают (накладывают) фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь. Во время работы можно спросить у детей о форме фигурок.) <Рисунок 3>

– Поезд поехал. (Тянуть за веревочку, чтобы карточки медленно передвигались)

– Cделаем остановку и немного поиграем. (Дети выходят из-за стола.)

– Посмотрите, сколько шариков. Они разного цвета. (Дети берут шарики и называют цвет.)

Шарики разноцветные, а ниточки одного цвета. Какого? (Ответы.)

– Давайте подберем к нашим шарикам ниточки по цвету. (Дети оставляют шарики и садятся за столы. На столах лежат подготовленные карты.)

Видите, на карточках нарисованы ниточки, мы будем подбирать к ним шарики! (Объяснить детям, как надо делать, если не справляются, помочь.)

Вы все сделали правильно, шарики и ниточки у нас одного цвета!

А теперь садимся в поезд и едем в гости к матрешкам. (Подвижная игра “Поезд”.)

Вот мы и приехали. Посмотрите, какие красивые матрешки. (Воспитатель берет и трясет в руке матрешкой, слышатся стук.)

Кто там спрятался внутри? Давайте посмотрим!

– Матрешка! Но еще меньше размером, а в ней еще одна, самая маленькая. Теперь вы сами расставьте матрешек: большая, поменьше и самая маленькая. Начинать надо с самой большой. (Дети достают свои матрешки с помощью воспитателя и ставят их по величине.) <Рисунок 4>

– Где большая матрешка? Где маленькая? (Ответы детей.)

Вот матрешки-подружки погуляли, теперь соберите их в одну. Будьте внимательны: должна остаться только одна, самая большая матрешка. (В случае затруднения, показать и помочь, как собрать правильно: подбирать фартук к фартуку, рука к руке и т.д.)

Всех матрешек собрали, молодцы! Хорошо поработали! А теперь мы с вами пойдем на улицу и погуляем по снежным дорожкам с нашими шариками.