Тьюторское сопровождение профессионального выбора учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Как любое растение нуждается в воде, тепле и солнце, так и каждый ребенок нуждается, к примеру, в защите, поддержке и помощи. Какова же моя миссия классного руководителя как тьютора-фасилитатора? Прежде всего, помочь ребенку поверить в себя, в свои силы для самореализации и самовоспитания. Находить лучшее в ребенке, хвалить его.

В образовательном процессе ученик ставит перед собой цели, осваивает методы, содержание образования, оценивает полученные результаты. На каждом из этих шагов могут встретиться проблемы, которые трудно решить без посторонней помощи. Сопровождение и предполагает оказание помощи тому, кто действует и испытывает затруднения в процессе деятельности. Иначе говоря, под тьюторским сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях образовательного выбора. Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций: 1) проблема диагностируется; 2) собирается информация о возможных путях решения проблемы; 3) вместе с учениками вырабатывается план решения проблемы; 4) оказывается первичная помощь в ходе реализации плана.

С какими проблемами могут столкнуться учащиеся? С проблемами затруднений в учебном процессе, межличностные проблемы, с проблемами самооценки, с проблемами переноса полученных знаний в практическую плоскость и др.

Главной целью для выпускников школы является получение знаний, так как они намерены поступать в намеченные учебные заведения. Л.С. Выготский говорил, что выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе.

Как классный руководитель – тьютор вижу свою задачу в следующем: научить подопечного планировать собственную деятельность, осуществлять ее анализ, самостоятельно ставить вопросы собственного развития, намечать перспективы роста, проводить воспитание через разные способы работы, учить осмысливать успехи и неудачи. Я должна помочь каждому ученику найти путевку в свою судьбу, “нащупать” свою собственную уникальную и особенную жизнь. Нас окружает множество разных видимых и невидимых норм: общекультурных, правовых, нравственных. “И тьюторская позиция должна состоять в том, чтобы помочь ребенку “маркировать” те жизненные пространства (области), которые попадают в поле его интереса, увидеть в них разнообразные смыслы, осознать скрытые и явные нормы и сделать свой выбор” (Е. Кобыща, научный сотрудник РАО).

Можно выделить этапы тьюторской деятельности: 1) обустроить избыточную образовательную среду – избыточность открывает возможность различных выборов и проб; 2) осуществить навигацию в этом пространстве – помочь ученику осознать собственные личностные особенности и склонности и сделать выбор в соответствии с этими качествами, показав, от чего придется отказаться, сделав тот или иной выбор; 3) работать с разными масштабами жизненной перспективы – ребенок-то делает выбор здесь, в классной комнате, а тьютор создает проекцию его выбора во взрослую жизнь.

Хорошо, когда задача профессионального самоопределения решается на заре жизни, когда человек с юности решает, кем стать. Выбор профессии – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненной дороги, поиск своего места в обществе. Иногда выбор профессии может происходить не столь осознанно, а под влиянием родителей, в подражание товарищам или в силу случайно возникшего интереса. В этом случае выбор может быть не связан с мотивацией учения. Адекватная и сформированная мотивация выбора профессиональной деятельности оказывает существенное влияние на успешность профессионального обучения и на продуктивность деятельности.

Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих. Так, опрос, проводившийся в 10 классе, показал, что 44 % учеников считают себя склонными изменять свое решение под воздействием товарищей и взрослых, 56 % наблюдают у себя колебание при выборе собственной позиции, не уверены в правоте своей точки зрения. Результаты того же опроса, но уже в 11 классе, следующие: 25% ребят выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17% – по совету родителей, 9% – под влиянием средств массовой информации, еще 9% – руководствуются в выборе малозначительными факторами (например, близость к дому).

Только 31% подростков, моих одиннадцатиклассников, выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности, на сам процесс трудовой деятельности, хотя многочисленные исследования показывают, что профессиональные намерения являются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание предстоящей деятельности. А 23% учащихся привлекательность будущей профессии видят в высокой материальной обеспеченности. Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности использовала анкету оптанта, анализ школьной и внешкольной деятельности, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО).

Анализируя результаты анкеты, сформулировала следующие выводы:

  • сформированным профплан (выбрана профессия, продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора) можно считать только у 12 учащихся, что составляет 63%. Не сфомирован достаточно – у 7 (37%)
  • осознанным выбор профессии (он построен с учетом интересов и предшествующего опыта личности, указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии) сделали 9 учеников (47%). 12 ребят (53%) подошли к выбору профессии неосознанно: не учтены физические возможности, интересы, склонности, либо это решение родителей, либо отсутствуют адекватные мотивы выбора. Поэтому моя задача – помочь именно этим ученикам самоопределиться.

