С начала XXI века проектирование различных моделей системы школьного образования становится все более востребованным современным социумом. В сегодняшнем мире практически невозможно найти готовые рецепты, использование которых позволит школе наладить собственную эффективную систему взаимодействия с учеником, учителем, семьей и обществом в целом.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа” предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.
Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются отработка новых моделей содержания образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия различных социальных институтов.
Среди приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге выделяются развитие инновационной инфраструктуры, разработка и дальнейшая реализация кластерной политики, поддержка реализации инновационных проектов.
Рассмотрим создание образовательного кластера на примере средней общеобразовательной школы № 323 г. Санкт-Петербурга. С 2003 года педагогический коллектив начал работать над созданием такого учебного заведения, которое обеспечивало бы не только образовательные запросы населения, но и решало задачи культурно-просветительского характера, способствовало бы реализации концепции единения семьи и школы, уделяло бы особое внимание здоровью учащихся и их комфортному обучению. Так на свет появился Культурно-образовательный центр “Оккервиль”, открывший двери для всех жителей Муниципального округа № 57, включающий в себя: общеобразовательную школу, центр дополнительного образования, центр содействия развитию ребенка.
Сегодня Культурно-образовательный Центр – это единая образовательная система, работающая в рамках эксперимента по организация досуговой и образовательной деятельности детей дошкольного и школьного возраста, несовершеннолетних и молодежи, населения муниципального округа через разнообразные программы, различные формы культурологической деятельности.
Клубная деятельность Центра одна из наиболее привлекательных форм для современных детей, молодежи и взрослого населения. Работа клубов взаимосвязана между собой и является одной из приоритетных линий создания социокультурной среды района (в школе созданы и успешно функционируют пять клубов: “Патриот”, “Эколог”, “Семья”, “КВН”, “Слово”).
Результатом опытно-экспериментальной работы в целом, а также тесного взаимодействия клубов с различными социальными партнерами стала идея объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый образовательный кластер.
Таким образом, образовательный кластер (на примере данной школы) – гибкая сетевая структура, включающая группы взаимосвязанных объектов (образовательные учреждения, общественные и политические организации, научные школы, вузы, исследовательские организации, бизнес-структуры и т.д.), объединенные вокруг ядра инновационной образовательной деятельности (ОУ) для решения определенных задач и достижения конкретного результата (продукта).
Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера – маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.
Элементы образовательного кластера – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.
Школьная инфраструктура – к перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями различных сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, бизнеса и других. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства, которое характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации.
Образовательный кластер представляет собой один из способов организации школьной инфраструктуры, клубы – элементы данной инфраструктуры.
Школьный клуб – общественная неполитическая некоммерческая организация, которая создается в результате свободного волеизъявления взрослых и школьников, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей [1].
В России тема кластеров получила развитие с некоторым отставанием от развитых стран, однако, тем не менее, привлекла к себе внимание многих исследователей и экономистов. На протяжении ряда лет складывается тенденция возрастания интереса к кластерам как инструменту развития регионов. О перспективе развития кластеров было заявлено на уровне официальных документов. Например, “Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.” в качестве одного из важнейших направлений экономического развития страны предусматривает “...стимулирование в экономике спроса на инновации и результаты научных исследований, создание условий и предпосылок к формированию устойчивых научно-производственных кооперационных связей, инновационных сетей и кластеров”.
В Правительстве России кластерная политика рассматривается, как одна из 11 “ключевых инвестиционных инициатив” наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики. В настоящее время многие субъекты РФ стали разрабатывать стратегии развития, основанные на кластерах (например: Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан: Официальный портал Правительства Республики Татарстан, www.mert.tatar.ru [2])
Профессор Портер полагает, что в России много областей, которые могут сложиться в эффективные кластеры, свою задачу он видит в том, чтобы определить, “в какую нишу мировой экономики Россия может сейчас вписаться особенно производительно и эффективно”. А реализовать эти проекты позволит очевидное конкурентное преимущество нашей страны – высокий уровень образования и квалификации [3; 4].
Что такое кластер в системе образования? Вот некоторые из определений:
- Образовательный кластер
Перспективы разработки образовательных кластеров весьма серьезны, но на данном этапе эта область еще слабо изучена. Есть исследования на основе системы образования Татарстана [2; 5], работы о подходах к понятию и структуре создания кластера на основе образовательного учреждения [6], публикации о механизмах социального партнерства в системе кластера [7; 8] и ряд других работ.
География кластера | Название (область применения) кластера |
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (2007 год) | Центр инновационно-образовательного регионального кластера. |
Лицей №590 Санкт-Петербурга (2009 год) | Внутришкольный кластер первого и второго порядка. |
г. Красноярск – семь районов города | Сетевой инновационный образовательный кластер лидерских образовательных учреждений. |
Татарстан (2009 год) | Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан |
Модель образовательного кластера на примере организации клубной работы в образовательном учреждении представлена впервые.
Приведем выводы:
- Для всей экономики государства организации, объединяясь в более упорядоченную систему (кластер), являются точкой роста, к которой начинают присоединяться другие организации.
