Одной из главных задач для педагогов дошкольного образовательного учреждения считается сохранение и укрепление здоровья детей. С этой целью разрабатывается оздоровительная программа для детского сада с участием всех специалистов и осуществляется интеграционное взаимодействие в едином тематическом планировании.
Говоря о здоровье ребенка мы имеем ввиду его физическое, психическое и нравственное здоровье. Бывает необходимо в обычное планирование педагогической деятельности внести корректировку в виде плана 3-х или 5-дневных каникул с гибким режимом дня с целью эмоциональной и умственной разгрузки детей.
Основными требованиями при разработке гибкого режима являются:
- составление режима на неделю в соответствии с календарным планом образовательной работы;
- правильное чередование интеллектуальных, физических и психоэмоциональных нагрузок их существенное снижение в понедельник и пятницу;
- обеспечение максимального разнообразия деятельности детей не только по ее содержанию и характеру, но также и форме организации.
Основными средствами обеспечения здоровья и физического развития воспитанников дошкольного учреждения являются:
- Рационализация режима жизнедеятельности детей.
- Система двигательных нагрузок в соответствии с возрастными возможностями растущего организма ребенка.
- Закаливание организма детей с помощью естественных сил природы.
- Обучение воспитанников несложным оздоровительным практикам: различным способам дыхания, психосаморегуляции состояния, самомассажу, принятию закаливающих процедур, уходу за своим телом и т.д.
- Обеспечение регулярного и полноценного питания.
- Лечебно-профилактические мероприятия: массаж, лечебные гимнастики, различные физиопроцедуры соответственно возможностям дошкольного учреждения.
- Приобщение детей к культуре и традициям большого спорта посредством проведения спортивных праздников и развлечений, организации спортивных секций.
План 3-х дневных каникул с гибким режимом дня для старшей группы детского сада (в зависимости от погоды).
“Мы принимаем гостей”
Понедельник.
7–00 – детей встречает Буратино (кукла). Он пришел в детский сад, чтобы посмотреть, чем дети занимаются здесь, ведь он не ходил в сад.
8–00 – приглашаем Буратино посмотреть, как мы делаем утреннюю дыхательную и артикуляционную гимнастику.
8–25 – гигиенические процедуры, накрываем на столы и обращаем внимание Буратино на то, как правильно надо его сервировать.
8–30 – 8–55 – Научим гостя аккуратно кушать.
8–55 – игра на развитие эмоциональной сферы “Изобрази, как сердится папа Карло или как радуется…”
Коммуникативная игра с участием Буратино “Поделись улыбкой и сделай комплимент” (установление дружелюбной атмосферы и сплочение детей).
Беседа о героях сказки “Золотой ключик, или приключения Буратино”. Спросить детей о том, какие герои им в ней нравятся, и почему. Предложить детям нарисовать героев сказки по их желанию.
Гимнастика для глаз.
10–00 – свободная игровая деятельность детей.
Хорошая погода. 10–35 – прогулка.
- Предложить Буратино вместе с нами понаблюдать за трудом дворника и оказать ему посильную помощь.
- Игры со снегом (закрепляем знание свойств снега, развиваем воображение).
- Свободная игровая деятельность детей.
- Буратино подходит к детям по одному или к группе детей и предлагает поиграть с ним в игру “Наоборот”. (Учить находить противоположное по значению слово.)
- Спортивная игра “Катание на санках с Буратино”.
Плохая погода.
- Пригласить Буратино на экскурсию по детскому саду, показать и рассказать ему, где нам готовят вкусную еду, беседа с сотрудниками кухни об их профессии и о вкусной и полезной еде.
- Пригласить Буратино на экскурсию в медицинский кабинет, узнать, кто там работает, услышать советы по укреплению и сохранению здоровья.
- Пригласить Буратино на выставку детских работ “Зимняя сказка”.
- Свободная игровая деятельность детей в групповом проветренном помещении.
12–25 – возвращение с прогулки. Научим Буратино правильно разложить и повесить свои вещи сушиться и подготовиться к обеду – культурно – гигиенический процедуры.
12–40 – 13–10 – Буратино учится сервировать стол для обеда и хорошим манерам во время еды.
13–10 – 15–00 – предложить Буратино поспать, засыпая под приятную и спокойную музыку.
15–00 – 15–25 – постепенный подъем, пробуждающая гимнастика. Научить Буратино делать массаж шейных позвонков “Буратино”, походить с ним по массажным коврикам в трусах и майках (помещение проветренное), выполнить водные процедуры.
15–25 – 15–40 – полдник с Буратино, которого дети учат правилам этикета.
