Использование дистанционных форм обучения АЯ в процессе систематизации грамматики за курс основной школы

Разделы: Иностранные языки


Изменения, произошедшие в последнее время в области изучения иностранных языков, связанные, в частности, с итоговыми формами аттестации выпускников основной и средней школ, привели педагогов к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения языкам.

Как свидетельствуют результаты сдачи ЕГЭ по английскому языку, из всех навыков, обеспечивающих формирование коммуникативных компетенций, основную трудность для выпускников представляют языковые навыки, а именно, грамматическая и лексическая сторона речи. Иноязычные умения, вынесенные на контроль по окончании средней школы, требуют от выпускников способности и готовности быстро извлекать необходимые языковые средства из долговременной памяти, правильно их использовать в речевой деятельности на иностранном языке. Однако механизм не срабатывает ввиду того, что в процессе школьного обучения иностранному языку не происходит целенаправленного формирования целостной системы грамматики английского языка, синтезирования всех ее элементов путем их разнообразного комбинирования, обобщения, раскрытия закономерностей и взаимосвязей между ними.

Данная проблема объясняется целым рядом причин, основными из которых являются следующие.

  • Авторы отечественных современных учебников в основном нацелены на изложение учебного содержания; каждый параграф содержит новый материал, задача отработки и систематизации усвоенного ранее решается лишь частично. В лучшем случае в некоторых учебниках предлагаются таблицы и несколько обобщающих грамматических упражнений, которые представляются скучными и непонятными для подростков. Таким образом, дидактическая база, на которой можно было бы эффективно обучать английской грамматике, нуждается в доработке и совершенствовании.
  • Потребности проведения ГИА по английскому языку в 9 классе связаны с необходимостью завершения к этому периоду школьного курса обучения грамматики (так как основные грамматические явления английского языка осваиваются активно именно на основной ступени обучения). На старшей ступени происходит, скорее, не количественное расширение грамматических знаний и навыков, а некое упорядочивание, категоризация их компонентов, преобразование новых знаний и умений в систему прежнего опыта. Таким образом, задача обучения грамматике приобретает все большее значение, и требуется разработка специальных (по сравнению с традиционными) средств ее эффективного решения.
  • В учебной литературе при обучении грамматике недостаточно используется опора на родной язык учащихся, на закономерности построения грамматической системы русского языка и сравнение ее с таковой в английском языке. А ведь обращение к усвоенным элементам грамматики родного языка способствует сознательному, а, следовательно, более прочному усвоению знаний.

Особенностью грамматических и лексико-грамматических навыков, в отличие от речевых навыков, является то, что их отработка не требует постоянного непосредственного общения с учителем. Поэтому обучение грамматике может осуществляться с помощью дистанционных форм обучения, что пока редко используется в школьном учебном процессе.

Таким образом, идея познания сложного (грамматики языка) через простое (использование более привлекательных для учащихся подросткового возраста информационных технологий) была положена в основу данного проекта.

Цель проекта – апробация новой формы (дистанционной) для систематизации грамматики английского языка за курс основной школы.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Определить содержание грамматического минимума и выстроить его в логическом порядке (от главного к второстепенному).
  2. Разработать задания и представить их в электронном варианте.
  3. Наладить коммуникативное взаимодействие с учащимися в ходе дистанционного обучения.
  4. Подобрать адекватный дистанционной форме обучения мониторинг усвоения грамматических знаний и навыков учащихся.

Проект был рассчитан на учащихся 9-х классов, обучающихся на “4” и “5”, желающих продолжить обучение на профильной ступени и имеющих компьютер дома и доступ в Интернет (на компьютере или мобильном телефоне).

Теоретической основой данного проекта послужили публикации и работы Е.С. Полат, И.А.Зимней, П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева и других исследователей, в которых разрабатывается проблема интеграции Интернет-технологий в процесс обучения иностранному языку и подчеркивается их роль, в частности, в формировании ключевых компетенций образования. Очевидно то, что дистанционное обучение – это одна из инновационных технологий нашего времени, более того, это одна из основных Европейских образовательных моделей.

Процесс реализации данного проекта в соответствии с задачами включал несколько этапов. На первом этапе на основе изучения методической литературы (особенно публикаций И.Б.Короткиной) в грамматический минимум были выделены 10 больших грамматических явлений английского языка, обязательных для усвоения и расположенных в логическом порядке – от главных к второстепенным:

  1. Порядок слов.
  2. Личные формы глаголов в активном и пассивном залоге.
  3. Сложные предложения с согласованием времен.
  4. Косвенная речь и косвенный вопрос.
  5. Придаточные предложения.
  6. Инфинитивные конструкции.
  7. Модальные глаголы.
  8. Причастия.
  9. Сложное дополнение.
  10. Сослагательное наклонение.

На втором этапе каждое грамматическое явление условно представлялось в виде модуля, который состоял из краткого представления грамматического явления, сравнения с родным языком, упражнений для самоконтроля и тестовых заданий. Модуль выстраивался с учетом деятельностной основы обучения грамматике, предусматривающей необходимость организации самостоятельной работы учащихся, предоставления им достаточной практики в упражнениях по формированию соответствующих грамматических навыков.

