Образовательные цели урока:
- Формирование представлений о написании не с причастиями.
- Составление алгоритма написания не с разными частями речи: с прилагательными, с существительными.
- Совершенствование орфографической зоркости
- Закрепление раннее изученных орфограмм.
Развивающие цели урока: формирование развития приемов умственной деятельности при повторении, закреплении знаний и выделение обобщающего материала.
Воспитательные цели: воспитывать внимание и волю, стремление быть требовательным к себе.
Оборудование: карточки с индивидуальным заданием, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сообщение темы и целей урока.
- Положительный психологический настрой на работу (импровизация).
2. Повторение.
а) Несколько учащихся получают карточки с индивидуальным заданием.
Карточка № 1.
Вставь пропущенные буквы, выдели морфемы в причастиях.
К…лышущ…ся ветви, прос…нный песок, разрастающ…ся кустарник , стро...щийся дворец, в…спламеняющ…ся вещество,к св…тящ…ся лампе, созр…вающ…ся к…лось, расст…лавшийся туман.
Карточка № 2.
Нескош…(нн,н)ый луг, заплете(н,нн)ая коса, книга прочит…(нн,н)а, призы завоев…(нн,н)ы, застекле(нн,н)ая терраса, зажж …(н,нн)ый костер,все были пораж…(нн,н)ы, устремле(нн,н)ый в высь, выстро…(нн,н)ая школа.
Карточка № 3.
Вставь буквы, выдели суффиксы.
Ув…дающий, пож…лтевший, прол…тающий, зеленее…щий, растворе(нн,н)ый, ст…ящий, освеже(нн,н)ый, с..неющий, нах…дящийся, поставле(нн,н)ый, бл..стящий, покраше(нн,н)ый, оправда(нн,н)ый, с…же(нн,н)ый.
б) Класс выполняет задание с интерактивной доски.
Игра “ Четвертый лишний” (найти лишнее слово, объяснить.)
- Решивший, сложившийся, раскрывший, учитывающий
- Украшенный, задержан, сорванный, засеянная.
- Летящий, колющий, слышимый ,клеивший.
в) Класс выполняет задание с интерактивной доски.
(Учащиеся по цепочке выходят к доске, комментируют условие выбора написания.)
(н..)чего (не) забудь; (н..)чем удивить;. (не)терпит (не)правды; (н..) в чем (не)участвовал; (н..) в чем сомневаться;(не) пр…следовал (не)приятеля; говорил (не)правду, а ложь; говорил (не) правду; (не) широкая, а узкая река; (не) широкая, но рыбная река.
– Кто справится с заданием быстрее, составьте предложение с одним из словосочетаний.
Делается вывод учащимися о написании не с различными частями речи.
г) Синтаксическая пятиминутка.
П…триотизм нач…нается с самого пр..стого с дерева р…тущего возле дома с переулочка (з,с)бегающего вниз к речке с зап…ха антоновских яблок или ст…пной полын… .
– Кто справится быстро с заданием, разберите причастие по составу.
Патриотизм начинается с самого простого: с дерева растущего возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или степной полыни.
Дети вставляют букву, расставляют недостающие пунктуационные знаки, объясняют, делают разбор предложения, дают характеристику предложению.
3. Объяснение нового материала.
а) Таблица на интерактивной доске.
Не с причастиями.
Слитно | Раздельно |
1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных
слов. Несделанное задание. |
1. Если причастие имеет при себе зависимые слова. Не сделанное мною задание. |
2. Если причастие без не не
употребляется. Ненавидевший ложь. |
2. Когда не входит в состав усилительных
отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не Отнюдь не решенная задача. 3. Когда есть
противопоставление. 4. С краткими причастиями. |
б) Анализ материала по учебнику.
4. Физкультминутка.
– Напишем правым логтем НЕ, а теперь левым.
– Напишем головой слово причастие.
– Написали правой ступней НЕ, потом левой
5. Закрепление.
а) Появляется запись на интерактивной доске.
(не) исправленная вовремя ошибка;
(не) вспаханное поле;
роман (не) дописан;
(не) приятель не обнаружен;
Задача (не)решенная, а только начатая;
ошибка (не) отмечена;
(не) написанное сочинение
Учащиеся записывают слитное написание слева, раздельное – справа.
У доски двигают вправо и влево.
б) Перестроить данные ниже словосочетания, чтобы не стало частицей.
Ненапечатанный листок, незасеянные поля, невыполненное поручение, нерассказанная легенда.
в) Упражнение по учебнику. (Взаимопроверка в парах.)
6. Домашнее задание:
Составить небольшой текст на тему:
“Какие черты характера человека вам не нравятся?”, используя написание не с
причастиями.
7. Итог урока: Пояснение на экране.
- Все понял, могу помочь (хлопать в ладоши).
- Понял, но нужно закрепить дома (кивать головой).
- Нужна помощь (молчание).
Ребята, по моей команде выполняем то действие, которое разъясняет, насколько вы усвоили материал.
– Чем вам запомнился урок?