Занятие лаборатории "Юный исследователь". Тема "Свойства воды". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды в процессе опытов и практической работы;
  2. Формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений;
  3. Создать условия для развития мышления, речи учащихся, умения сравнивать и делать выводы, развивать потребности и навыки совместного поиска ответа на поставленную задачу;
  4. Создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других;

Оборудование: емкости различной формы, ложка, соль; фильтр из промокательной бумаги для изучения фильтрации, карточки с заданиями для проведения опытов, полоски цветной бумаги, толченый мел, песок.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знания учащихся.

– “О чем мы будем говорить сегодня, вы узнаете, отгадав загадку”:

Я и тучка, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
Я и твердой быть могу. (конечно это вода)

Послушайте стихотворение:

Что такое вода?
Минерал не имеющий цвета,
Не имеющий запаха, формы,
Но ты оглянись – это главное таинство,
Главное чудо Планеты,
Это главный исток,
Из которого вылилась жизнь.

– Демонстрация фильма о воде.
– А теперь нас ждут опыты для определения некоторых свойств воды.
– Будем работать по группам.

Задание 1: изучение формы, цвета, запаха воды.

1-ая группа: форма.
Задание: перелить воду в различные сосуды. Сделать вывод о форме воды:
У воды ___________________________.

2-ая группа: запах.
Задание: каждому члену группы понюхать воду. Сделать вывод о запахе воды:
У воды ___________________________.

3-я группа: цвет.
Задание: Посмотреть на воду, опустить в стакан с водой ложку и приложить цветные полоски бумаги. Сделать вывод о цвете воды:
Вода ____________________________.

Выслушиваем отчет представителей групп о полученных результатах. На доске – краткий конспект полученных свойств воды.

Нет формы.
Нет запаха.
Прозрачна.
Бесцветна.
Текучесть

– Что произойдет с водой, если ее вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны.)
– Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон.)

Можно ли воду перелить?

Во всех этих случаях проявляется одно и то же свойство воды. Какое?

Вывод: Вода течет (свойство текучесть.)

Задание 2: вода – растворитель.

– “Недавно на глаза мне попалась сказка, в которой содержался вопрос, на который вы, я думаю, поможете мне ответить”.

Два осла шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью а другой – ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй осел шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду, и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становился его поклажа.

Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

Гипотезы фиксируем на доске, после проведения опытов ищем среди них правильную.

– Давайте проведем опыт, который поможет нам в этом разобраться (работа в группах).

Задание:

  1. Насыпьте в стакан с водой соли и размешайте ложкой.
  2. Понаблюдайте, что происходит с кристаллами соли.
  3. Исчезла ли соль?
  4. Попробуйте воду на вкус.
  5. Сделайте вывод.

Кристаллы соли становятся все___________ и скоро совсем __________ . Вода стала _____ на вкус. Соль не ___________, но стала ________. Она _________ . Когда раствор пропустили через фильтр, фильтр остался __________.

Вывод: вода ____________________________.

Представители от групп докладывают о полученных результатах, дополняют ответы друг друга, выбирают правильную гипотезу (вода-растворитель). Делаем запись на доске: растворитель.

Что должен был нести второй осел, чтобы с его грузом произошло то же самое? (Сахар.)

Как вы думаете, что стало с солью, сахаром и содой в воде?

Как узнать, какие вещества мы растворили в воде? Что для этого надо сделать?

Показать процесс выпаривания. Что осталось на стекле?

Все ли вещества растворяет вода?

Возьмем песок, уголь и измельченный мел. Помешаем воду. Что можно заметить? (Смесь.)

О чем говорит этот опыт? (Часть этих веществ осела на дно.)

Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

А можно ли ее очистить?

Фильтр – это приспособление для очистки воды. Наш фильтр сделан из особой бумаги.

По стеклянной палочке вливайте в воронку мутную воду. Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки. Проверьте ее на прозрачность. Нерастворенные вещества остались на фильтре. Такая очистка воды называется фильтрованием. В быту для очистки воды применяются более совершенные фильтры, чем наш.

Вывод: нерастворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.

Частицы веществ при погружении будут_________ в воде, которая стала от них _____________. Если дать воде постоять, частицы вещества ____________ на дно, а потом снова ___________. Пропустив воду через фильтр, увидим, что вода станет __________, а частицы вещества останутся на ____________. Значит, эти вещества ___________ в воде.

А теперь ребята поиграем:

– Как получаются мыльные пузыри? (Пускание мыльных пузырей.)
– Какой вывод мы можем сделать? (Мыло растворилось в воде.)

Итог: С какими свойствами воды мы познакомились сегодня?

Этим летом мы побывали в научно-исследовательской экспедиции в Тункинскую долину, пос.Аршан, целью нашей поездки было исследование растительного и животного мира, состава воздуха и воды, культурных традиций местных жителей. Об этом хотим сделать небольшие сообщения.

Доржиев Д. рассказывает о целебной воде Аршана;

Сахнова А. говорит о заветных местах;

Нороев А. сообщает о р.Кынгарга.