Программа "Учимся общаться" для учащихся 5-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Формируясь и развиваясь в обществе, человек включается во множество социальных связей, взаимодействует с самыми разными людьми по самым разным поводам.

Весь спектр многогранных, многосторонних связей охватывается понятием “общение”. По определению Петровского, “общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека” [8].

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу”).
  2. Умение организовать общение (“Я умею), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.
  3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю”).

Итак, трудно представить себе сферу более многомерную, многотрудную, а, главное, весьма деликатную, порой трудноуловимую, чем общение.

Исследования свидетельствуют о том, что многочисленные конфликты в семьях, на производстве, в воспитании детей возникают именно из-за отсутствия культуры общения.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития личности подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

Уже в младшем подростковом возрасте развивается потребность разобраться в своих поступках, оценить сложные жизненные ситуации, высказать свои суждения о жизни, складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. А, главное, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Именно интимно-личностное общение со сверстниками становится ведущей деятельностью подросткового возраста. Отношения с товарищами, находясь в центре жизни подростка, во многом определяют все остальные стороны его поведения и деятельности.

Л.И. Божович отмечает, что если в “младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков”, наоборот, “привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками”. [1]

Для подростков важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Это стремление является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.

Подросток, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, отклонениям в психическом развитии, возникновению аффективных переживаний, может стать причиной недисциплинированности, снижения успеваемости и даже правонарушений подростка.

Все это вызывает необходимость проведения систематических факультативных занятий – научно-обоснованных, помогающих школьнику изучать наряду с многообразием мира и самого себя, увидеть себя в центре человеческих взаимоотношений.

Мы считаем, что наряду с этим, очень важно показать подростку, что целостный процесс общения наряду с информативно-коммуникативной функцией, функцией познания людьми друг друга, включает и функцию самопознания.

Цель курса – развитие коммуникативной компетентности как одной из важнейших компетенций, способствующих успешной адаптации личности в обществе.

Основные задачи курса:

  1. Расширить у учащихся понятие “общение”.
  2. Вызвать у подростков интерес к проблемам общения.
  3. Познакомить с различными видами и формами человеческого общения.
  4. Показать многообразие общения человека с окружающим миром и людьми
  5. Показать зависимость успехов человека, его настроения от соблюдения им установленных в обществе правил общения и человеческого поведения.

Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 5 классов.

Учебный курс включает в себя 2 основных раздела:

  1. Общение – это путешествие в самих себя.
  2. Общение – это искусство понимать и принимать других

Как видно из названий разделов, каждый из них направлен на осознание учащимися неповторимости своей индивидуальности и, вместе с тем, на формирование социальных навыков. В тематике занятий прослеживается линия, направленная от осознания себя как личности к осознанию себя в социуме.

По своей структуре занятия состоят из следующих частей:
– вводная часть, актуализирующая имеющийся опыт и житейские знания (в этой части применяются такие психологические упражнения, как “мозговой штурм” и специальные” разогревающие” упражнения);
– основная часть, направленная на формирование новых представлений (осуществляется с использованием ролевых игр, творческих этюдов, элементов психодрамы и т.д.)
– заключительная часть (включает осмысление полученного опыта, рефлексию).

В процессе групповой работы используются различные приемы, они, как правило, полифункциональны, с их помощью можно решать сразу несколько задач. Это:
– ролевые игры. В ролевых ситуациях учащиеся ставятся в положения, ролевантные их реальной деятельности, и оказываются перед необходимостью изменить свои установки на окружающий мир;
– психогимнастические игры;
– дискуссионные игры;
– эмоционально-символические методы (групповое обсуждение различных чувств, направленное рисование)
– релаксационные методы;
– когнитивные методы, помогающие “освобождению” мышления от иррациональных убеждений, т. е. “умственного мусора”

Основными критериями усвоения материала являются:
– анализ продуктов познавательной деятельности;
– целенаправленное наблюдение за работой учащихся на занятиях;
– умение учащихся давать самооценку и оценку происходящим событиям с необходимыми комментариями и объяснениями.