15–40 – 16–30 – свободная игровая деятельность детей. Буратино учится у ребят играть.
Индивидуальные беседы и игры воспитателя с детьми.
Хорошая погода. 16–30 – прогулка.
- Игра “Печатание на снегу” (Развиваем воображение) Напечатаем Золотой ключик.
- Свободная игровая деятельность детей.
Плохая погода.
- Предложить детям пригласить гостя в театр, но сначала рассказать Буратино как надо вести себя во время театрального представления.
- Театральное представление “Сказка о рыбаке и рыбке”.
- Пригласить Буратино в музыкальный зал на логоритмику.
18–00 – 18–45 – возвращение с прогулки, культурно – гигиенические процедуры вместе с Буратино. Учим его дежурить. Угощаем ужином и прощаемся с Буратино. Предложить детям пожелать что-нибудь Буратино перед расставанием.
18–45 – свободная игровая деятельность детей.
19–00 – уход детей домой.
Вторник.
7–00 – детей встречает Миша-медведь (кукла). Он пришел в детский сад, чтобы узнать, что надо делать для то, чтобы, не болеть, быть веселым, спортивным как ребята.
8–00 – приглашаем Мишу на утреннюю ритмическую, дыхательную и артикуляционную гимнастики.
8–25 – чтобы у нас были силы для тренировок, надо хорошо кушать, а для этого сервируем столы и выполняем гигиенические процедуры.
8–30 – 8–55 – Научим гостя аккуратно кушать.
8–55 – д/игра с Мишей “Зимние виды спорта”. (Закрепляем названия зимних видов спорта.)
Гимнастика для глаз “Солнечный зайчик”.
Пальчиковая гимнастика “Варежки”
9–20 – пригласить Мишу на “веселые старты” в спортивный зал.
9–55 – психомышечные упражнения “Пчелка”, “Лови шишку”. (Учиться напрягать и расслаблять мышцы.)
10–05 – 10–35 – игры по желанию детей, которым учится Миша-медведь.
Хорошая погода. 10–35 – прогулка.
- Предложить Мише вместе с нами понаблюдать за ветром.
- Расчистить дорожки от снега и построить лабиринт из снега.
- п/игра “Два Мороза” (Показать Мише, как мы умеем быстро бегать и весело играть).
- Свободная игровая деятельность детей.
- Спортивная игра “Скольжение по ледяным дорожкам”
Плохая погода.
- Пригласить Мишу в гости в другую группу, познакомиться с физкультурным уголком. Беседа о том, как спорт помогает нам развивать в себе многие хорошие качества и привычки (к здоровому образу жизни, здоровьесбережению).
- Физкультминутка “Мы растем”
- Викторина “Спорт и здоровье”
- Д/игра “Узнай по тени, какой атрибут и из какой спортивной игры он”.
Свободная игровая деятельность детей в проветренном групповом помещении.
Воспитатель с Мишей подходят к детям и играют с ними, беседуя.
12–25 – возвращение с прогулки. Научим Мишу правильно разложить и повесить свои вещи сушиться и подготовиться к обеду – культурно – гигиенические процедуры.
12–40 – 13–10 – Миша учится дежурить и хорошим манерам во время еды.
13–10 – 15–00 – сон, засыпая под приятную и спокойную музыку.
15–00 – 15–25 -постепенный подъем, пробуждающая гимнастика. Научить Мишу делать массаж для ушей и ног, походить с ним по массажным коврикам в трусах и майках (помещение проветренное), выполнить водные процедуры.
15–25 – 15–40 – полдник с Мишей, которого дети учат эстетичному оформлению столов.
15–40 – 16–30 –предложить детям нарисовать для Миши любимый вид спорта.
Прощание с Мишей и пожелания детей для него.
Свободная игровая деятельность детей.
Индивидуальные беседы и игры воспитателя с детьми.
Хорошая погода. 16–30 – прогулка.
- П/игра “Белые медведи”.
- Спортивные упражнения “Попади в цель”, “Кто быстрее”.
- Свободная игровая деятельность детей.
Плохая погода.
- Предложить детям в спортивном зале поиграть в подвижные игры по желанию детей.
- Предложить игру “Изобрази спортсмена” (Движениями, мимикой, жестами учиться изображать, что чувствует спортсмен, проиграл он только что или наоборот выиграл).
- Свободная игровая деятельность детей в групповом проветренном помещении.
18–00 – 18–20 – возвращение с прогулки, культурно – гигиенические процедуры.
18–20 – 18–45 – ужин.
18–45 – 19–00 – свободная игровая деятельность детей.
19–00 – уход детей домой.
Среда.
