Урок биологии по теме "Строение сердца"

Разделы: Биология


Тип урока: Изучение нового материала

Форма проведения: Урок-путешествие

Цель: развить знания о системе органов кровообращения

Задачи:

  1. Сформировать знания органов кровообращения и сердца
  2. Изучить строение сердца
  3. Воспитывать бережное отношение к своему организму и к окружающим людям

Методы: Словесный, наглядный, частично-поисковый

Оборудование: сердечки, плакаты ,рисунки, таблицы “Кровеносная система”, торс человека, модель сердца, маршрутные листы, карточки-задания, ленточки различных цветов, насос, рабочие тетради, учебники, учебно-тематическая карта, ноутбук, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: – Здравствуйте ребята! Мы начинаем наш урок в далекую страну “СЕРДЦЕ”. Путь предстоит долгий и трудный, но интересный и поучительный. Ведь мы много должны узнать об этой великой стране: где находится, как оно устроено и каково ее назначение на планете под названием “ОРГАНИЗМ”. Предварительно разделились на 4 группы, а почему так расположились, мы выясним с вами по ходу урока. Путешествуем по маршрутным листам: за правильно выполненные задания команды получают сердечки разных цветов, которые соответствуют оценкам “5”, “4”, “3”. Моими помощниками для проверки выполненных заданий будут проводники (2 уч-ся).

2. Актуализация знаний.

Учитель:Первая остановка называется “Препятствие”. Каждое препятствие требует от вас, ребята, применение знаний о кровеносной системе и крови (группы выполняют задания). (Презентация) (Слайд 4)

Задание № 1. Из перечня (1–10) выберите правильные ответы на вопросы (А-К) и зашифруйте их:

1. Недостаточность лейкоцитов.
2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.
3. Недостаточность тромбоцитов.
4. Образование антител.
5. Образование фибрина, свертывание крови.
6. Образование гемоглобина, эритроцитов.
7. Иммунитет.
8. Фагоцитоз.
9. Нарушение функции красного костного мозга.
10. Нарушение функции желтого костного мозга.

А. Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.
Б. Причины малокровия.
В. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных тел.
Г. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.
Д. Условие предотвращения малокровия.
Е. Способ уничтожения бактерий в организме.
Ж. Одна из причин несвертываемости крови.
З. Невосприимчивость организма к инфекциям.
И. Причины недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.
К. Проявления нарушения постоянства состава крови.

Самопроверка. (Слайд 5)

Задание № 2. Подпишите немые рисунки (работа с карточками):

1-я группа – клетки крови;
2-я группа – воспалительный процесс;
3-я группа – кровеносные сосуды;
4-я группа – свертывание крови.

3. Изучение новой темы.

Учитель: – Продолжаем путь на поезде. Вы слышите стук колес? (Шум поезда.) Что он вам напоминает? (Стук сердца.)

(Звучит музыка, и на ее фоне бьется сердце.)

Вторая остановка “Литературная”. (Слайд 6)

Появляются Сила, Сердце, Разум, Наука.

Наука: – Давным-давно спорили между собой Сила, Разум и Сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила: – Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им упасть духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум: – Позволь, Сила, я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце: – Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я благодарность и милосердие. Я нежность и твердость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука: – Уважаемая Сила, все, что ты говорила, – правда. Но ты иногда жестока, хватка у тебя твердая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но не мало и зла.

Почетный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и хороших и плохих людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

Все берутся за руки, поднимают вверх.

Ученик:

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
Потому что до всего есть дело.

Учитель: – Ребята, если вы были внимательны, то не сложно назвать тему нашего урока. (Ответы детей.) Запишем тему урока “Строение сердца” в рабочих тетрадях.

На доске таблицы “Анатомическое строение сердца”, модель сердца и торс человека.

Фронтальная практическая работа № 1. Топографическое положение сердца.

Задание. Определить размеры своего сердца и указать местоположение. Сравнить заключения с моделью торса.

Ход работы.

1. Сжать левую руку в кулак.
2. Приложить его к груди (между легкими под грудиной, а верх кулака направить чуть влево).
3. Сопоставить размер кулака с шириной туловища.
4. Сделать выводы.
5. Сравнить с моделью торса.
6. Выводы.

