Цель урока. По окончанию изучения темы учащиеся должны:
а) знать:
– способы оповещения о землетрясении и правила безопасного поведения;
– основные мероприятия по защите населения от землетрясений и их последствия;
б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от землетрясений;
в) иметь представление о последствиях землетрясений.
Учебные вопросы.
- Общие сведения о землетрясениях.
- Как подготовиться к землетрясению.
- Как действовать во время землетрясения.
- Как действовать после землетрясения.
Ход урока
1. Землетрясение – это подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней мантии Земли и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний.
Причиной землетрясения обычно бывает сдвиг скальных пород земной коры, разлом, вдоль которого один скальный массив с огромной силой трется о другой. При этом гигантская энергия вызывает колебания в скальных породах, которые могут распространяться на десятки и сотни километров во все стороны. С расстоянием их сила убывает.
Сейсмически активные районы:
– Тихоокеанский пояс – охватывает кольцом берега Тихого океана. Здесь
происходит до 80% всех землетрясений.
– Средиземноморский (Трансазиатский) пояс – простирается через юг Евразии
от Пиренейского полуострова на запад до малайского архипелага на востоке. В зоне
этого пояса происходит до 15% всех землетрясений.
– Пояса: Арктический, западной части Индийского океана и Восточно-Африканский.
В этих зонах происходит до 5% всех землетрясений
– Сейсмически опасные районы России – Кавказ, Алтай, горы Восточной
Сибири и Дальнего Востока, Командорские и Курильские острова, о. Сахалин.
Оценка землетрясения: (по шкале Рихтера от 1 до 9 баллов); (по шкале Меркали от 1 до 12 баллов).
Последствия землетрясений:
– опасные геологические явления;
– цунами, сейши, наводнения;
– паника, травмирование и гибель людей;
– повреждение и разрушение зданий, пожары;
– выбросы, транспортные аварии;
– нарушение систем жизнеобеспечения
2. – Заранее составить план действий, договориться о месте сбора
членов семьи после землетрясения, составить список необходимых номеров
телефонов;
– знать где и как отключить электричество, газ, воду в квартире;
– заранее подготовить самые необходимые вещи;
– мебель разместить так, чтобы она не могла упасть на спальные места, шкафы,
этажерки, стеллажи прочно прикрепить к стенам, к полу;
– не загромождать вещами вход в квартиру;
– заранее определить наиболее безопасные места в квартире.
3. При заблаговременном оповещении о землетрясении:
– включить телевизор, радио, прослушайте сообщения и рекомендации;
– закрепите мебель, тяжелые вещи переместите на пол;
– выключите газ, воду и электричество, погасите огонь в печах;
– возьмите необходимые вещи и документы;
– следуйте в сборный эвакуационный пункт.
При внезапном землетрясении если вы оказались:
На улице: – отойдите на открытое место, не бегайте, не кричите;
– передвигайтесь используя свободное пространство;
– следите за опасными предметами которые могут оказаться на земле;
– найдите штаб спасательных работ и зарегистрируйтесь.
В школе или дома:
– спрячьтесь под партой или в безопасном месте;
– не выбегайте на балкон;
– не зажигайте огонь;
– откройте дверь и встаньте в дверном проеме капитальных стен;
– держитесь подальше от окон.
4. Правила безопасного поведения после землетрясения:
– сохраняйте спокойствие;
– не зажигайте огня;
– после землетрясения не заходить в пока его не осмотрят специалисты;
– избегайте мест, где видны оборванные провода;
– серьезно пострадавших людей лучше не трогать, постарайтесь найти спасателей
или медиков
Заключение. Повторите основные моменты и проверьте, как понята тема. Помните! Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям.
Домашнее задание. Раздел 1, глава 2, задания 1, 2, 3.
Практические задания. Определите в школе и дома места, наиболее безопасные при землетрясении. Составьте план опасных и безопасных мест в вашей квартире. Разработайте план вашего поведения, если землетрясение произошло днем, когда родители были на работе, а вы дома.
Литература.
- В.Н. Латчук, В.В. Марков “Учебник ОБЖ 7-ой класс”.
- В.Н. Латчук, В.В. Марков “Методическое пособие по ОБЖ”.
- Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий “Защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера”, Москва 1998.