Проектирование образовательной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Изменения в различных сферах современного общества повлекли изменения образовательной политики, в частности образовательной работы в ДОУ.

Сегодня дошкольное образование становится одной из важнейших составляющих в едином образовательном пространстве. В связи с этим возросли требования к технологичности воспитательно-образовательного процесса, возникла потребность в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Поэтому в качестве одной из принципиально новых стратегий реформирования системы образования выдвигается ориентация на овладение педагогами различных технологий творческого проектирования объектов образовательной деятельности. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.

Современному дошкольному учреждению в условиях высокой динамики общественных процессов и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию дошкольников в добывании знаний и развивали бы исследовательские навыки. Все вышеперечисленное может обеспечить метод проектов. Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми знаний на овладение ими различными способами деятельности. Руководство взрослым реализацией проекта позволяет совершенствовать умение дифференцированно выстраивать образовательный маршрут каждого ребенка.

В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании” и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение обязано:
– обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
– реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
– помнить, что ребенок – активный участник педагогического процесса;
– привлекать детей к деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам, учитывая их социальный опыт. Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных и альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Взяв за основу проектную деятельность, педагоги могут расширить образовательное пространство, осуществить поиск новых форм организации детского коллектива, а также возможность развития творческого, познавательного мышления дошкольников.

История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX в. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип “обучение посредством делания” (Дж. И Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс). Ведущая идея состояла в том, чтобы выполняемая ребенком деятельность строилась по принципу “Все из жизни, все для жизни”.

Эта идея очень хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения, поскольку мы знаем, что знания, получаемые ребенком-дошкольником, обязательно сопровождаются чувствами, эмоциями. Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой; педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности; опирается на его собственный опыт.

Сторонники метода проектов в России В.Н.Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления. В современной российской дошкольной педагогике этим вопросом занимаются следующие ученые Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Евдокимова Е.С. и др.

В педагогике проектирование определяется как “совместная учебно-познавательная деятельность, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности”. (Чечель И.Д. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям// Методология учебного проекта, М.: МИПКРО, 2001).

Особая педагогическая значимость проектов заключается в том, что:
– метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
– метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самостоятельность;
– метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

В ходе проектирования дети занимаются творческой деятельностью, узнают о своих возможностях, самореализуются. Таким образом, в ходе проектирования используются педагогические технологии личностно-ориентированной развивающей творческой деятельности.

Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проекта способствует развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствует личностному развитию воспитанников, обеспечивает качественные результаты педагогической деятельности.

В центре внимания педагога – уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Творчество, исследовательский поиск является основными способами существования ребенка в пространстве личностно-ориентированного образования.

Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

В основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, деятельностным подходом.

Интерес к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения.

Перспективность метода проектов заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, что является составляющими успешной личности.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо помогать ребенку обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект.

Проектная деятельность дает возможность ориентироваться на жизненные ситуации детей, на их самостоятельность, разностороннее развитие, приобретение опыта.

Среди прочего, проектная деятельность должна включать в себя творческую коммуникативную деятельность для разрешения проблем и опираться на соответствующие уровни развития детей, методы и материалы.

По мнению ряда исследователей, и что особенно важно знать педагогу, метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 

Используемая литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.И. “Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений”// Мозаика-Синтез. Москва 2008.
  2. Виноградова Н.А. “Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей”// Москва: Айрис-Пресс 2008.
  3. Васильева Л.С., Данилина Г.А. “Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководящих и практических работников ДОУ”// Москва: АРКТИ 2005.