Задачи:
Обучающие:
- дать обзор народных традиций, праздников, обрядов;
- показать, что народные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания сельских школьников, соединяют патриотические чувства и личными переживания; показать, какое наследство оставили нам предки.
Развивающие:
- развивать познавательные способности учащихся;
- коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
- способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ;
- развивать навыки связной речи, умение слушать;
- воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к народным традициям страны, своей семьи.
Оборудование: вата; нитки; ткань из расчёта на одного человека:
- Белая: 1 квадрат 20 Х 20 (туловище); 2 прямоугольника 20 Х 10 (руки);
- Цветная: 2 квадрата 20 Х 20 (сарафан), (цветной взять разную ткань, чтобы потом по цвету платья разделить на группы);
- Красная: треугольник из квадрата 20 Х 20 (косынка).
Ход урока
I. Приветствие.
Да скажите Вы мне, да поведайте, люди добрые, Надежде Бориса дочери, как вас звать- величать по батюшке?
Представление.
Ой, вы гой еси, красны девицы. Ой, вы гой еси, добры молодцы.
Вот так на Руси здоровались и по батюшке величались.
Как вы думаете, красны девицы, о чем речь пойдет?
Посмотрите на слайд. Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?
II. И поведаю я вам, добры молодцы и красны девицы, о том, как в Нагорном селе живется.
Есть хорошая школа – будет хорошее село, а значит, будет страна, будет Россия.
Судьба сельской школы – это судьба всего села. Недаром в народе говорят: "Село без школы – всё равно, что церковь без креста".
Духовно-нравственное воспитание и обучение для сельского жителя означает нравы, обычаи, привычки, существующие в обществе уже много лет.
Система народных традиций, обычаев становится одним из эффективных средств воспитания. Вы спросите почему? Из века в век старшее поколение передавало свой опыт младшему поколению. В каком виде передавался опыт?
Труд, по народным представлениям, является первой нравственной заповедью. Труд – это сила воли, прямодушие, гостеприимство, простота, доброта, ум и многое другое. В Библии сказано: «Кто не работает, тот не ест», «От всякого труда есть польза, а где одни разговоры, там нужда».
По окончании работ всегда был праздник, в котором и дети, и взрослые – активные участники. И тогда праздник обретает образовательную, воспитательную и развивающую направленность.
Т.к. сельская школа является социокультурным центром и объединяет сегодня семью и школу в единое воспитательное пространство, и, учитывая запросы сегодняшнего дня, я стараюсь искать новые пути приобщения воспитанников к традициям народной культуры.
Как оживить традиции, восстановить преемственность, трудовую и социально – культурную связь поколений?
Один из путей – декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство не только знакомит ребенка с народным творчеством, но и внушает нравственные правила, нормы поведения.
Традиционная игровая культура и детская игра немыслима без народной игрушки. «Народные сказки и народные игрушки, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка.» (Н.Д. Бартрам)
III. Изготовление куклы.
То год быка, то год дракона,
то месяц рыб, то – скорпиона…
И взгляд, куда ты ни кидай,
Везде – Европа, да Китай.
Мы их народы уважаем,
У них учиться чему есть,
Но и о том не забываем,
Что символов своих не счесть.
Бог с ними – с овнами, весами.
Сегодня речь мы поведем
О том, что сделаем мы сами
В связи с родным календарем.
В России тьма традиций разных,
Но об одной не грех узнать:
Чтоб новый месяц, новый праздник
С особой куклою встречать!
Февраль начинается, масленицей славится.
28 февраля на Руси будем праздновать Масленицу.
Масленица – первая закличка весны. Это разгульное празднество, посвященное проводам, или точнее изгнанию Зимы и встречи весны. Целую неделю буйствует Масленица со своими блинами. Обрядовая пища – блины – символ солнца.
Сжигание чучела Масленицы символизирует переход из одного времени в другое. Посредником между человеком и природой выступала кукла. Кукла масленица была в человеческий рост, её закрепляли на крестовине.
Когда была эпоха вчерашняя, делалась к празднику
Кукла – масленица домашняя.
Из ткани или соломы её мастерили
И в доме на видном месте хранили.
Сегодня мы сделаем эту домашнюю масленицу
Кукол никогда не изготавливали в молчании. Обычно читали заговор. У нас своеобразным заговором будет песня «Римский – Корсаков опера «Снегурочка», «Прощай, Масленица».
- Берем квадрат белой ткани, кладем небольшое количество ваты и формируем голову. На месте предполагаемой шеи перевязываем красной ниткой. Нитку обматываем, не завязывая.
- Делаем ручки. Скручиваем прямоугольники белого цвета по диагонали. Привязываем к телу, ручки вверх. Нитку обматываем, не завязывая.
- Из лоскута цветной ткани в мелкий рисунок, таким же образом как голову, делаем две груди. Нитку обматываем, не завязывая.
- Груди привязываем к туловищу.
- Берем треугольник из красной ткани, надеваем на голову косынку.
Красная нитка и ткань – символ жизни
Лицо кукле не рисовали. Считалось, что она приобретает душу и может навредить. Куклы эти назывались оберегами и передавались по наследству.
Эту куклу хранили в красном углу или у входа в жилище целый год. Через год сжигали или пускали по воде. Домашняя масленица символизирует крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи, считается оберегом жилища и выполняет желания хозяев. В тот день, когда приходили к теще на блины, эту куклу выставляли в окнах.
IV. Таблица.
На группы (в зависимости от цвета платья)
Что знали? Что узнали? Где можно применить?
Востребованность традиционной куклы может быть весьма разнообразной.
Педагоги могут приобщить накопленные этнопедагогикой методы к своему педагогическому опыту
Этнографов и историков привлекает возможность дополнить уже имеющиеся факты новыми данными.
Литераторы, учителя технологии и ИЗО исследуют художественную своеобразность куклы.
Организаторы включают знания о кукле в сценарии праздников.
Психологи разработали целое направление – куклотерапия. Человек – кукла – человек.
Медицина: этнотерапия, в которой кукла занимает почетное место.
V. Итог.
Собираем всех в хоровод.
В последний прощенный день масленицы принято прощать и загадывать желания. Подумайте, что бы вы хотели пожелать. Я начну.
Чтобы в доме был достаток,
Чтобы хлеб всегда был сладок,
Чтобы рыба шла к вам в сети,
Чтоб здоровы были дети.
«Кукла – знак человека; кукла – способ познания жизни для тех, кто её создает и для тех, кто с ней общается. Кукла – это произведение искусства».
Приобщение детей к вековым традициям своего народа естественный путь их духовно – нравственного образования. Учитель, использующий систему народных традиций как инструмент духовно-нравственного образования детей, решает три важные задачи, стоящие перед каждым поколением – сохранить связь поколений, нравственные устои и духовное здоровье народа. Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно, не может быть будущего.
Успехов Вам в работе!