Пояснительная записка.
Формируясь и развиваясь в обществе, человек включается во множество социальных связей, взаимодействует с самыми разными людьми по самым разным поводам.
Весь спектр многогранных, многосторонних связей охватывается понятием “общение”. По определению Петровского, “общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека” [8].
Способность к общению включает в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу”).
- Умение организовать общение (“Я умею), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”).
Итак, трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а, главное, весьма деликатную, порой трудноуловимую, чем общение.
Исследования свидетельствуют о том, что многочисленные конфликты в семьях, на производстве, в воспитании детей возникают именно из-за отсутствия культуры общения.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.
Уже в младшем подростковом возрасте развивается потребность разобраться в своих поступках, оценить сложные жизненные ситуации, высказать свои суждения о жизни, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. А, главное, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.
Именно интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.
Л.И. Божович отмечает, что если в “младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков”, наоборот, “привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками”. [1]
Для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Это стремление является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.
Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, отклонениям в психическом развитии, возникновению аффективных переживаний, может стать причиной недисциплинированности, снижения успеваемости и даже правонарушений подростка.
Все это вызывает необходимость проведения систематических факультативных занятий – научно-обоснованных, помогающих школьнику изучать наряду с многообразием мира и самого себя, увидеть себя в центре человеческих взаимоотношений.
Мы считаем, что наряду с этим, очень важно показать подростку, что целостный процесс общения наряду с информативно-коммуникативной функцией, функцией познания людьми друг друга, включает и функцию самопознания.
Цель курса – развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации личности в обществе.
Основные задачи курса:
- Расширить у учащихся понятие “общение”.
- Вызвать у подростков интерес к проблемам общения.
- Познакомить с различными видами и формами человеческого общения.
- Показать многообразие общения человека с окружающим миром и людьми
- Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.
Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 5 классов.
Учебный курс включает в себя 2 основных раздела:
- Общение – это путешествие в самих себя.
- Общение – это искусство понимать и принимать других
Как видно из названий разделов, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и, вместе с тем, на формирование социальных навыков. В тематике занятий прослеживается линия, направленная от осознания себя как личности к осознанию себя в социуме.
По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
– вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой
части применяются такие психологические упражнения, как “мозговой штурм” и
специальные” разогревающие” упражнения);
– основная часть, направленная на формирование новых представлений
(осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов
психодрамы и т.д.)
– заключительная часть (включает осмысление полученного опыта, рефлексию).
В процессе групповой работы используются различные приемы, они, как правило,
полифункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач. Это:
– ролевые игры. В ролевых ситуациях учащиеся ставятся в положения, ролевантные
их реальной деятельности, и оказываются перед необходимостью изменить свои
установки на окружающий мир;
– психогимнастические игры;
– дискуссионные игры;
– эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств,
направленное рисование)
– релаксационные методы;
– когнитивные методы, помогающие “освобождению” мышления от иррациональных
убеждений, т. е. “умственного мусора”
Основными критериями усвоения материала являются:
– анализ продуктов познавательной деятельности;
– целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;
– умение учащихся давать самооценку и оценку происходящим событиям с
необходимыми комментариями и объяснениями.
В результате изучения курсе учащихся должны овладеть следующими знаниями,
умениями и навыками:
– овладеть психологической лексикой;
– овладеть “эмоциональной грамотностью”;
– осознать свои достоинства и достоинства других людей;
– осознать свое место в социуме.
– сформировать стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости
соответствующих способов поведения.
В качестве измерителей оценки развития коммуникативных способностей, перцептивных и рефлексивных способностей могут быть использованы следующие методики:
- Социометрия.
- Тестовая карта № 2. Психологический климат школьного коллектива.
- Ценностные ориентации.
- Тест школьной тревожности Филлипса.
- Анкета “Умеешь ли ты общаться”.
Тематическое планирование.
Тема раздела | № урока в теме | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание | Ожидаемый результат |
Общение – это путешествие самих в себя. Цель: Осознание учащимся неповторимости свой индивидуальности и зависимости успехов человека в обществе от его личных качеств. |
1–2 | 2 | Введение в мир психологии. | Работа со словарями. | Расширение у учащихся понятия общения. |
3 | 1 | Общение в жизни человека. | Составить круг общения. | Осознание учащимися многообразия общения человека с окружающим миром. | |
4 | 1 | Я и Я (психологический автопортрет). | Мини-сочинение “Кто такой Я?” | Развитие интереса к собственному внутреннему миру. | |
5 | 1 | Я глазами других людей. | Заполнить таблицу “Я и мои одноклассники”. | Формирование навыков критического отношения к себе, конструктивного отношения к критике в свой адрес. | |
6 | 1 | Мои проблемы. | Составить “вредные” советы по достижению поставленных целей. | Умение прогнозировать негативные последствия поступков и чувства ответственности за них. | |
7 | 1 | Все мы разные, все мы одинаковые. | Развитие толерантности. | ||
8 | 1 | Слагаемые общения. | Умение руководствоваться в своем поведении общепринятыми человеческими ценностями. | ||
9 | 1 | Основные средства общения. | Повторить средства общения. | Умение грамотно использовать разнообразные средства общения. | |
10–11 | 2 | Я и мой язык: враг или друг. | Подобрать пословицы и поговорки о языке. | Развитие интереса к вербальным средствам общения. | |
12–14 | 3 | Как можно общаться без слов. | Подготовить невербальные этюды. | Умение правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям. | |
15–16 | 2 | Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. | Пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение. | ||
17–18 | 2 | Учимся управлять собой. | Умение использовать способы регуляции настроения. | ||
19–20 | 2 | Барьеры общения. | Ответить на вопрос: “Что мне мешает и помогает в общении”. | Формирование психологической готовности к адекватным действиям в сложных ситуациях. | |
21–22 | 2 | Как предотвратить конфликт. | Составить алгоритм выхода из конфликтной ситуации. | Умение позитивно разрешать конфликты. | |
23–24 | 2 | Учимся слушать друг друга. | Развитие умения понимать других людей. | ||
25 | 1 | Комплименты или лесть. | “Солнечные лучи” со своими родителями и близкими. | Формирование эстетического вкуса. | |
26 | 1 | Что такое сотрудничество. | Оптимизация внутригруппового сотрудничества. | ||
Общение – это искусство понимать и принимать других. Цель: Формирование бесконфликтного общения, развитие толерантности. |
27–28 | 2 | Семь “Я” (Я в кругу семьи). | Традиции в моей семье. | Осознание семьи как самой главной человеческой ценности. |
29–30 | 2 | “И в дружбе есть свои законы” (Я в кругу сверстников). | Составить объявление-презентацию “Ищу друга”. | Формирование конструктивного взаимодействия с членами классного коллектива. | |
31 | 1 | Я и моя школа. | Рисунок “Моя школа”. | Развитие позитивного интереса к школьной жизни. | |
32 | 1 | Итоговое занятие. |
Литература.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
- Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения “Роспедагентство” 1995.
- Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.
- Леви В.Л. Я и мы. М.: Молодая гвардия, 1973.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ “Профиздат”, 1991.
- Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
- Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.