Пояснительная записка.
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.
Учащиеся пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, т.к. они не располагают знаниями о психологических особенностях человека. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях учащихся. В связи с этим возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут ребенку глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Приобщение к знаниям о человеке, по мнению Божович Л., имеет “особенно важное значение в подростковом возрасте, т.к. характерным для этого периода новообразованием является “чувство взрослости” и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям” [1]. Подросток начинает осознавать свой личный идеал, при сравнении с которым часто возникает неудовлетворенность самим собой и стремление изменить себя.
Данную программу “Познай себя” мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности.
Цель курса: развитие позитивной “Я-концепции” подростков.
Основные задачи курса:
- Развить интерес учащихся к своему внутреннему миру
- Показать учащимся уникальность и ценность внутреннего мира каждой личности
- Помочь учащимся в личностном самоопределении
Программа курса рассчитана на 32 часа и предназначена для учащихся 7 классов.
Занятия курса имеют следующую структуру:
- Введение в тему (актуализация имеющегося опыта и житейских знаний).
- Развертывание темы (эмоциональное включение детей в тему занятия; обеспечение возможности осмысления темы, формирование новых представлений).
- Индивидуализация темы (развитие самопознания)
- Завершение темы (релаксация, снятие излишнего эмоционального напряжения).
Основными компетентностями, на развитие которых направлен данный курс
являются:
– информационная;
– коммуникативная;
– проблемная.
В результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями,
умениями, навыками:
– овладеть психологической лексикой,
– понять, что такое познавательная сфера личности, познавательные процессы,
– освоить основные приемы запоминания, концентрации внимания, решения логических
задач,
– уметь находить внутренние ресурсы для саморазвития и самореализации.
Основными критериями усвоения материала являются:
– осознанный интерес к занятиям;
– творческое отношение к выполнению заданий;
– высокая активность при выполнении психологических упражнений.
Для реализации поставленных задач используются следующие приемы и методы:
– лекции;
– дискуссии;
– анализ конкретной ситуации,
– психодиагностика, психологические игры и упражнения.
В качестве измерительной оценки личности подростка могут быть
использованы следующие методики:
– Методика “10 слов”;
– Методика “Корректурная проба”;
– Методика “Счет с переключением”;
– Диагностический тест “Способности школьника”;
– Тест “КОТ” (краткий отборочный тест);
– “Школьный тест умственного развития”.
Тематическое планирование.
Тема раздела | № урока в теме | Кол-во часов | Тема урока. | Домашнее задание. | Ожидаемый результат. |
Наедине с собой.
Цель: Развитие интереса у учащихся к самому себе, своему внутреннему миру, осознание своей уникальности. |
1 | 1 | Введение в курс. | Оформить тетрадь. | Развитие интереса у учащихся к проблемам общения. |
2–3 | 2 | Сколько меня во мне. | Составить психологический автопортрет. | Развитие рефлексивных навыков подростков. | |
4–5 | 2 | Кого мы видим, когда смотрим. | Осознание учащимися своего места в мире людей. | ||
6–7 | 2 | Мир моих чувств. | Составить памятку “Я и мои эмоции”. | Умение адекватно выражать свои чувства и эмоции. | |
8–9 | 2 | Мои привычки. | Ассоциативный рисунок “Мои вредные привычки” | Умение сказать “Нет” | |
От хочу к могу. Цель: Развитие уверенности в себе, повышение самооценки подростка. |
10 | 1 | Гимнастика для ума. | Составить комплекс развивающих упражнений. | Развитие познавательной сферы. |
11 | 1 | Воображение и творческие способности. | Составить комплекс развивающих упражнений. | Развитие творческих способностей. | |
12 | 1 | Мышление. | Подобрать упражнения на развитие мышления. | Развитие мышления. | |
13 | 1 | Память. | Подобрать упражнения на развитие памяти. | Развитие памяти. | |
14 | 1 | Внимание. | Составить корректурную пробу. | Развитие внимания. | |
15–16 | 2 | Как узнать свое призвание. | Составить таблицу “Тип профессии и необходимые качества”. | Осознание своего места в мире профессий. | |
17–18 | 2 | Азбука делового человека. | Мини-сочинение “Я и моя будущая профессия”. | Овладение “механизмами самопомощи” | |
Я и другие. Цель: развитие интереса к другим людям, окружающему миру. |
19 | 1 | Я глазами других людей. | Рассказ о себе в 3-м лице. | Развитие позитивной “Я”-концепции. |
20 | 1 | Все мы разные, все мы одинаковые. | Ответить на вопрос: “Что меня объединяет и отличает от одноклассников”. | ||
21 | 1 | Что значит принимать других | Ответить на вопрос: “Я – толерантный человек?” | Развитие толерантности. | |
22–23 | 2 | Как понимать без слов. | КТД “Сказка без слов”. | Развитие невербального общения. | |
24–25 | 2 | Искусство контакта. | Составить памятку. “Позитивное общение – это…” | Развитие. коммуникативных способностей. | |
26 | 1 | Мы выбираем, нас выбирают | Ответить на вопрос “Кто такой настоящий друг”. | Развитие эмпатии. | |
Мои вершины. Цель: осознание подростками самоизменения, стремления к саморазвитию и самореализации |
27–28 | 2 | Учитесь властвовать собой. | Предложи свои способы снятия эмоционального напряжения. | Умение управлять своими эмоциями. |
29 | 1 | Технология совершенствования. | Составить программу саморазвития. | Развитие рефлексивных навыков. | |
30–31 | 2 | В чем секрет популярности или как стать лидером. | Составить памятку для “неудачника”. | Развитие лидерских качеств. | |
32 | 1 | Мои вершины. | Повышение социальной адаптации. |
Литература.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
- Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. – 368 с.
- Гриман Л.П. Резервы человеческой психики. – М.,1989
- Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.,1980.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
- Лук А.Н. Мышление и творчество. – М., 1976.
- Лурия А.Р. Внимание и память.– М., 1975.