Задачи урока:
- Обучающие: активизировать знания о правописании мягкого знака после шипящих; познакомить с обязательным написанием мягкого знака после шипящих в глаголах; закрепить навык применения изученных правил.
- Развивающие: развивать познавательные способности учащихся; коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
- Воспитательные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных мотивов учения развивать навыки связной речи, умение слушать; формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения этой задачи
Средства: сигнальные карточки; карточки для устного диктанта и физминутки; учебник и тетрадь для 4 класса С. В Иванова, М. И. Кузнецовой; презентация (компьютер, интерактивная доска).
Тип урока: урок изучения нового материала (проблемный урок).
Раздел: Правописание.
Ход урока |
УУД |
|||
I. Организационный момент. Чистописание. | ЛУУД:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительных
мотивов учения; умение организовать себя на урок |
|||
II. Новая тема: Актуализация знаний – Прочитайте название темы. – Мягкий знак после шипящих пишется в именах существительных 3-го склонения, например: дочь, помощь, глушь. И не пишется в именах существительных 2-го склонения единственного числа: гараж, скрипач, кирпич и 1-го склонения множественного числа: туч, краж, встреч. У имен прилагательных в краткой форме: свеж, пахуч, могуч. Слайд 1. Приложение 2. |
ПУУД:
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; выделение необходимой информации; использование знаково-символических средств (таблицы).
|
|||
III. Постановка проблемы. Устный диктант. Помощ.., кирпич.., ландыш.., глуш…, хорош.., тиш.., могуч.., богач.., молодеж…, свеж.., Петрович.., луж.., задач.., пожарищ.., вещ.., молчиш.., привлеч.., отреж.. – В каких словах затруднялись. Почему?
Что будем объяснить?– |
ЛУУД:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения этой задачи ПУУД: общеучебные, побуждение к осознанию противоречий постановка проблемы, поиск решения проблемы, выдвижение гипотез.
ПУУД:
формулирование темы урока; РУУД: целеполагание КУДД: умение вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания |
|||
IV. Открытие детьми нового знания. Решение
проблемы. – Для того чтобы ответить на вопрос, пишется ли
мягкий знак после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем. Слайд 2. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Запись: Погонишься– глаг., 2 л, ед. ч., не поймаешь.– глаг., 2 л, ед. ч., отмерь – глаг., повелит. накл., отрежь – глаг., повелит. накл., беречь – н.ф., едешь -глаг., 2 л, ед. ч., будешь -глаг., 2 л, ед. ч., не испечешь – – глаг., 2 л, ед. ч., – Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце
после шипящих пишется ь.) (Подсказка: Женя сделала такой вывод: “На конце глаголов в любой форме после шипящих пишется Ь”) – Права ли Женя? Слайд 3. |
ПУУД:
поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, выведение следствий; обобщение. (Материал для гипотез). КУУД:
формулировка собственного мнения и позиции;
|
|||
Работа с правилом (учебник). С.94. Прочитайте правило, правы ли мы в своих выводах. Дополняем таблицу. Слайд 4. Вопросы: – Есть ли необходимость при написании мягкого знака после шипящих в
глаголах определять форму, в которой они стоят? (Нет, т.к. ь пишется
во всех формах глагола.) Давайте вернемся к устному диктанту. Надо ли писать ь в словах молчиш.., привлеч.., отреж… Докажите. |
ПУУД:
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение обобщать. КУДД: умение вступать в диалог. |
|||
V. Физкультминутка. Слова развесить по классу. Соберите слова и прикрепите на доску в нужный столбик. Ь или не пишется Ь Рож.., мышь.. жгуч.., лож.., могуч.. скрипуч,.. ласковый.., жеч., стереч.., хорош…, глуш.., шалаш.., скрипач.., спиш.., дружиш.., береч.., кирпич…, могуч…, пишеш…, думаеш… Проверка. Какое слово никуда не попало? Докажи. |
КУУД: умение договариваться с людьми, согласуя с
ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, строить понятные для
партнера высказывания. ПУУД: осуществление синтеза как составление целого из частей, построение цепи рассуждений. РУУД:
учитывание правила в планировании и контроль способа решения,
осуществление итогового и пошагового контроля по результату
самоконтроль, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; |
|||
VI. Первичное закрепление знаний. Упр. № 1 с. 94 письменно, фронтально у доски. (Глаголы съешь, поешь в 3 столбик и во второй.) (ОБЯЗАТЕЛЬНО СЪЕШЬ КАШУ – ПОВЕЛИТ; |
РУУД: учитывание правила в планировании и контроль способа решения, осуществление итогового и пошагового контроля, по результату самоконтроль. | |||
VII. Составление алгоритма.
Систематизация всех имеющихся у учащихся знаний об орфограмме “Мягкий знак после шипящих”. Как нам не ошибиться в написании орфограммы “Мягкий знак после шипящих”? Составим алгоритм. Определим часть речи, если это: Существительное, то определяем склонение 1, 2 – ь не пишем; 3 скл. – ь пишем. Краткое прилагательное, то ь знак не пишется. Глагол, то ь знак пишется во всех формах Интерактивная доска. Приложение 7. Соедини линией, когда нужно писать ь.
|
ПУУД:
удержание учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации,
контроль результатов деятельности, установление причинно-следственных
связей, построение логической цепи рассуждения, обобщение; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации с помощью инструментов ИКТ. РУУД:
выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и
уровня усвоения; |
|||
Работа в парах. Приложение 8.
Работа в парах. Найди лишнее слово. Докажи.
Проверка. Слайд 6 |
РУУД: учитывание правила в планировании и
контроль способа решения; осуществление итогового и пошагового контроля
по результату, самоконтроль. КУУД: умение договориться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то общее, контролировать действия партнера; |
|||
VIII. Самостоятельная работа. Упр. 5, с. 96. Прочитайте задание.
|
РУУД:
учитывать выведенный алгоритм, планировать промежуточные действия
для достижения цели; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль ПУУД:
построение логической цепи рассуждений, доказательство; РУУД: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей. |
|||
IX. Домашнее задание. Упражнение 3 с. 95. Выучить правило с. 94. *Упражнение 2 с.95. |
РУУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание
качества и уровня усвоения. ПУУД: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания. |
|||
X. Итог урока. – Какая была тема? |
РУУД:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание
качества и уровня усвоения. ЛУУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, способность к самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|||
XI. Рефлексия. Кому на уроке было интересно и все понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?). Завтра мы продолжим разговор на эту тему “Мягкий знак после шипящих в глаголах”. |
РУУД: выделение и осознание учащимися того, что
уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; осуществление итогового и пошагового контроля по результату; самоконтроль. . |
Уважаемые коллеги! Идея
У – узнать заимствована в интернете.
Р – развивать.
О – объяснять.
К – контролировать.