В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся “знания о самом себе”, выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися использую комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и, во-вторых, возможность развития этих психологических качеств. Это, прежде всего, интеллектуальные и социально-психологические тренинги, сюжетно-ролевые и деловые игры.

В своей практике использую различные методы педагогической диагностики: наблюдение, беседы, социометрию, рейтинг, анкету, недописанный тезис, альтернативный тезис, ранжирование. Приведу некоторые примеры диагностики своих учеников.

В процессе профильного обучения учащийся выбирает и использует те ресурсы образовательного пространства, которые будут способствовать его дальнейшему профессиональному становлению. Учащийся старшей школы с помощью тьюторского сопровождения включается в процесс рефлексии своего образования, что позволяет ему наиболее точно выбирать направление профильного обучения и последовательно строить дальнейшие шаги.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Сравним уровень учебной мотивации у школьников 8 класса и у тех же школьников через 2 года, в 10 классе.

Для получения количественных оценок использовалась методика изучения мотивации обучения школьников М.И.Лукьяновой и Н.В.Калининой. Учащимся 8-го и 10-го классов предлагались утверждения с вариантами ответов.

Методика включает 4 вопроса, на каждый из которых предлагалось выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выбора и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов имеет определенное количество балов в зависимости от того, какой мотив он отражает: внешний мотив – 0 баллов; игровой мотив – 1 балл; получение отметки – 2 балла; позиционный мотив – 3 балла; социальный мотив – 4 балла; учебный мотив – 5 баллов.

Баллы суммируются, затем по оценочной таблице выявляется итоговый уровень мотивации учения: от очень высокого (I) до низкого (V).

В 8 классе были получены следующие результаты. Общее количество участвовавших в исследовании составило 22 ученика; из них у 62% отмечен очень высокий и высокий уровень мотивации, у 21% – нормальный и у 17% – сниженный. Таким образом, в классе требовалась работа по изменению отношения к учебе. Через два года исследование было повторено в том же классе, который теперь стал 10 классом.

Сравнивая полученные результаты, можно видеть, что в 8 классе доля I и II уровней(высокой) мотивации учения увеличилась на 12 % и составила 74% от числа обследованных учащихся, доля III уровня(средней) мотивации учения уменьшилась на 5% и составила 16 %, а доля IV уровня (сниженной) мотивации учения сократилась на 7 % и составила 10%. Из этого можно сделать вывод, что с возрастом у учащихся уровень развития мотивации учения возрастает.

Таким образом, в работе с данным классом в целом созданы необходимые психолого-педагогические условия, способствующие развитию положительной мотивации учения. Кроме того, был проведен сравнительный анализ ведущих мотивов учащихся в 8 и 10 классах.

Таблица: Результаты изучения ведущих мотивов учащихся.

Характеристика мотивов % ответов
8 класс 10 класс
Учебный 26,2% 13,0%
Социальный 6,9% 9,5%
Позиционный 46,3% 57,9%
Оценочный 10,5% 15,0%
Игровой 1,2% 0,6%
Внешний 8,9% 4,0%

Следует отметить, что с возрастом учащихся возрастает процент позиционного мотива. В данном случае он вырос на 11,6% и составил 57,9%. Это говорит о возрастающем стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться у учащихся в разного рода попытках самоутверждения – в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе, что необходимо обязательно учитывать педагогам в процессе обучения. Это во многом связано с возрастными особенностями подростков.

Принципиальные качественные сдвиги в подростковом возрасте появляются в позиционных мотивах учения. Их развитие определяется стремлением подростка занять новую позицию (позицию взрослого человека) в отношениях с окружающими, желание понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека. Мотивом, адекватным учебной деятельности, является мотив поиска контактов и сотрудничества с другими людьми.

К сожалению, недостаточная развитость учебно-познавательных мотивов порой продолжает сохраняться как причина отсутствия интереса к обучению у старшеклассников.

