Цель урока: продолжить изучение клеточного уровня организации жизни; углубить знания о строении и выполняемых функциях органоидов эукариотической и прокариотической клеток; познакомить учащихся с основными направлениями развития прикладной цитологии.
Задачи урока.
Образовательные:
- обобщить и закрепить знания учащихся о строении и функциях основных частей клетки;
- определить их взаимосвязь;
- рассмотреть особенности строения эукариотических и прокариотических клеток;
- выявить особенности строения клеток растений, грибов, животных.
Развивающие:
- развить у учащихся умение анализировать и систематизировать изучаемый материал, делать выводы;
- работать с дополнительными источниками информации;
- грамотно излагать материал.
Воспитательные:
- побуждать учащихся к приобретению новых знаний;
- прививать культуру умственного труда и формировать ощущение радости от решения интеллектуальных задач;
- создать условия для воспитания и развития культуры общения, коммуникативных качеств личности, чувства ответственности за результаты своего труда.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией по теме урока, таблицы по клонированию растений и животных.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя: “Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим урок обобщения знаний по теме “Структура и функции клетки”.
Цели урока:
1) Обобщить и углубить знания:
- об этапах становления клеточной теории
- о современных методах цитологии
- о строении и функциях основных частей клетки
2) Охарактеризовать особенности строения эукариотической и прокариотической клеток.
3) Рассмотреть основные направления развития прикладной цитологии.
Настоящий урок пройдет в форме конференции “Цитология: вчера, сегодня, завтра…” на которой будут рассмотрены три вопроса:
- История изучения клетки.
- Клеточные структуры и их функции.
- Развитие прикладной цитологии.
Желаю успехов участникам конференции.
II. Выступления участников экспертных групп.
1. Выступление группы историков.
а) Этапы становления цитологии.
1) Создание микроскопа Антони ван Левенгуком.
2) Введение в науку термина клетка (Р.Гук - 1665 г.).
3) Появление и развитие клеточной теории (работы Т. Шванна, М.Шлейдена, Р. Вирхова).
4) Создание электронного микроскопа.
5) Основные положения современной клеточной теории:
- Клетка - элементарная живая система, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организма. Вне клетки жизни нет.
- Новые клетки возникают только путем деления ранее существовавших клеток.
- Клетки всех организмов сходны по строению и химическому составу.
- Рост и развитие многоклеточного организма - следствие роста и размножения одной или нескольких исходных клеток.
- Клеточное строение организмов - свидетельство то, что все живое имеет единое происхождение
б) Современные методы изучения клеточных структур.
1) Метод дифференциального центрифугирования.
2) Метод меченых атомов.
3) Флуоресцентная микроскопия.
4) Метод рентгеноструктурного анализа.
2. Выступление экспертной группы по вопросам изучения строения клеточных структур и их функций.
а) Типы клеточной организации.
б) Структура и функции цитоплазмы.
в) Мембранные органеллы клетки.
Рассматриваются строение и функции плазматической мембраны, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи, лизосом, вакуолей, митохондрий, пластид, ядра эукариотической клетки.
г) Немембранные органеллы клетки.
Рассматриваются строение и функции рибосом, цитоскелета, клеточного центра, органоидов движения.
д) Строение прокариотической клетки.
е) Особенности строения клеток растений, грибов. животных.
З. Выступление экспертной группы по вопросам развития прикладной цитологии.
а) Современные аспекты микробиологии
1) Бактерии – это рекордсмены клеточного деления!
2) Микробы съедобны?!
3) “Жаркое по-домашнему” из микробов.
4) Микробы против вредителей.
5) Чистая вода благодаря работе микробов.
6) Биогаз спасает тропические леса.
б) Канцерогенез. Молекулярно-клеточные основы.
в) Биотехнология. Перспективы развития.
1) Новые растения из пробирки.
2) Клеточная инженерия. Клонирование.
III. Подведение итогов конференции.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
1. Повторение главы 2, п. 7-10. (Беляев Д.К., Общая биология. - М.: Просвещение, 2011.)
2. Подготовить сообщения на тему:
а) Стволовые клетки. Перспектив использования.
б) Генномодифицированные продукты.
VI. Список используемой литературы.
1. Беляев Д.К. общая биология. - М: Просвещение; 2006.
2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г. Сонин Н.И., Общая биология. - М.:Дрофа, 2000.
3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 т. - М.: Мир, 2001.
4. Реннеберг Р., Реннеберг И. От пекарни до биофабрики. - М.: Мир, 1991.
5. Пименова И.Н., Пименов А.В. Лекции по общей биологии. - Саратов: Лицей, 2003.
6. Абелев Г.И. Канцерогенез. Молекулярно-клеточные основы//Биология в школе. – 2000. - № 6.
7. Васильев Ю.М. Социальное поведение нормальных клеток и антисоциальное поведение опухолевых клеток// Соровский образовательный журнал. 1997. - №4.
8. Новикова Т.А. Генная инженерия бактерий // Биология в школе. - 2004. - №1.
9. Белоконева О.С. Праматерь всех клеток // Биология в школе, 2002. - №8.