Предлагаю вашему вниманию дидактические материалы к урокам русского языка в 8–9-х классах национальной школы, которые можно использовать при закреплении пройденного материала.
I. Прочитайте и расскажите, с какой любовью М.Пришвин описывает речку и лилии. Объясните постановку точки с запятой и двоеточия.
Речки черные и голубые.
В лесах я люблю речки с черной водой и желтыми цветами на берегах: в полях реки текут голубые, и цветы возле них разные. Иду тихо по берегу реки, разглядываю подводные чудеса и плавающих между зелеными растениями рыб… Блюдца лилий и нити, идущие от них в глубину, так грациозны, что представляется, будто возникли они от удара тонкого музыкального пальца по клавишам фортепьяно. С одной переходишь глазами по всей реке, и кажется тогда, что все эти подводные растения с их чудесными рыбками вышли из музыки; песенка отзвучала когда-то, а они все тут остались.
Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно.
- Обратите внимание: в лесах речки с черной водой, а в полях реки текут голубые. Почему? Какое прилагательное употребляет автор при описании лилий, какие еще определения можно использовать?
- Найдите односоставные предложения.
- Определите тип речи.
- Ответьте на вопросы: 1. Почему автор думает, что подводные растения вышли из музыки? 2. Что значит “всем открыть глаза”? О какой возможности жить прекрасно говорит М.Пришвин? 3. Расскажите, какие впечатления производят на вас летние речки и озера.
- Опишите родной алас, подбирая к существительным соответствующие определения и придаточные определительные. 1. Луг, покрытый густой травой и цветами. 2. Над лугом светит солнце, щебечут жаворонки, порхают трясогузки, летают стрекозы. 3. В середине луга озеро, по краям которого растет камыш. Вода на озере (какая?) 4. На лугу видны ивы и кустарники. Алас окружен лесом и полем с созревающими хлебами.
II. Прочитайте и расскажите о жаворонке – вестнике весны, опишите его внешность и повадки. Сделайте разбор текста.
Жаворонок.
Еще холодно, почти повсюду лежит снег. Мартовское солнце хоть и светит ярко, но греет слабо. Однако весна уже наступила. И доказательство этому – звонкая птичья песня, льющаяся откуда-то сверху, с неба. Певца разглядеть нелегко – солнце слепит глаза. Однако и не глядя можно сразу сказать – это жаворонок. Вот он опустился пониже, теперь его можно и увидеть.
Жаворонок невелик, окрашен неярко – коричневый с темными пестринками и крапинками. Такая окраска помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю. А живет жаворонок только на земле, где находит себе пищу и устраивает гнездо. Он прекрасно приспособился к этому: у него лапки с длинными и прямыми пальцами, чтобы удобнее было ходить по траве. На деревья жаворонок не может садиться: такими пальцами сучок не обхватишь.
Если тебе случится найти гнездо жаворонка – а найти его легко: оно лишь чуть-чуть прикрыто травинками – уходи скорее, не беспокой птиц! За это следующей весной уже не один, а несколько жаворонков – весь выводок – будут охранять поля от вредителей и радовать людей своими звонкими песнями. (Из книги “Что такое? Кто такой?)
- Каковы признаки начала весны? Какую пословицу напоминает предложение “Мартовское солнце хоть и светит ярко, но греет слабо”? С помощью каких языковых средств достигается противопоставление?
- Как окрашен жаворонок и почему? Где он живет и как приспособился к жизни?
- Где устраивает гнездо эта птица? Почему? Для чего мы должны беречь жаворонков?
- Почему автор взволнованно обращается к читателю?
- Обратите внимание на форму глаголов. Что с их помощью автору удается сказать?
- Объясните правописание слов: повсюду, откуда-то, сверху, не глядя, пониже, чуть-чуть, приспособиться, прекрасно, прикрыть.
- Напишите сочинение-миниатюру “Берегите птиц”.
III. Прочитайте текст. Найдите назывные предложения. Перескажите содержание.
Белая радуга.
