Мастер-класс "Кукла Масленица"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)

Загрузить презентацию (11 МБ)


Задачи:

Обучающие:

  • дать обзор народных традиций, праздников, обрядов;
  • показать, что народные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания сельских школьников, соединяют патриотические чувства и личными переживания; показать, какое наследство оставили нам предки.

Развивающие:

  • развивать познавательные способности учащихся;
  • коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

  • способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;
  • развивать навыки связной речи, умение слушать;
  • воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к народным традициям страны, своей семьи.

Оборудование: вата; нитки; ткань из расчёта на одного человека:

  • Белая: 1 квадрат 20 Х 20 (туловище); 2 прямоугольника 20 Х 10 (руки);
  • Цветная: 2 квадрата 20 Х 20 (сарафан), (цветной взять разную ткань, чтобы потом по цвету платья разделить на группы);
  • Красная: треугольник из квадрата 20 Х 20 (косынка).

Ход урока

I. Приветствие.

Да скажите Вы мне, да поведайте, люди добрые, Надежде Бориса дочери, как вас звать- величать по батюшке?

Представление.

Ой, вы гой еси, красны девицы. Ой, вы гой еси, добры молодцы.

Вот так на Руси здоровались и по батюшке величались.

Как вы думаете, красны девицы, о чем речь пойдет?

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?

II. И поведаю я вам, добры молодцы и красны девицы, о том, как в Нагорном селе живется.

Есть хорошая школа – будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия.

Судьба сельской школы – это судьба всего села. Недаром в народе говорят: "Село без школы – всё равно, что церковь без креста".

Духовно-нравственное воспитание и обучение для сельского жителя означает нравы, обычаи, привычки, существующие в обществе уже много лет.

Система народных традиций, обычаев становится одним из эффективных средств воспитания. Вы спросите почему? Из века в век старшее поколение передавало свой опыт младшему поколению. В каком виде передавался опыт?

Труд, по народным представлениям, является первой нравственной заповедью. Труд – это сила воли, прямодушие, гостеприимство, простота, доброта, ум и многое другое. В Библии сказано: «Кто не работает, тот не ест», «От всякого труда есть польза, а где одни разговоры, там нужда».

По окончании работ всегда был праздник, в котором и дети, и взрослые – активные участники. И тогда праздник обретает образовательную, воспитательную и развивающую направленность.

Т.к. сельская школа является социокультурным центром и объединяет сегодня семью и школу в единое воспитательное пространство, и, учитывая запросы сегодняшнего дня, я стараюсь искать новые пути приобщения воспитанников к традициям народной культуры.

Как оживить традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально – культурную связь поколений?

Один из путей – декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство не только знакомит ребенка с народным творчеством, но и внушает нравственные правила, нормы поведения.

Традиционная игровая культура и детская игра немыслима без народной игрушки. «Народные сказки и народные игрушки, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка.» (Н.Д. Бартрам)

III. Изготовление куклы.

То год быка, то год дракона,
то месяц рыб, то – скорпиона…
И взгляд, куда ты ни кидай,
Везде – Европа, да Китай.
Мы их народы уважаем,
У них учиться чему есть,
Но и о том не забываем,
Что символов своих не счесть.
Бог с ними – с овнами, весами.
Сегодня речь мы поведем
О том, что сделаем мы сами
В связи с родным календарем.
В России тьма традиций разных,
Но об одной не грех узнать:
Чтоб новый месяц, новый праздник
С особой куклою встречать!

Февраль начинается, масленицей славится.

28 февраля на Руси будем праздновать Масленицу.         

Масленица – первая закличка весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встречи весны. Целую неделю буйствует Масленица со своими блинами. Обрядовая пища – блины – символ солнца.

Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени в другое. Посредником между человеком и природой выступала кукла. Кукла масленица была в человеческий рост, её закрепляли на крестовине.

Когда была эпоха вчерашняя, делалась к празднику

Кукла – масленица домашняя.

Из ткани или соломы её мастерили

И в доме на видном месте хранили.

Сегодня мы сделаем эту домашнюю масленицу

Кукол никогда не изготавливали в молчании. Обычно читали заговор. У нас своеобразным заговором будет песня «Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Прощай, Масленица».

  1. Берем квадрат белой ткани, кладем небольшое количество ваты и формируем голову. На месте предполагаемой шеи перевязываем красной ниткой. Нитку обматываем, не завязывая.
  2. Делаем ручки. Скручиваем прямоугольники белого цвета по диагонали. Привязываем к телу, ручки вверх. Нитку обматываем, не завязывая.
  3. Из лоскута цветной ткани в мелкий рисунок, таким же образом как голову, делаем две груди. Нитку обматываем, не завязывая.
  4. Груди привязываем к туловищу.
  5. Берем треугольник из красной ткани, надеваем на голову косынку.
    Красная нитка и ткань – символ жизни

Лицо кукле не рисовали. Считалось, что она приобретает душу и может навредить. Куклы эти назывались оберегами и передавались по наследству.

Эту куклу хранили в красном углу или у входа в жилище целый год. Через год сжигали или пускали по воде. Домашняя масленица символизирует крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи, считается оберегом жилища и выполняет желания хозяев. В тот день, когда приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах.

IV. Таблица.

На группы (в зависимости от цвета платья)

Что знали? Что узнали? Где можно применить?

Востребованность традиционной куклы может быть весьма разнообразной.

Педагоги могут приобщить накопленные этнопедагогикой методы к своему педагогическому опыту

Этнографов и историков привлекает возможность дополнить уже имеющиеся факты новыми данными.

Литераторы, учителя технологии и ИЗО исследуют художественную своеобразность куклы.

Организаторы включают знания о кукле в сценарии праздников.

Психологи разработали целое направление – куклотерапия. Человек – кукла – человек.

Медицина: этнотерапия, в которой кукла занимает почетное место.

V. Итог.

Собираем всех в хоровод.

В последний прощенный день масленицы принято прощать и загадывать желания. Подумайте, что бы вы хотели пожелать. Я начну.

Чтобы в доме был достаток,
Чтобы хлеб всегда был сладок,
Чтобы рыба шла к вам в сети,
Чтоб здоровы были дети.

«Кукла – знак человека; кукла – способ познания жизни для тех, кто её создает и для тех, кто с ней общается. Кукла – это произведение искусства».

Приобщение детей к вековым традициям своего народа естественный путь их духовно – нравственного образования. Учитель, использующий систему народных традиций как инструмент духовно-нравственного образования детей, решает три важные задачи, стоящие перед каждым поколением – сохранить связь поколений, нравственные устои и духовное здоровье народа. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно, не может быть будущего.

Успехов Вам в работе!