Дидактические материалы к урокам русского языка в 8–9-х классах национальной школы

Разделы: Русский язык


Предлагаю вашему вниманию дидактические материалы к урокам русского языка в 8–9-х классах национальной школы, которые можно использовать при закреплении пройденного материала.

I. Прочитайте и расскажите, с какой любовью М.Пришвин описывает речку и лилии. Объясните постановку точки с запятой и двоеточия.

Речки черные и голубые.

В лесах я люблю речки с черной водой и желтыми цветами на берегах: в полях реки текут голубые, и цветы возле них разные. Иду тихо по берегу реки, разглядываю подводные чудеса и плавающих между зелеными растениями рыб… Блюдца лилий и нити, идущие от них в глубину, так грациозны, что представляется, будто возникли они от удара тонкого музыкального пальца по клавишам фортепьяно. С одной переходишь глазами по всей реке, и кажется тогда, что все эти подводные растения с их чудесными рыбками вышли из музыки; песенка отзвучала когда-то, а они все тут остались.

Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно.

  1. Обратите внимание: в лесах речки с черной водой, а в полях реки текут голубые. Почему? Какое прилагательное употребляет автор при описании лилий, какие еще определения можно использовать?
  2. Найдите односоставные предложения.
  3. Определите тип речи.
  4. Ответьте на вопросы: 1. Почему автор думает, что подводные растения вышли из музыки? 2. Что значит “всем открыть глаза”? О какой возможности жить прекрасно говорит М.Пришвин? 3. Расскажите, какие впечатления производят на вас летние речки и озера.
  5. Опишите родной алас, подбирая к существительным соответствующие определения и придаточные определительные. 1. Луг, покрытый густой травой и цветами. 2. Над лугом светит солнце, щебечут жаворонки, порхают трясогузки, летают стрекозы. 3. В середине луга озеро, по краям которого растет камыш. Вода на озере (какая?) 4. На лугу видны ивы и кустарники. Алас окружен лесом и полем с созревающими хлебами.

II. Прочитайте и расскажите о жаворонке – вестнике весны, опишите его внешность и повадки. Сделайте разбор текста.

Жаворонок.

Еще холодно, почти повсюду лежит снег. Мартовское солнце хоть и светит ярко, но греет слабо. Однако весна уже наступила. И доказательство этому – звонкая птичья песня, льющаяся откуда-то сверху, с неба. Певца разглядеть нелегко – солнце слепит глаза. Однако и не глядя можно сразу сказать – это жаворонок. Вот он опустился пониже, теперь его можно и увидеть.

Жаворонок невелик, окрашен неярко – коричневый с темными пестринками и крапинками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живет жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. Он прекрасно приспособился к этому: у него лапки с длинными и прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.

Если тебе случится найти гнездо жаворонка – а найти его легко: оно лишь чуть-чуть прикрыто травинками – уходи скорее, не беспокой птиц! За это следующей весной уже не один, а несколько жаворонков – весь выводок – будут охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями. (Из книги “Что такое? Кто такой?)

  1. Каковы признаки начала весны? Какую пословицу напоминает предложение “Мартовское солнце хоть и светит ярко, но греет слабо”? С помощью каких языковых средств достигается противопоставление?
  2. Как окрашен жаворонок и почему? Где он живет и как приспособился к жизни?
  3. Где устраивает гнездо эта птица? Почему? Для чего мы должны беречь жаворонков?
  4. Почему автор взволнованно обращается к читателю?
  5. Обратите внимание на форму глаголов. Что с их помощью автору удается сказать?
  6. Объясните правописание слов: повсюду, откуда-то, сверху, не глядя, пониже, чуть-чуть, приспособиться, прекрасно, прикрыть.
  7. Напишите сочинение-миниатюру “Берегите птиц”.

III. Прочитайте текст. Найдите назывные предложения. Перескажите содержание.

Белая радуга.