7–00 – детей встречает Незнайка (воспитатель). Он пришел в детский сад, чтобы чему-нибудь научится, потому что он ничего не знает и ничего не умеет.
8–00 – приглашаем Незнайку на утреннюю ритмическую гимнастику “Мы не Емели, все умеем”, на дыхательную и артикуляционную гимнастики. Научим его делать психогимнастику “Спасем Доброту”.
8–30 – учим Незнайку выполнять гигиенические процедуры, сервировать столы и обращаем внимание на то, как правильно надо передавать блюдо.
8–30 – 8–55 – Научим гостя аккуратно кушать.
8–55 – д/игра “Хорошо-плохо”.
Викторина друзья Незнайки.
9–20 – музыкальное развлечение “Мы веселые друзья, не скучаем никогда” (Учим Незнайку петь, танцевать и слушать музыку).
9–50 – свободная игровая деятельность детей.
Индивидуальные беседы и игры воспитателя с детьми.
Хорошая погода. 10–35 – прогулка.
- Предложить детям рассказать Незнайке о зиме, чем она отличается от осени, какие изменения происходят в природе зимой.
- Вместе с Незнайкой понаблюдать за птицами, покормить их.
- Смастерить из снега волшебную клумбу и вырастить на ней цветы из природного материала.
- Свободная игровая деятельность детей.
- Незнайка подходит к детям по одному или к группе детей и спрашивает у них о том, почему мы тепло одеваемся для прогулки, куда исчезает снег, когда его заносят в тепло и т. д. (развиваем умение анализировать, рассуждать).
- Спортивная игра “Хоккей с мячом”
Плохая погода.
- Пригласить Незнайку на экскурсию в зимний сад, показать растения, цветы и рассказать, как надо ухаживать за ними, какую пользу приносят растения.
- Пригласить Незнайку в спортивный зал и предложить ему поиграть с ребятами в п/игру “Скорый поезд” (Развиваем быстроту, ловкость), в малоподвижную игру “Путаница”.
- Возвращение детей в групповое проветренное помещение.
- Чтение небылиц и нелепиц в стихах Г. Кружкова (Развиваем интерес к юмористическому творчеству).
- Рассмотреть вместе с Незнайкой иллюстрации из книги “Все наоборот”.
- Гимнастика для глаз.
12–25 – возвращение с прогулки. Объяснить Незнайке, что надо отряхнуть снег со своей одежды на улице и помочь другим ребятам, как правильно повесить свои вещи сушиться и как подготовиться к обеду – культурно – гигиенический процедуры.
12–40 – 13–10 – Незнайка учится сервировать стол для обеда и хорошим манерам во время еды. Напоминаем ему о вежливых словах: спасибо, пожалуйста, будьте любезны и др.
13–10 – 15–00 – сон, засыпая под приятную и спокойную музыку.
15–00 – 15–25 -постепенный подъем, пробуждающая гимнастика. Научить Незнайку выполнять упражнения для укрепления мышц спины, для правильной осанки, походить с ним по массажным коврикам в трусах и майках (помещение проветренное), выполнить водные процедуры.
15–25 – 15–40 – полдник с Незнайкой, которого дети учат правилам этикета, кушать не спеша.
15–40 –свободная игровая деятельность детей. Незнайка подходит к детям дает им плохие советы а ребята его поправляют.
Индивидуальные беседы и игры воспитателя с детьми.
16–00 – показ фокусов (Позабавить детей).
Прощаемся с Незнайкой. Предложить детям пожелать ему что-нибудь.
Хорошая погода. 16–30 – прогулка.
- Наблюдение за солнцем.
- Эстафеты: “След в след”, “Не теряй снежок” (он на голове).
- П/игра “Снежки” (Развиваем умение метать в движущуюся цель)
- Конкурс на самый большой ком снега.
- Предложить детям из комков сделать смешную фигуру и дать ей название.
- Свободная игровая деятельность детей.
Плохая погода.
- Предложить детям устроить показ мод, используя костюмы из уголка ряженья.
- В муз.зале предложить детям поиграть в подвижную игру с песнями “Дразнилки”.
- Релаксация “Облако”
- Возвращение детей в групповое проветренное помещение.
- Предложить организовать сюжетно-ролевую игру по желанию детей.
18–00 – 18–45 – возвращение с прогулки, культурно – гигиенические процедуры, ужин.
18–45 – свободная игровая деятельность детей.
19–00 – уход детей домой.
Литература:
- Алямовская В.Г. Материалы курса “Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении”: инновационный аспект: лекции 5–8. М.: Педагогический университет “Первое сентября” 2010.
- Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты.-М.: ТЦ Сфера, 2005.