Урок изучения нового материала в 7-м классе "Не с причастиями"

Разделы: Русский язык


Образовательные цели урока:

  • Формирование представлений о написании не с причастиями.
  • Составление алгоритма написания не с разными частями речи: с прилагательными, с существительными.
  • Совершенствование орфографической зоркости
  • Закрепление раннее изученных орфограмм.

Развивающие цели урока: формирование развития приемов умственной деятельности при повторении, закреплении знаний и выделение обобщающего материала.

Воспитательные цели: воспитывать внимание и волю, стремление быть требовательным к себе.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

  • Сообщение темы и целей урока.
  • Положительный психологический настрой на работу (импровизация).

2. Повторение.

а) Несколько учащихся получают карточки с индивидуальным заданием.

Карточка № 1.

Вставь пропущенные буквы, выдели морфемы в причастиях.

К…лышущ…ся ветви, прос…нный песок, разрастающ…ся кустарник , стро...щийся дворец, в…спламеняющ…ся вещество,к св…тящ…ся лампе, созр…вающ…ся к…лось, расст…лавшийся туман.

Карточка № 2.

Нескош…(нн,н)ый луг, заплете(н,нн)ая коса, книга прочит…(нн,н)а, призы завоев…(нн,н)ы, застекле(нн,н)ая терраса, зажж …(н,нн)ый костер,все были пораж…(нн,н)ы, устремле(нн,н)ый в высь, выстро…(нн,н)ая школа.

Карточка № 3.

Вставь буквы, выдели суффиксы.

Ув…дающий, пож…лтевший, прол…тающий, зеленее…щий, растворе(нн,н)ый, ст…ящий, освеже(нн,н)ый, с..неющий, нах…дящийся, поставле(нн,н)ый, бл..стящий, покраше(нн,н)ый, оправда(нн,н)ый, с…же(нн,н)ый.

б) Класс выполняет задание с интерактивной доски.

Игра “ Четвертый лишний” (найти лишнее слово, объяснить.)

  • Решивший, сложившийся, раскрывший, учитывающий
  • Украшенный, задержан, сорванный, засеянная.
  • Летящий, колющий, слышимый ,клеивший.

в) Класс выполняет задание с интерактивной доски.

(Учащиеся по цепочке выходят к доске, комментируют условие выбора написания.)

(н..)чего (не) забудь; (н..)чем удивить;. (не)терпит (не)правды; (н..) в чем (не)участвовал; (н..) в чем сомневаться;(не) пр…следовал (не)приятеля; говорил (не)правду, а ложь; говорил (не) правду; (не) широкая, а узкая река; (не) широкая, но рыбная река.

– Кто справится с заданием быстрее, составьте предложение с одним из словосочетаний.

Делается вывод учащимися о написании не с различными частями речи.

г) Синтаксическая пятиминутка.

П…триотизм нач…нается с самого пр..стого с дерева р…тущего возле дома с переулочка (з,с)бегающего вниз к речке с зап…ха антоновских яблок или ст…пной полын… .

– Кто справится быстро с заданием, разберите причастие по составу.

Патриотизм начинается с самого простого: с дерева растущего возле дома, с переулочка, сбегающего вниз к речке, с запаха антоновских яблок или степной полыни.

Дети вставляют букву, расставляют недостающие пунктуационные знаки, объясняют, делают разбор предложения, дают характеристику предложению.

3. Объяснение нового материала.

а) Таблица на интерактивной доске.

Не с причастиями.

Слитно Раздельно
1. С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов.
Несделанное задание.
1. Если причастие имеет при себе зависимые слова.
Не сделанное мною задание.
2. Если причастие без не не употребляется.
Ненавидевший ложь.
2. Когда не входит в состав усилительных отрицаний:
далеко не, отнюдь не, вовсе не
Отнюдь не решенная задача.

3. Когда есть противопоставление.
Не написанная, а напечатанная работа.

4. С краткими причастиями.
Не прочитана.

б) Анализ материала по учебнику.

4. Физкультминутка.

– Напишем правым логтем НЕ, а теперь левым.

– Напишем головой слово причастие.

– Написали правой ступней НЕ, потом левой

5. Закрепление.

а) Появляется запись на интерактивной доске.

(не) исправленная вовремя ошибка;
(не) вспаханное поле;
роман (не) дописан;
(не) приятель не обнаружен;
Задача (не)решенная, а только начатая;
ошибка (не) отмечена;
(не) написанное сочинение

Учащиеся записывают слитное написание слева, раздельное – справа.

У доски двигают вправо и влево.

б) Перестроить данные ниже словосочетания, чтобы не стало частицей.

Ненапечатанный листок, незасеянные поля, невыполненное поручение, нерассказанная легенда.

в) Упражнение по учебнику. (Взаимопроверка в парах.)

6. Домашнее задание:

Составить небольшой текст на тему:
“Какие черты характера человека вам не нравятся?”, используя написание не с причастиями.

7. Итог урока: Пояснение на экране.

  • Все понял, могу помочь (хлопать в ладоши).
  • Понял, но нужно закрепить дома (кивать головой).
  • Нужна помощь (молчание).

Ребята, по моей команде выполняем то действие, которое разъясняет, насколько вы усвоили материал.

– Чем вам запомнился урок?