Август. Утро. Белый туман. Над головой просветы неба. Под ногами сырая трава. По сторонам тени шепчутся и шевелятся. Но вот все поплыло, зак..лыхалось – и просияло! Четкие дали, яркие краски. И прозрачная роса. Росинки др..жат на кончиках листьев. Струится парок над тр..пинкой. Синие лучинки проткнули чашу. Но главное чудо уже совершилось. Когда туман поднялся и таял, на миг в пр..светах повисла снежно-белая радуга на голубом небе. (По Н.Сладкову)

  1. Определите стиль и тип текста. Обоснуйте свое мнение.
  2. Как рисует автор августовское утро? Какие предложения помогают понять появление снежно-белой радуги?
  3. В каком значении употреблено выражение тени шепчутся? Как называется такое художественное средство? С какими словами сочетается данный глагол? Приведите примеры.
  4. Объясните значение глагола проткнули. Образуйте с ним 4–5 словосочетаний. В каком значении употреблен этот глагол в выделенном предложении?
  5. Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
  6. На основе данного текста напишите сочинение-миниатюру на тему “Красота осеннего леса”, используя назывные предложения.

IV. Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию восторга, восхищения, недоумения и вопроса. Укажите главные члены. Найдите определения, поставьте к ним вопросы.

О птицах.

Очень, очень я люблю птиц! Жить (в, на) нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как в..селит глаз дивн.. расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как их легкий, св..бодный п..лет поднимает дух! А волшебное искус..тво строить гнезда “без рук, без топоренка”! Изумляет меня, почему люди обращают так мало внимани.. на птиц? Ведь они лишают себя множества насл..ждений, теряют столько пр..красных радостей! (По В.Бианки)

  1. Потренируйтесь в правильном произношении слов скучно, конечно, нарочно, яичница, прачечная.
  2. Что значит “волшебное искусство строить гнезда”?
  3. Объясните значения слов искусство, искусный, искусственный. Образуйте с каждым из них по 2–3 словосочетания.
  4. Подберите к глаголу лишать 7–8 зависимых слов.

V. Прочитайте текст. Найдите определения. На какие вопросы они отвечают? Чем выражены? В чем они согласованы с определяемыми словами?

Как зимуют рыбы?

Толст.. ледян.. крышкой покрыл мороз пруды, реки, озера. В зимн.. реке сумрачно и глухо. В тишине речн.. дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят больш.. стадами, головами все в одну сторону. Еще осенью рыбы соб..раются в стада и выб..рают местечко для зимовки. Летом сом ходит в глубок.. местах, высматривает ямку поглубже. Любит он лежать в таких ямках. Днем выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит и рака, лягушку съест. Но зимой он лежит в ямке неподвижно. (По Л.Карпову).

  1. В чем смысловое различие слов ледяной и ледовый? С какими словами они сочетаются?
  2. Объясните правописание гласного в корнях выделенных слов.
  3. Подберите 5–6 синонимов к слову большой. С каждым из них составьте по 3 словосочетания.
  4. Расскажите о рыбных богатствах Лены. Какие рыбы живут в Лене? Назовите их. Опишите наиболее важные и ценные промысловые рыбы Лены – нельму, омуля или осетра. Где их больше всего добывают?
  5. Какие блюда можно изготовить из рыбы? Расскажите.

VI. Прочитайте текст. Найдите определения и укажите способы их выражения.

Королева осеннего леса – осина. Летом на простушку не обращали внимания. Листья у нее невзрачные, ствол серенький – настоящая лесная Золушка. И все она чего-то боится, все время дрожит. Но осенью Золушка-осина превращается в осл..пительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок.

Листья осинки могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-желтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, багряно-лиловыми, почти черными. (По Н.Надеждиной).

  1. Определите тип текста.
  2. Почему осину называют королевой осеннего леса? Почему ее летом сравнивают с Золушкой?
  3. Определите способы образования слов простушку, серенький, Золушку, красавицу.
  4. Объясните постановку тире в первом предложении.
  5. Дайте описание королевы-осины.

VII. Прочитайте текст. Озаглавьте каждую часть словами текста, выражающими ее основную мысль. Найдите определения, укажите способы их выражения.

Первый снег.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами и долго прислушивался. Наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер шумливый, бе..покойн.. сад.

