Цель: повторить алгоритмы решения основных видов алгебраических уравнений, закрепить их применение в решении уравнений; развивать внимание, умения анализировать и сравнивать, делать выводы; воспитывать настойчивость, аккуратность, проводить самооценку.
Оборудование: плакаты с формулами уравнений и алгоритмами их решения, индивидуальные карточки для самостоятельной работы.
Литература:
- Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. «Алгебра и математический анализ» 10 класс. Москва «Просвещение» 2008 г
- Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. «Уравнения и неравенства» Москва. «Дрофа» 2005
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин)
Учитель сообщает тему и цель урока и предлагает учащимся сформулировать задачи урока
II. Повторение и развитие (12 мин)
1) Повторение видов уравнений и алгоритмов их решения
При подготовке к уроку учащиеся, работая в парах, сформулировали алгоритмы решения основных видов уравнений, которые они демонстрировали на доске с комментариями:
Общее алгебраическое уравнение
an nn + ...+a0=0, an ≠ 0
Алгоритмы решения:
- Найти все делители a0, an, a0/an; а0, аn ≠0
- Из данных чисел отобрать те, которые удовлетворяют решению уравнения с использованием теоремы Безу: Р(х)= (х-а1)*...*Q(х)=0.
Или
- Найти все делители a0, an, a0/an; а0, аn ≠ 0
- Из данных чисел отобрать корни данного уравнения.
- Применить схему Горнера:
аn | аn-1 | ... | а0 | |
α | вn | вn-1 =аn-1+ α вn | ... | 0 |
Симметрическое уравнение ax4+bx3=cx2+bx+a=0, a≠ 0
Алгоритмы решения:
1. х=0 – не корень уравнения.
2. Разделить Р(х)=0 на x2≠ 0; ax2+ a/x2+bx+b/x+c=0
4 x+ 1/x=t, at2+bt+c-2a=0
5 x2-xt1+1=0 и x2-xt2+1=0
Уравнения, содержащие знак модуля.
/f(x)/=/g(x)/ /f(x)/=g(x)
Алгоритмы решения:
1. f(x)= g(x) и f(x)= – g(x) | 1. f(x)= g(x) и -f(x)= g(x) |
2. .Объединение решений и есть корни уравнения | 2. Отобрать из полученных решений те, при которых g(x)³0 |
Или
Алгоритмы решения (общий):
- Критические точки
- Область допустимых значений переменной на промежутках, на каждом их которых выражения, стоящие под знаком модуля, сохраняют знак.
- Решить уравнения без знака модуля на каждом из найденных промежутков.
- Совокупность решений указанных промежутков составляет все решения уравнения.
2) Индивидуально-фронтальная работа
Один человек на обратной стороне доски, а остальные на индивидуальных карточках, определяют виды уравнений:
x2+/x-2/-10=0;
x4+x3-4x2+x+1=0;
x5+x3-x2+4x=4;
6x4+15x3+18x2+15x+3!=0
6x4+13x3-6x2-5x+2=0 (Самопроверка).
III. Решение уравнений (12 мин)
Каждый учащийся в паре подготовил уравнение определенного вида и решил его по соответствующему алгоритму. Пары обмениваются уравнениями, и один из них решает его у доски, а другой– за партой:
4x4+8x3-x2-8x-3=0;
x4+4x3-x2-16x-12=0;
5x4-36x3+62x2-36x+5=0/x+5/=/10+x/
/x-3/+2/x+1/=4
6x4-13x3+12x2-13x+6=0x3+2x2-14x-3=0
x3+4x2+4x+1=0
(Взаимопроверка)
IV. Самостоятельная дифференцированная работа (15 мин)
Каждый учащийся получает индивидуальную карточку с заданиями:
1) определить вид уравнения;
2) разделить многочлен на многочлен;
3) решить уравнение определенного вида по соответствующему алгоритму.
Например :
1) Определить вид уравнения
10x4 -27x3 -110x2-27x+10=02) разделить многочлен на многочлен
2x4-3x3-2x2+3x-5 на 2x2– x+13) решить уравнение определенного вида по соответствующему алгоритму
/ x-1/+/ x-3/+/ x-3/=0
V. Итог (2 мин)
Каждый учащийся продолжает фразы: Я знаю...; Я умею..., исходя из индивидуальных знаний, умений и навыков, полученных при изучении данного материала.