- Ключевым моментом образования кластера является рыночной механизм “выгодности” более тесного взаимодействия организаций, расположенных на одной территории. Концентрирование конкурентоспособных организаций и учреждений по территориальному принципу обусловлено образованием положительных обратных связей, когда одна или несколько наиболее перспективных структур распространяют свое положительное влияние на ближнее окружение.
- В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.
- Важными факторами, обусловливающими развитие кластера, являются его диверсифицированность и инновационность, основанная на связях кластера с научно-исследовательскими организациями.
- Принципиальное значение имеет способность объединений партнеров различных отраслей (внутри кластера) эффективно использовать внутренние ресурсы.
- Кластер играет позитивную роль в привлечении инвестиций в образовательную систему.
- Применение кластерной политики в образовании – основа инновационного развития как образовательной системы в начале, так и в дальнейшем национальной экономики.
Перечислим необходимые ресурсы для создания образовательного кластера.
Кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; творческие педагоги, готовые организовать работу школьных клубов или других объединений взрослых и детей.
Информационные ресурсы:
– информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного
кластера;
– поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами,
выполняющими функцию распространения;
– включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в
образовательный кластер в общую информационную среду района и города.
Организационные условия:
– определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей
власти, бизнес-сообщества, организации и т.д., сплоченных вокруг ядра
инновационной педагогической деятельности;
– разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность клубов и
взаимодействие всех элементов в рамках образовательного кластера;
– регулярное проведение маркетингового исследования о возможных направлениях
развития образовательного кластера.
Материально-технические условия:
Каждое образовательное учреждение имеет возможность использовать имеющуюся материально-техническую базу для реализации конкретного проекта, направления деятельности в рамках образовательного кластера. Построение образовательного кластера подразумевает, в том числе, использование материально-технических ресурсов всех партнеров.
Рассмотрим составные части образовательного кластера. Он состоит из элементов различных сред. Элементы – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.
Организация, которая представляет основной управленческий ресурс, становится ядром кластера и устанавливает систему взаимоотношений между его элементами.
Совокупность элементов:
1. Организационно-территориальная структура (кластерная плоскость) – различные среды, их объединения.
2. Ресурсная структура – это кластерная вертикаль: объединение ресурсов (кадровых, финансовых, материальных, информационных, образовательных и т.д.) в зависимости от задачи.
3. Функциональная структура – пересечение кластерной плоскости и кластерной вертикали: функция – инновационное решение задачи.
Представляемый образовательный кластер включает три кластерные плоскости.
Первая кластерная плоскость – “территория” образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, служба сопровождения)
Вторая кластерная плоскость – “территория” школьных клубов.
Третья кластерная плоскость состоит из четырех сред:
– социальной (представители власти, общественные и политические организации,
система социальных учреждений, население региона, институт семьи);
– научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные
центры);
– экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные
предприятия, предприятия торговли, сферы услуг), ресурсный потенциал);
– культурной (организации культуры, организации дополнительного образования).
Каждая среда включает в себя представителей различных организаций (социальных партнеров). В зависимости от поставленных задач количество кластерных плоскостей и сочетание элементов в них могут быть различны.
Сама по себе идеология кластеров интересна и неисчерпаема с точки зрения реализаций. Но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер – это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия.
Нами представлена универсальная модель образовательного кластера – в зависимости от количества кластерных плоскостей и элементов различных сред может быть абсолютно разное количество маршрутов. Определяющим в их формировании будет являться цель и результат такого объединения. Ядром данного кластера является ученик, его интересы, потребности, возможности.
Таким образом, успешное функционирование образовательного кластера представляет собой один из возможных путей развития современной школы. Опыт работы школы № 323 в данном направлении свидетельствует о положительных качественных и количественных изменениях, способствующих достижению требований к результатам обучения учеников, квалификационным категориям учителей, статусу школ инновационного характера.
Список литературы:
- Образовательный кластер как форма организации клубной работы в школе / Под редакцией Л.А. Флоренковой, Т.В. Щербовой: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2010.
- Проект развития образовательных кластеров в республике Татарстан: Официальный портал Правительства Республики Татарстан. www.mert.tatar.ru
- М. Портер, К. Кетелс Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики, доклад. http://xrumer.csr.ru/news/original_1324.stm
- Портер М. Конкуренция / М. Портер. СПб. – М. – Киев: “Вильямс”, 2002.
- Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли. Автореферат дисс. канд. пед. наук, Казань, 2008.
- Каменский А.М., Внутришкольный образовательный кластер, 2009.
- Корчагина, Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером / Е.А. Корчагин // Инновации в образовании. – 2007. – № 6. – С. 43–51.
- Юрьев, В.М., Чванова, М.С., Передков В.М. Университет как центр инновационно-образовательного кластера / В.М. Юрьев, М.С. Чванова, В.М. Передков // Вестник ТГУ. – 2007. – Выпуск № 5 (49). – С. 7–12.