Цель урока: Формировать у младших школьников потребность в словотворчестве.
Задачи:
- Образовательные: продолжить работу с понятием “слова – тайны”, познакомить с однокоренными словами , формировать представление о переносном смысле слов, формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод).
- Развивающая: развивать через игру -речь, творческое воображение, изобразительные навыки, сравнивать, делать выводы.
- Воспитательные: прививать интерес к родному языку, воспитание толерантности по отношению к окружающим людям разной национальности.
Задача самостоятельной работы: нарисовать волшебный предмет, который спасает маленького сказочника, дать название предмету.
Прогнозируемые результаты: первоклассники получат представление о словообразовании, научатся давать толкование словам, наблюдать, анализировать, делать выводы , используя устную речь.
Оборудование:
- бумага, простой и цветные карандаши;
- презентация ПК, карточки, рисунки учащихся.
Тип-урока: урок –исследование.
Методы:
- наблюдения;
- исследования;
- метод проблемного обучения;
- видеометод;
- беседа;
- иговой метод.
Форма работы: индивидуальная, парная.
Организационный момент:
1. Актуализация знаний
– Подумайте, как можно назвать животное, которое вдруг неожиданно появилось в сказке Р. Тотрова?
От страшного взрыва Крокодил, Белый Медведь и нездешняя стрекоза превратились в одно диковинное существо. Спереди, а может и сзади, у него были крокодилья голова и крокодильи лапы. Сзади, а может и спереди, – медвежья голова и лапы. А вот туловище былострекозье, только очень большое, с громадными радужными крыльями.
– Какое название вы придумали? Объясните, как оно получилось.
У-у! – удивленно загудели олени.
Бр-ры! – передернулись выдры.
Хо-хо! – хохотнули барсуки…
Убры-хо! – повторили бобры и закричали:
Убрыхо, вот как зовут этого зверя!
Р.Тотров. Травожадный зверь Убрыхо
– Итак, У б р ы х о – как же сложилось это слово у автора в сказке? Подумайте и объясните, можно ли “расшифровать” такое слово, если не знаешь содержание сказки? Или если даже знаешь о ком идет речь?
Проверка домашнего задания.
Сегодня мы продолжаем работать со словами-тайнами. Дома вы придумывали животное, необычное название для него и изображали его пантомимой. Я думаю, что всем не терпится узнать, что каждый из вас придумал. Что бы нам не спорить с кого начать, я предлагаю вам вспомнить считалки, в которых встречаются необычные слова.
Послушайте считалку и скажите, кто или что такое эники-беники.
Эники-беники ели вареники
Эники-беники – бум!
Как можно назвать такие слова? (Словами-тайнами.)
Игра “ Загадочное животное ” (5 мин).
При помощи считалки выбирается ведущий. Учащийся называет заготовленное дома название животного. Игрок должен его изобразить пантомимой и рассказать от нем. Дальше ведущий показывает свой образец. Игрок занимает место ведущего.
- Физкультминутка.
2. Работа над словообразованием.
– От слова нос образуйте слова со следующими значениями:
Относящийся к носу – (носовой);
Маленький нос – (носик);
Большой нос – (носище);
Тот, кто обладает большим носом – (носарик).
– Какое название вы дали бы стране, в которой умело пользуются выражениями о носе? (Носария)
– О носе очень часто любят вспоминать в разговоре.
Какие слова о носе вы слышали? (Любопытной Варваре…….)
В словарях можно найти более тридцати выражений со словом нос. Но не все люди понимают их правильно. Вот как поняли русские выражения иностранцы:
ПОВЕСИТЬ НОС
ВОДИТЬ ЗА НОС
ЗАРУБИТЬ СЕБЕ НА НОСУ
– А как понимаете эти выражения вы? Опишите ситуации, в которых могут быть использованы эти выражения.
Чтобы умело пользоваться выражениями о носе, следует соблюдать следующие правила
1. Если вы повесили нос,
то зарубите себе на носу,
следует держать выше нос.
2. Если кто-то сует свой нос в ваши дела
и пытается водить вас за нос
и даже оставить с носом,
то встретившись с ним нос к носу,
скажите ему – “Мне это не по ноздре!).
И он поймет,
что вам это не нравится,
и сразу перестанет крутить носом и задирать нос.
3. Не стоит клевать носом,
лежать, уткнувши нос в подушку, и не казать носа на улицу.
4. Если кто-нибудь скажет,
что у вас нос не дорос,
постарайтесь доказать:
вы можете утереть нос любому.
Но только так, чтобы комар носа не подточил.
Физкультминутка.
3. Игра “ Волшебные кляксы”.
Игровой материал: бумага, краски, кисть.
На согнутом пополам листе ставят пятно, бумагу сгибают и получают кляксу. Лист разворачивают, разрезают пополам. Половинки с кляксами раздаются детям для дорисовывания.
Задание: нарисовать волшебный предмет, который спасает маленького сказочника, дайте название этому предмету.
4. Рефлексия.
Просмотр рисунков, прослушивание названий, выбор наиболее интересного, необычного названия.
5. Домашнее задание.
– Придумайте как можно больше словообразовательных вариантов имен. Например: Сергей, Сережа, Серый, Сергунчик, Серж.