Август. Утро. Белый туман. Над головой просветы неба. Под ногами сырая трава. По сторонам тени шепчутся и шевелятся. Но вот все поплыло, зак..лыхалось – и просияло! Четкие дали, яркие краски. И прозрачная роса. Росинки др..жат на кончиках листьев. Струится парок над тр..пинкой. Синие лучинки проткнули чашу. Но главное чудо уже совершилось. Когда туман поднялся и таял, на миг в пр..светах повисла снежно-белая радуга на голубом небе. (По Н.Сладкову)
- Определите стиль и тип текста. Обоснуйте свое мнение.
- Как рисует автор августовское утро? Какие предложения помогают понять появление снежно-белой радуги?
- В каком значении употреблено выражение тени шепчутся? Как называется такое художественное средство? С какими словами сочетается данный глагол? Приведите примеры.
- Объясните значение глагола проткнули. Образуйте с ним 4–5 словосочетаний. В каком значении употреблен этот глагол в выделенном предложении?
- Сделайте синтаксический разбор последнего предложения.
- На основе данного текста напишите сочинение-миниатюру на тему “Красота осеннего леса”, используя назывные предложения.
IV. Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию восторга, восхищения, недоумения и вопроса. Укажите главные члены. Найдите определения, поставьте к ним вопросы.
О птицах.
Очень, очень я люблю птиц! Жить (в, на) нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как в..селит глаз дивн.. расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как их легкий, св..бодный п..лет поднимает дух! А волшебное искус..тво строить гнезда “без рук, без топоренка”! Изумляет меня, почему люди обращают так мало внимани.. на птиц? Ведь они лишают себя множества насл..ждений, теряют столько пр..красных радостей! (По В.Бианки)
- Потренируйтесь в правильном произношении слов скучно, конечно, нарочно, яичница, прачечная.
- Что значит “волшебное искусство строить гнезда”?
- Объясните значения слов искусство, искусный, искусственный. Образуйте с каждым из них по 2–3 словосочетания.
- Подберите к глаголу лишать 7–8 зависимых слов.
V. Прочитайте текст. Найдите определения. На какие вопросы они отвечают? Чем выражены? В чем они согласованы с определяемыми словами?
Как зимуют рыбы?
Толст.. ледян.. крышкой покрыл мороз пруды, реки, озера. В зимн.. реке сумрачно и глухо. В тишине речн.. дна неподвижно стоят рыбы. Они стоят больш.. стадами, головами все в одну сторону. Еще осенью рыбы соб..раются в стада и выб..рают местечко для зимовки. Летом сом ходит в глубок.. местах, высматривает ямку поглубже. Любит он лежать в таких ямках. Днем выспится, а ночью выходит на охоту: рыбку схватит и рака, лягушку съест. Но зимой он лежит в ямке неподвижно. (По Л.Карпову).
- В чем смысловое различие слов ледяной и ледовый? С какими словами они сочетаются?
- Объясните правописание гласного в корнях выделенных слов.
- Подберите 5–6 синонимов к слову большой. С каждым из них составьте по 3 словосочетания.
- Расскажите о рыбных богатствах Лены. Какие рыбы живут в Лене? Назовите их. Опишите наиболее важные и ценные промысловые рыбы Лены – нельму, омуля или осетра. Где их больше всего добывают?
- Какие блюда можно изготовить из рыбы? Расскажите.
VI. Прочитайте текст. Найдите определения и укажите способы их выражения.
Королева осеннего леса – осина. Летом на простушку не обращали внимания. Листья у нее невзрачные, ствол серенький – настоящая лесная Золушка. И все она чего-то боится, все время дрожит. Но осенью Золушка-осина превращается в осл..пительную красавицу. Ни одно дерево не знает такого разнообразия осенних красок.
Листья осинки могут быть зеленовато-розовыми с перламутровым переливом, лимонно-желтыми, малиновыми, пурпурными, огненно-красными, багряно-лиловыми, почти черными. (По Н.Надеждиной).
- Определите тип текста.
- Почему осину называют королевой осеннего леса? Почему ее летом сравнивают с Золушкой?
- Определите способы образования слов простушку, серенький, Золушку, красавицу.
- Объясните постановку тире в первом предложении.
- Дайте описание королевы-осины.
VII. Прочитайте текст. Озаглавьте каждую часть словами текста, выражающими ее основную мысль. Найдите определения, укажите способы их выражения.
Первый снег.
Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что оглох во сне. Я лежал с закрытыми глазами и долго прислушивался. Наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мертвой”. Умер дождь, умер шумливый, бе..покойн.. сад.
Я открыл глаза. Бел.. и ровн.. свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стекл.. все было снежно и безмолвно. В туман.. небе стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как больш.. сер.. птица села на ветк.. клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела. А снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающ.. с елки. Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похож.. на застенчив.. невесту. (По К.Паустовскому).
- Определите тип данного текста.
- Перескажите текст от третьего лица.
- Почему писатель сравнивает снег со стеклянным дождем. Раскройте смысл выделенного предложения. А еще каким бывает снег? С чем еще можно его сравнить?
- Как вы понимаете выражение “Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту”?
- Объясните различия в значении слов невеста – невестка. Составьте предложения.
VIII. Прочитайте текст. Подчеркните обстоятельства времени и надпишите над ними вопросы. Определите, какими частями речи они выражены.
Один ученый открыл в Инди.. дер..во со странными свойствами. Листья этого дерева сильно заряжены электричеством. При прик..сновении к ним получается электрический удар. Ученый заметил, что электрическое напряжение этого дерев.. в течен.. суток меняется несколько раз. Сильнее всего оно бывает днем, особенно в ясн.. безоблачн.. день. Слабее всего – в полночь. Этого явления не наблюдается в сыр.. прохладн.. ноч.., а также в дождлив.. день. Птицы н..когда не садятся на электрическ.. дерево. Насекомые также избегают его. (Из журнала “Вокруг света”).
- Объясните смысловые различия словосочетаний открыть дверь, открыть заседание, открыть свойства вещества. В каких ситуациях используются фразеологизмы открыть зеленую улицу, открыть глаза кому-нибудь, открыть сердце?
- Синонимами к глаголу избегать являются сторониться, чуждаться. Подберите к ним по 3–4 зависимых слова.
- Объясните правописание гласных в корнях слов: к..сание, к..саться, прик..саться, к..снуться, неприк..сновенность, прик..снуться. Образуйте с каждым из них по 3 словосочетания.
- Озаглавьте текст. Дайте подробный пересказ содержания текста.
IX. Cпишите. Подчеркните обстоятельства образа действия. Укажите, чем они выражены.
Урал.
Урал считается суровым краем. Там долго тянется зима и быстро проходит лето. Но как величествен Урал в любое время года! Высоко поднимаются горные хребты. Как тихо и таинственно в (не) проходимых лесах! Могучие сосны величественно стоят по склонам гор. А как хорошо на Урале зимой! Ослепительно сверкает снег.
Но вот наступает зима. Звонко поют птицы, ярко светит со..нце, быстро пр..буждается природа и щедро украшает луга и склоны гор цветами. Кто однажды был на Урале, тот никогда его не забудет. (Из книги “Русское слово”).
- В чем заключается основная мысль текста? Какую мысль вы будете доказывать? Почему Урал считают величественным краем? В каком значении употреблено слово величествен? Какими синонимами можно его заменить?
- Объясните различия в значении слов таинственный – тайный. Составьте с ними по 5–6 словосочетаний.
- Объясните смысловые различия слов горный – гористый в следующих словосочетаниях: горные вершины, горные богатства, горный житель, горный институт, гористая местность, гористый край.
- Последнее предложение разбейте на словосочетания и сделайте их разбор.
X. Прочитайте текст. Найдите обстоятельства образа действия, поставьте к ним вопросы. Укажите способы их выражения.
Вдруг рванул ветер, и стакой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу. Встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понесся по степи, бе..порядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее. Звезды еще больше нахмурились. И видно было, как по краю дороги сп..шили куда-то назад облака пыли и их тени. (По А.П.Чехову).
- Определите тип речи.
- Озаглавьте текст.
- Найдите слова, с помощью которых описывается сила ветра.
- Объясните значение сочетаний слов ветер рванул; встрепенувшись, рогожа рванулась. Как вы понимаете выражение звезды нахмурились? С какими еще словами может сочетаться глагол нахмуриться? Приведите 5–6 словосочетаний.
- В каких ситуациях используются фразеологизмы ветер в голове бродит, говорить на ветер, каким ветром занесло?