В результате изучения курсе учащихся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
– овладеть психологической лексикой;
– овладеть “эмоциональной грамотностью”;
– осознать свои достоинства и достоинства других людей;
– осознать свое место в социуме.
– сформировать стойкое убеждение в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.

В качестве измерителей оценки развития коммуникативных способностей, перцептивных и рефлексивных способностей могут быть использованы следующие методики:

  1. Социометрия.
  2. Тестовая карта № 2. Психологический климат школьного коллектива.
  3. Ценностные ориентации.
  4. Тест школьной тревожности Филлипса.
  5. Анкета “Умеешь ли ты общаться”.

Тематическое планирование.

Тема раздела № урока в теме Кол-во часов Тема урока Домашнее задание Ожидаемый результат
Общение – это путешествие самих в себя.

Цель: Осознание учащимся неповторимости свой индивидуальности и зависимости успехов человека в обществе от его личных качеств.

1–2 2 Введение в мир психологии. Работа со словарями. Расширение у учащихся понятия общения.
3 1 Общение в жизни человека. Составить круг общения. Осознание учащимися многообразия общения человека с окружающим миром.
4 1 Я и Я (психологический автопортрет). Мини-сочинение “Кто такой Я?” Развитие интереса к собственному внутреннему миру.
5 1 Я глазами других людей. Заполнить таблицу “Я и мои одноклассники”. Формирование навыков критического отношения к себе, конструктивного отношения к критике в свой адрес.
6 1 Мои проблемы. Составить “вредные” советы по достижению поставленных целей. Умение прогнозировать негативные последствия поступков и чувства ответственности за них.
7 1 Все мы разные, все мы одинаковые. Развитие толерантности.
8 1 Слагаемые общения. Умение руководствоваться в своем поведении общепринятыми человеческими ценностями.
9 1 Основные средства общения. Повторить средства общения. Умение грамотно использовать разнообразные средства общения.
10–11 2 Я и мой язык: враг или друг. Подобрать пословицы и поговорки о языке. Развитие интереса к вербальным средствам общения.
12–14 3 Как можно общаться без слов. Подготовить невербальные этюды. Умение правильно оценивать внутреннее состояние человека по внешним проявлениям.
15–16 2 Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. Пробудить стремление контролировать и произвольно регулировать свое настроение.
17–18 2 Учимся управлять собой. Умение использовать способы регуляции настроения.
19–20 2 Барьеры общения. Ответить на вопрос: “Что мне мешает и помогает в общении”. Формирование психологической готовности к адекватным действиям в сложных ситуациях.
21–22 2 Как предотвратить конфликт. Составить алгоритм выхода из конфликтной ситуации. Умение позитивно разрешать конфликты.
23–24 2 Учимся слушать друг друга. Развитие умения понимать других людей.
25 1 Комплименты или лесть. “Солнечные лучи” со своими родителями и близкими. Формирование эстетического вкуса.
26 1 Что такое сотрудничество. Оптимизация внутригруппового сотрудничества.
Общение – это искусство понимать и принимать других.

Цель: Формирование бесконфликтного общения, развитие толерантности.

27–28 2 Семь “Я” (Я в кругу семьи). Традиции в моей семье. Осознание семьи как самой главной человеческой ценности.
29–30 2 “И в дружбе есть свои законы” (Я в кругу сверстников). Составить объявление-презентацию “Ищу друга”. Формирование конструктивного взаимодействия с членами классного коллектива.
31 1 Я и моя школа. Рисунок “Моя школа”. Развитие позитивного интереса к школьной жизни.
32 1 Итоговое занятие.

Литература.

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
  2. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М.,1992.
  3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения “Роспедагентство” 1995.
  4. Коломинский Я.Л. Человек среди людей. М., 1970.
  5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М., 1986.
  6. Леви В.Л. Я и мы. М.: Молодая гвардия, 1973.
  7. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: НПУ “Профиздат”, 1991.
  8. Психология. Словарь/ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.-2-е изд.,испр. И доп.-М.,:Политиздат,1990.
  9. Родионов В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2001.