Оборудование:
- Произведение Чуковского К.И. “Доктор Айболит”.
- Иллюстрация доктора Айболита.
- Телеграмма.
- Солнышко с облаками.
- Иллюстрации с изображением леса, моря, гор, зверей, сигнальные карточки.
- Математические кораблики.
- Фрукты
Цели и задачи урока:
- Закрепить знания учащихся с приемами вычислений числа 3.
- Развивать умения устного счета.
- Развивать логическое мышление, память, речь.
- Способность производить анализ вычислений в рамках десятка.
- Формировать положительное эмоциональное отношение к математическим вычислениям.
- Развивать межпредметные связи.
- Прививать чувство любви к животным.
- Развивать чувство дружбы и взаимопомощи.
План урока.
1 этап. Организационный момент.
1) Проверка готовности к уроку.
2) Сообщение темы урока и постановка цели.
2 этап. Основной этап урока.
1) Устный счет.
2) Решение текстовых задач.
3) Самостоятельная работа в тетрадях.
3 этап. Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку:
– Сейчас, ребята, у нас урок математики. Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. На парте должны лежать учебник математики, рабочая тетрадь, пенал, математические кораблики.
2. Сообщение темы урока и постановка цели.
“Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок, и паучок, и медведица.
Всех излечит, исцелит,
Добрый доктор Айболит”. (Презентация) (Рис.1)
– А кто автор сказки про доктора Айболита (Рис.2)?
(К.И.Чуковский)
Стук в дверь.
– Ребята, кто-то к нам стучится.
Открываю дверь.
Заходит почтальон с телеграммой в руках.
– Здесь находится 1-а класс?
(Да!)
– У вас гостит доктор Айболит?
(Да!)
– Я принес для него телеграмму.
(Хорошо читающий ученик ее читает.)
Приезжайте, доктор, в Африку скорей
И спасите, доктор, наших малышей.
– Ребята, а вы хотите помочь доктору спасти зверей?
(Хотим!)
– Тогда давайте отправимся вместе с ним. В пути могут возникнуть препятствия. А мы дружная команда?
(Да!)
Значит, помогая друг другу, справимся с любыми трудностями.
– Согласны?
– Итак, ребята, мы отправляемся в путь.
Основной этап.
Устный счет.
-Как вы думаете, ехать лучше в ясную погоду или в пасмурную?
(Ехать лучше в ясную погоду)
– Посмотрите на доску.
– Облака закрыли солнышко (Рис.3). Для того, чтобы их разогнать, надо выполнить несколько заданий.
1. Игра “Молчанка”.
“Разгони облака”. На другой стороне облаков выражения на +3 – 3
Я показываю облачко с записанными на нем выражениями, а вы мне ответ.
(4 + 3, 5 – 3, 1 + 3, 3 – 3, 2 + 3 и т.д.)
2. Решение задач в стихах.
а) К серой цапле на урок
Прилетело 7 сорок,
А из них лишь 3 сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей-сорок прилетело на урок?
(Прилетело 4 сороки-лодыря, т.к. 7 – 3 = 4)
б) Две пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Тут еще 3 прибежало.
Сколько вместе кошек стало?
(Стало 5 кошечек, т.к. 2 + 3 = 5)
в) Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
(3 дочки, т.к 6 – 3 = 3)
г) Девять бегемотиков
схватились за животики,
У них, у бегемотиков
животики болят.
И лишь на трое меньше болеет акулят.
У скольких акулят животики болят?
(У шести акулят болят животики, т.к. 9 – 3 = 6)
Вот мы и разогнали все облака.
Теперь нам светит яркое солнышко, и мы можем смело отправиться в путь (Рис.4).
На пути у нас преграда – дремучий лес (Рис.5).
– Ребята, скажите, какие животные обитают в лесу?
(Медведи, волки, зайцы…)
– Как мы их называем?
(Это дикие животные.)
Ф/м
У медведя дом большой,
А у зайки маленький.
Наш медведь пошел домой,
А за ним и заинька.
(Сели на свои места.)
Работа с учебником.
– Ребята, чтобы выбраться из леса, нужно открыть учебники на стр.25 и выполнить задание.
(Выполнение заданий на 25 стр.)
Но вот перед нами море. (Рис. 6)
Бушует, шумит на просторе,
А в море высокая ходит волна,
Нас с Айболитом проглотит она.
– Какие животные обитают в морях?
(Акулы, рыбы, и т.д.)
Работа в тетради на печатной основе.
– Ребята, чтобы перебраться на другой берег, нужно выполнить задание в тетради на печатной основе.
– Откройте тетради на стр.26(задача с комментированием про белочку).
– Разбор задачи:
– Что известно в задаче? Назовите условие.
(У белочки было 5 орешков, а стало на 3 больше.)
Что нужно найти? Назовите вопрос.
(Сколько орешков стало.)
– Как вы думаете, каким действием будем решать задачу?
(Сложением, т.к. в условии сказано “на 3 больше”. Значит 5 + 3 = 8.)
– Давайте проверим, у всех такой ответ получился или нет?
– Молодцы.
Самостоятельная работа.
Решение задачи с использованием математических корабликов. С.26 (про цветы)
(1 ученик у доски.)
Ф/м
…Качаясь на волне,
Плывем на спине.
Все как один,
Плывем, как дельфин.
– Вот мы уже на другом берегу.
– Продолжим двигаться дальше.
(Рис. 7),И горы встают на пути
И мы по горам начинаем ползти,
А горы все выше,
А горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
– Как же нам перебраться через горы?
– Кто может нам помочь?
(Птицы.)
– А каких птиц вы знаете?
(Сокол, беркут, сова, и т.д.)
Ф/м
Совушка – сова, большая голова.
На суку сидит, головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
– Сможем ли мы преодолеть это препятствие?
– Тогда нужно самостоятельно выполнить задание в тетрадях.
Найти значения выражений на с.26.
– Давайте проверим, у всех такие ответы получились или нет?
Работа в рабочих тетрадях (по вариантам.)
Составление задач с наглядностью.
– Ребята, на наборном полотне 7 тигрят (Рис. 8)
1 вариант составляет задачу, которая решается действием сложения.
(По одной дорожке шли 4 тигренка, а по другой – 3. Сколько всего тигрят шли по двум дорожкам.)
– Что известно в задаче?
– Что нужно найти?
– Каким решим и почему?
– Молодцы!!!
2 вариант составляет задачу, которая решается действием вычитания.
(Шли по двум дорожкам 7 тигрят. По одной – 4 тигренка. Сколько тигрят шло по второй дорожке.)
– Что известно в задаче?
– Что нужно найти? Каким действием решается задача?
(– Запишите решение задач в тетрадях.)
Вот, ребята, мы уже в Африке. Доктор Айболит лечит больных детей, а благодарные звери хотят угостить вас фруктами.
Итог урока.
– Вспомните, что мы делали на уроке?
(Путешествовали с доктором Айболитом, составляли и решали задачи на () +3, -3. Находили значения выражений.)