Я открыл глаза. Бел.. и ровн.. свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стекл.. все было снежно и безмолвно. В туман.. небе стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как больш.. сер.. птица села на ветк.. клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела. А снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающ.. с елки. Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похож.. на застенчив.. невесту. (По К.Паустовскому).

  1. Определите тип данного текста.
  2. Перескажите текст от третьего лица.
  3. Почему писатель сравнивает снег со стеклянным дождем. Раскройте смысл выделенного предложения. А еще каким бывает снег? С чем еще можно его сравнить?
  4. Как вы понимаете выражение “Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”?
  5. Объясните различия в значении слов невеста – невестка. Составьте предложения.

VIII. Прочитайте текст. Подчеркните обстоятельства времени и надпишите над ними вопросы. Определите, какими частями речи они выражены.

Один ученый открыл в Инди.. дер..во со странными свойствами. Листья этого дерева сильно заряжены электричеством. При прик..сновении к ним получается электрический удар. Ученый заметил, что электрическое напряжение этого дерев.. в течен.. суток меняется несколько раз. Сильнее всего оно бывает днем, особенно в ясн.. безоблачн.. день. Слабее всего – в полночь. Этого явления не наблюдается в сыр.. прохладн.. ноч.., а также в дождлив.. день. Птицы н..когда не садятся на электрическ.. дерево. Насекомые также избегают его. (Из журнала “Вокруг света”).

  1. Объясните смысловые различия словосочетаний открыть дверь, открыть заседание, открыть свойства вещества. В каких ситуациях используются фразеологизмы открыть зеленую улицу, открыть глаза кому-нибудь, открыть сердце?
  2. Синонимами к глаголу избегать являются сторониться, чуждаться. Подберите к ним по 3–4 зависимых слова.
  3. Объясните правописание гласных в корнях слов: к..сание, к..саться, прик..саться, к..снуться, неприк..сновенность, прик..снуться. Образуйте с каждым из них по 3 словосочетания.
  4. Озаглавьте текст. Дайте подробный пересказ содержания текста.

IX. Cпишите. Подчеркните обстоятельства образа действия. Укажите, чем они выражены.

Урал.

Урал считается суровым краем. Там долго тянется зима и быстро проходит лето. Но как величествен Урал в любое время года! Высоко поднимаются горные хребты. Как тихо и таинственно в (не) проходимых лесах! Могучие сосны величественно стоят по склонам гор. А как хорошо на Урале зимой! Ослепительно сверкает снег.

Но вот наступает зима. Звонко поют птицы, ярко светит со..нце, быстро пр..буждается природа и щедро украшает луга и склоны гор цветами. Кто однажды был на Урале, тот никогда его не забудет. (Из книги “Русское слово”).

  1. В чем заключается основная мысль текста? Какую мысль вы будете доказывать? Почему Урал считают величественным краем? В каком значении употреблено слово величествен? Какими синонимами можно его заменить?
  2. Объясните различия в значении слов таинственный – тайный. Составьте с ними по 5–6 словосочетаний.
  3. Объясните смысловые различия слов горный – гористый в следующих словосочетаниях: горные вершины, горные богатства, горный житель, горный институт, гористая местность, гористый край.
  4. Последнее предложение разбейте на словосочетания и сделайте их разбор.

X. Прочитайте текст. Найдите обстоятельства образа действия, поставьте к ним вопросы. Укажите способы их выражения.

Вдруг рванул ветер, и стакой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу. Встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понесся по степи, бе..порядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее. Звезды еще больше нахмурились. И видно было, как по краю дороги сп..шили куда-то назад облака пыли и их тени. (По А.П.Чехову).

  1. Определите тип речи.
  2. Озаглавьте текст.
  3. Найдите слова, с помощью которых описывается сила ветра.
  4. Объясните значение сочетаний слов ветер рванул; встрепенувшись, рогожа рванулась. Как вы понимаете выражение звезды нахмурились? С какими еще словами может сочетаться глагол нахмуриться? Приведите 5–6 словосочетаний.
  5. В каких ситуациях используются фразеологизмы ветер в голове бродит, говорить на ветер, каким ветром занесло?