Третий этап касался организационных моментов проекта. Дистанционное обучение может рассматриваться как форма дифференциации и индивидуализации процесса обучения языку. Поэтому оно может быть без особых проблем встроено в учебный процесс. К примеру, один час в неделю в 9 классе (при 3 часах по плану) отводился на систематизацию грамматики. При этом хорошо успевающие ученики занимались самостоятельно дома на компьютере, а учитель работал со слабыми учащимися на уроке.

Коммуникация учителя с самостоятельно работающими учащимися осуществлялась через электронную почту. Учащиеся посылали выполненные задания на электронный адрес учителя, а также вопросы, которые возникали в ходе работы над модулем, а учитель проверял работы, писал краткий отзыв и отправлял на электронный адрес ученика. В организационном плане для осуществления проекта нужен первый или последний урок в расписании учащихся. Время реализации проекта: середина III–IV четверти.

На четвертом этапе разрабатывался мониторинг сформированности грамматических навыков учащихся. Он не дублировал задания промежуточных тестов (после каждого модуля), а представлял собой комплексный тест, состоящий из заданий разного типа (с множественным выбором ответа, заполнение пропусков, установление соответствий). Некоторые задания носили информативный либо юмористический характер, чтобы работа над грамматикой не казалась скучным занятием для учащихся.

Реализация учебного проекта выявила ряд проблем и рисков как для учащихся, так и для учителя. Например, оказался достаточно сложным и трудоемким процесс представления материала таким образом, чтобы он был понятен подросткам. Из общения с учащимися и по характеру вопросов, задаваемых ими в процессе выполнения дистанционных заданий, обозначилась еще одна проблема учащихся – они не научены по несколько раз обращаться к представленной информации в случае затруднения, чтобы выполнить задание успешно до конца. По временным затратам на выполнение заданий модули получились разные (от 30 минут до 1 часа). Самым трудным по результатам и мнению учащихся оказался модуль 2 (времена английского глагола). Сбои в работе личных компьютеров учащихся, материальные затруднения в оплате Интернета, необходимость оставаться после уроков в школе (в кабинете информатики созданы электронные ящики некоторых учащихся) иногда являлись рисками в реализации проекта. Кроме того, проверка работ учащихся, написание отзывов на работу и отправка электронных писем потребовала дополнительного времени учителя.

В качестве критериев эффективности использования дистанционных форм обучения грамматике были разработаны количественные и качественные показатели:
– оценка за каждый модуль (промежуточный контроль);
– позитивные отзывы самих учащихся и их родителей;
– сохранение устойчивой мотивации к учебной деятельности в дистанционной форме (желание выполнять все задания, посылать электронные отчеты и т.д.);
– положительная динамика результативности выполнения промежуточных и итоговых тестовых заданий, направленных на контроль грамматических навыков;
– результативность обучения (при выборе учащимся экзамена –внешний контроль либо внутренний контроль администрацией школы).

Использование новых форм обучения грамматике иностранного языка побуждает учителя совершенствовать работу с учащимися в разных направлениях: к примеру, организовать общение учащихся друг с другом в рамках совместной познавательной деятельности, а не сводить работу в дистанционной форме только к самостоятельной индивидуальной работе; сделать более продуктивным использование дополнительных справочных материалов на сайтах в Интернете, имеющих отношение к изучаемым грамматическим явлениям; возможность заложить в упражнения каждого модуля комментарии к некоторым вариантам ответов, предусмотреть подсказки и ввести автоматический подсчет баллов за выполненные задания.

Несмотря на возникшие вопросы и проблемы в ходе реализации педагогического проекта, работа по использованию дистанционных форм обучения английскому языку имела положительные результаты:

продуктом проекта явилась разработка дистанционных заданий для систематизации грамматики английского языка за курс основной школы. Представленность заданий в электронном варианте предоставляет возможность их постоянного обновления, корректировки, дополнения. У учащихся появился электронный грамматический справочник, к которому можно обращаться в случае затруднений неоднократно. Данный продукт проекта может также быть использован в индивидуальном режиме в коррекционном курсе на старшей ступени обучения;

  • в результате выполнения промежуточных тестов (по каждому из 10 модулей) стабильная положительная динамика наблюдалась у 7 учащихся группы (77%); итоговый мониторинг выполнили на “5” – 5 человек (55%), на “4”– 4 (45%);
  • были получены позитивные отзывы о дистанционной форме обучения как от учащихся, так и от родителей;
  • увеличилось время “живого общения” на уроке;
  • применение дистанционной формы позволило обеспечить индивидуальную траекторию обучения 75% подростков учебной группы, что на практике соответствует принципу личностно-ориентированного обучения.

Реализация проекта позволила учащимся:
– повысить свою языковую компетентность в английском языке;
– развить самостоятельность и рефлексивные навыки обучения;
– подготовиться к итоговой форме аттестации по английскому языку (на этапе окончания основной школы) и к успешному продолжению изучения предмета на старшей ступени;
– повысить ИКТ-компетентность (освоение электронной почты, работа в программе Word);
– освоить английскую клавиатуру.

Перспективы развития и совершенствования данного опыта видятся в изменении масштаба проекта: расширении числа участников (не одна группа) через сетевое взаимодействие с учащимися и учителями других школ района. А, во-вторых, в использовании методики так называемого смешанного обучения – системы, совмещающей в себе лучшие аспекты и преимущества очного и дистанционного учебного процесса, которые функционируют в постоянной взаимосвязи друг с другом.

Приложение.