Третья остановка “Историческая” (выступает ученик с домашним заданием “История науки о “живом насосе”). (Слайд 7)

Фронтальная практическая работа № 2. Демонстрация работы насоса. (Физкультминутка.)

Учитель: – А сейчас нам с вами предстоит выполнить эволюционный путь сердца, который оно проделало в процессе исторического развития животного мира.

Четвертая остановка “Эволюционная”. (Слайд 8)

Индивидуальная работа с карточками-заданиями (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы с млекопитающими).

Учитель: – Строение сердца в процессе развития животного мира усложнялось и совершенствовалось. У типичного представителя бесчерепных – ланцетника – роль сердца как органа, обеспечивающего движение крови, играет сосуд – брюшная аорта.

– Ребята, продолжите эволюцию животных по карточкам-заданиям (Приложение 1).

Учитель: – А сейчас ответьте на вопрос: почему группы расположились в таком порядке? (Ответы учащихся: сердце четырехкамерное.) Правильно, молодцы. А теперь закончите схему, которая на доске. С каждой команды по одному участнику.

Пятая остановка “Поучай и объясняй”. (Слайд 9)

Учитель: – Зная, что сердце четырехкамерное мы почти добрались до страны. Пути, по которым доберемся до границ сердца (учитель протягивает ленты красного, синего, фиолетового цвета и широкую красную ленту).

– Объясните, пожалуйста, что бы это значило? (Ответы учеников.) Правильно, это кровеносные сосуды. А теперь каждая группа выбирает себе ленту и по схеме предоставит информацию.

Название кровеносного сосуда цвет крови (почему) движение крови (откуда – куда) значение.

Учитель: – Итак, мы добрались до страны “Сердце” (рассказ учителя о стенках сердца). Сердце – центральный орган кровеносной системы: его сокращения вызывают циркуляцию крови по сосудам. Последовательное сокращение стенок сердца и особое расположение клапанов обеспечивают одностороннее движение крови. Сердце герметически “упаковано” в околосердечной сумке. Средняя масса сердца у мужчин – 350 г, у женщин – 250 г. Полый мышечный орган подразделяется на 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Предсердие воспринимают кровь камерами, желудочки выбрасывают ее из сердца в артерии. Правая и левая половины разделены сплошной перегородкой. Между предсердиями и желудочками расположены створчатые клапаны (в правой половине трех-, а в левой – двустворчатые). Между легочными артериями и аортой располагаются полулунные клапаны, имеющие форму карманов. В момент расслабления желудочков клапаны заполняются кровью артерии и, растягиваясь, закрывают просвет сосуда, что препятствует возвращению крови сердца.

Стенки сердца состоят из трех слоев:
внутреннего (эндокарда),
среднего (миокарда),
наружного (эпикарда).

В желудочках более развит мышечный слой, чем в предсердиях.

Остановка шестая – “Анатомическая”. (Слайд 10)

Учитель: – С особенностями строения главного органа кровеносной системы сердца познакомимся в ходе самостоятельной работы с учебником § 22 стр. 110–111 рис. 53. Поможет вам в этом учебно-тематическая карта (Приложение 2), в которой вы найдете план работы и вопросы, на которые необходимо найти ответы.

(Работа в группах.)

Область “Обсуждения”.

(Организуется обсуждение проделанной работы, и делаются выводы.)

Учитель: – Наше путешествие заканчивается и нам необходимо сделать общие выводы нашего путешествия.

4. Закрепление: (Слайд 11)

1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям. Сердечная мышца (миокард) образована мелкими одноядерными клетками, которые участвуют в сокращении.

2. Сердце человека четырехкамерное, как и у всех млекопитающих, и состоит из 2 предсердий и 2 желудочков.

3. Односторонний ток крови обеспечивает створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.

Домашнее задание: § 22, выучить новые термины и понятия.

Творческое задание: подготовить сообщение о трудах А. Везалия и Г. Галена.

Учитель: И на прощание хотелось бы отметить самых активных ребят. Вы получаете оценку в виде сердечка (разного размера в зависимости от результатов).

Итог урока: Мы сегодня с вами узнали, как устроено сердце. С работой мы ознакомимся на следующем уроке. А сегодня я хочу пожелать вам, чтобы сердца ваши были добрыми, отзывчивыми, горячими и дарили людям любовь. Спасибо за урок! (Слайд 12)