Для изучения ценностных ориентаций учащихся целесообразно использование методики “Продолжите предложения”. Вот фрагменты ученических ответов:

  1. Идеальная профессия должна давать возможность… “быть свободным; раскрыть мне в себе новые качества; реализовать свои творческие способности; возможности карьерного роста, хорошего заработка, самореализоваться, помогать близким”.
  2. Цель моей жизни… “ найти хорошую работу и завести семью; стать успешным в профессиональной карьере; многого добиться в жизни; быть полезным людям”.
  3. Настоящая проблема в том, что… “ я не уверена в себе; у меня слабое здоровье; я очень вспыльчивая; я ленивый; я плохо знаю математику; плохо учусь; люди стали менее терпимы друг к другу; свободный доступ молодежи к алкоголю, наркотикам, что приводит мою нацию к вымиранию; люди не верят друг другу, поступают подло по отношению друг к другу”.

Изучение у учащихся уровня коммуникативных способностей дало следующие результаты: высокий уровень – 11 уч-ся, что составляет 58%, средний уровень – 6 уч-ся (32%), низкий уровень имеют двое: Саша Ж., Лиза Ш. (10%).

Ученический рефлексивный дневник стал неотъемлемой частью моего взаимодействия как тьютора со своими подопечными, так как такая форма общения способствует развитию рефлексивных навыков ребенка.

Понятие рефлексии в разных источниках определяется в основном как размышление, самонаблюдение, самопознание; анализ собственных мыслей и переживаний; реальная способность человека к самоотчету, самоанализу; способ выхода за рамки наследуемого. Следовательно, рефлексия – это основа прогнозирования собственной деятельности. Ведение учеником рефлексивного дневника позволяет мне проследить развитие рефлексивных навыков, а записи в дневнике становятся предметом устных консультаций.

Дневник оформляется в течение трех лет и является предметом осмысления и рефлексии. Рассматриваю работу с рефлексивными дневниками как одну из технологий работы с индивидуальными смыслами и жизненными перспективами подопечного.

Рефлексивный дневник учащегося содержит следующие разделы:

1. “Динамика образовательной траектории учащегося”.

Началом самосознания личности становится осознание собственных действий и их результатов, целей своей деятельности, интересов, мотивов своего поведения. Сличение полученного результата с целью является основой самоуправляемой деятельности учащихся, сущностной характеристикой учения.

В этом разделе страница дневника “Мои учебные возможности. Прогноз” предназначена для развития прогностических умений ученика. Прогноз – моя цель, моя мечта, мое предположение. Десятиклассник делает прогноз, то есть ставит для себя цель – учиться не ниже того уровня, который он сам определил, следовательно, ему необходимо прикладывать усилия для достижения обозначенного уровня: высокого, повышенного, среднего, низкого. Причем, я не советую и тем более не навязываю выбор уровня возможностей ученику. Ему необходимо самому выявить совпадение или несовпадение его уровня притязаний (желания) с уровнем возможностей по данному учебному предмету.

Страница “Мои учебные возможности. Результат. Рефлексия – совпал ли мой прогноз с результатом” предназначена для формирования рефлексивных умений. По окончании каждой четверти подводятся итоги: достиг ли ученик той “планки”, которую себе определил. Результат – реализованные (реальные) возможности. Ученик производит сопоставление: совпал ли прогноз с результатом и осуществляет корректировку уровня возможностей при составлении прогноза на следующую четверть.

Работа учащихся на странице “Мои интересы” предназначена для выявления и осознания собственных познавательных интересов (целеформирование – я желаю). Самостоятельный человек должен уметь ставить цели, определять, что ему необходимо в жизни, интересно.

Заполняется таблица “Мои интересы” (графы “Положено в неделю” и “Я желаю”). Проставляется то количество часов, которое им хотелось бы по собственному индивидуальному плану изучения предмета. Самостоятельное планирование индивидуальной познавательной деятельности начинается с определения для себя учебного предмета, знания по которому ученику хотелось бы получить в данный период времени.

Процесс образования является сугубо индивидуальным и ответственность за свое образование человек должен нести сам. Результатом образования становится составление учащимися индивидуальной образовательной программы, включающей как учебное пространство школы, так и иные пространства жизнедеятельности, в основе которой лежит представление о собственном шаге развития, ценностных ориентирах, профессиональных перспективах.

2. “Посещение учащимся курсов по выбору”; “Рефлексия деятельности учащегося на курсах по выбору”.

3. “Карта психологического сопровождения”.

В качестве одного из методических средств, способствующих целенаправленной передаче учащимся “знания о самом себе”, выступает психологическая диагностика. В работе с учащимися использую комплекс психологических методик, обеспечивающих, во-первых, возможность получения каждым учащимся информации о своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия требованиям той или иной профессии (диагностические методические процедуры) и, во-вторых, возможность развития этих психологических качеств. Это, прежде всего, интеллектуальные и социально-психологические тренинги, сюжетно-ролевые и деловые игры.

Старшеклассник, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: “А что я значу в этом мире?”, “Какое место я занимаю в нем?”, “Каковы мои возможности?”, “Какой я?”. Способность к осознанному и уверенному выбору профессии в этом возрасте тесно связана с формированием такого психологического качества, как образ “Я”. Именно в условиях психологического самоизучения у учащихся и формируется “образ “Я”.

4. “Проектная и исследовательская деятельность учащегося”.

5. "Мой путь достижений и побед".

Это очень сложная, но очень важная и необходимая для тьютора задача – сделать детские рефлексивные тексты материалом для фиксации изменений, которые происходят с ребенком и которые позволяют судить о результатах тьюторской деятельности.

Центральный психологический процесс этого возраста – развитие самосознания, складывание представления о себе, постановка вопросов "Кто я?", "Кем я стану?", "Каким я хочу и должен быть?" Главное же психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира, своей уникальности, непохожести на других. Поэтому задачей педагогов является – создание условий для "культурного проживания" и наполнения школьной жизни ребенка событиями, в которых приобретается и анализируется новый опыт.

Одним из основных психологических условий является создание ситуации успеха, позволяющей пережить достижения, осознания своих способностей, веры в себя, в свои творческие возможности. Ситуация успеха невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя. Надежда на успех должна жить в каждом ученике.

Большое значение имеют также различные мероприятия по психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, оказание учащимся психолого-педагогической поддержки. Виды тьюториалов, которые я провожу в своем классе, это – социально-психологические и профориентационные. В программе тьюториала – активизирующие психологические игры, лекционно-презентационный материал, практическая деятельность, диагностика и рефлексия. Тьюториалы заинтересовали ребят и своей тематикой, и формой проведения. Старшеклассники с большим интересом и удовольствием участвуют в них. Формы организации практической деятельности учащихся на тьюториале: деловая игра, ролевая игра, тренинг, дебаты, дискуссия, диспут, разработка проекта.

Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

Классификация технологии индивидуального воспитания включает следующие модели: технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий), психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман), педагогическое сопровождение. В основе технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания лежит процесс рефлексии. Особенностью технологии является наличие педагогической ситуации, предлагаемой для решения учащимся.

Этапы технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания:
1-й этап – постановка проблемного вопроса (на доске);
2-й этап – фиксация учащимися в рефлексивном дневнике своего отношения к данной проблеме;
3-й этап – включение учащегося в ситуацию (ситуации беру из литературных произведений, из хрестоматии В.А.Сухомлинского, из реальной жизни);
4-й этап – высказывание “Я-позиция” по решению предложенной ситуации;
5-й этап – рефлексия;
6-й этап – выбор норм поведения;
7- этап – мониторинг отношения учащихся к обсуждаемому вопросу (учащиеся записывают в рефлексивном дневнике свое отношение к обозначенной проблеме после обсуждения).

Таким образом, технологии индивидуального рефлексивного самовоспитания предполагает коррекцию поведения учащихся и имеет воспитательное значение.

Хочется видеть наших учеников в будущем конкурентоспособными. Этому может способствовать, на мой взгляд, рейтинговая система мотивации. Позиции, по которым выстраиваются рейтинги, могут быть как предметными, так и надпредметными. Система рейтингов позволяет каждому ученику показать себя с лучшей стороны. При этом рационально составлять сводную рейтинговую таблицу. По итогам года можно присвоить каждому ученику класса (по материалам анкетирования, результатам тайного голосования) звания: “Лучший знаток по предмету”, “Гордость класса”, “Совесть класса”, “Душа класса”, “Солнце класса”, “Честь класса”, “Ум класса”, “Аналитик класса”, “Оратор”, “Талант класса” и другие.

Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что рейтинг является хорошим средством мотивации, самоутверждения, самореализации, а также педагогического сопровождения учащегося. Опыт использования рейтинговой системы оценивания и педагогического сопровождения позволяет сделать вывод, что эта система активизирует учащихся на уроках, во внеурочное время, повышает мотивацию и уровень познавательного интереса.

Продуктом исследования по теме “Тьюторское сопровождение профессионального выбора учащихся” стал Рефлексивный дневник ученика.