Очень часто наши представления о возможностях детского организма не соответствуют реальным обстоятельствам. Иногда мы недооцениваем детей, занижая им перспективу развития, а порой наоборот, форсируем процессы, проходящие в жизни маленького ребенка. Чтобы процесс становления личности ребенка протекал планомерно и результативно, нужно знать и возрастные особенности возраста (и психические и физиологические) и некоторые педагогические аспекты.
Ранний возраст – это время наиболее активного развития клеток головного мозга. Поэтому все, что окружает ребенка в этот период, закладывает хорошие предпосылки для развития личности. Психологи, физиологи, педагоги единодушно высказывают мнение о необходимости раннего творческого развития ребенка, вовлечение его в художественную, музыкальную деятельность. И здесь возникает вопрос: что есть для малого ребенка эта деятельность? Поищем ответ.
Многие родители, в погоне за модой, забывая о физиологических особенностях детского организма, “приобщают” ребенка к высокому искусству, отправляясь с ним на концерты, выставки, массовые гуляния. В лучшем случае – ребенок уснет на таком мероприятии, в худшем – он устанет, закапризничает, и пользы от такого художественного воздействия ни ребенку, ни его родителям не будет. Так что этот способ художественного воздействия никаким образом не подходит для маленького ребенка. Существует еще один путь – пассивное воздействие. Ребенка окружают предметы художественного мастерства, звучит музыка. Все хорошо, но только этого мало. В этом случае ребенок и окружающая его среда существуют как бы сами по себе. Лучший для ребенка способ развития – когда ребенок находится в деятельности: сам лепит, сам рисует, сам поет, танцует, играет. И не важно, сколько ребенку лет при этом.
Ребенок пренатального возраста. Физиологами очень хорошо изучен этот возраст, и они выделяют его как самостоятельный период жизни ребенка. Современная педагогика все чаще обращается к пренатальному возрасту и уже существуют методики развития детей в этот период. В 1983 году был разработан метод пренатального оздоровление детей, с использованием музыки – СОНАТАЛ (от латинского sonus – звук, natal – рожденный; автор – М.Л.Лазарев. Основным фактором воздействия является голос (пение) беременной женщины, который сопровождается специально разработанными тактильными и двигательными упражнениями. Под влиянием вокально-речевых, дыхательных и двигательных упражнений матери у плода возникают ранние эмоциональные реакции, формируются первичные рефлекторные связи между звуками музыки, звуками речи, эмоциями, дыханием и движением.
Ребенок с рождения до полугода. Самой важной потребностью для детей этого возраста является прикосновение, тактильный контакт близкого человека. В этом возрасте можно организовать активное музыкальное развитие следующим образом: под музыкальное сопровождение, а еще лучше – под собственное пение выполнять ребенку массаж. Характер музыки (пения) должен соответствовать движениям, интенсивности и характеру воздействия. Главное условие – ребенку должно нравиться, ведь это первые эмоциональные переживания ребенка, и они должны быть положительными.
Ребенок от шести месяцев до полутора лет. Дети этого возраста проявляют особый интерес к тому, что и как делают взрослые. Поэтому музыкальные занятия должны проходить при непосредственном участии родителей и в совместной деятельности. Можно взять ребенка на руки и потанцевать с ним, поиграть его ножками, ручками, спеть потешку, покатать на плечах, покачать на коленях. Существуют множество детских потешек, пестушек, прибауток, нацеленных на взаимодействие взрослого и ребенка.
Ребенок от полутора до трех лет овладевает основными видами музыкальной деятельности. Ребенка нужно постепенно вводить в самостоятельную работу, так, чтобы он перестал нуждаться в помощи взрослого, получал от музыкальных занятий радость, эмоциональное удовольствие.
Время для занятий с детьми должно быть специально выделено в распорядке дня. Будет лучше, если это утренние часы, когда ребенок весел, активен. Не надо забывать о физическом состоянии: ребенок должен быть здоров, не быть сонным или голодным. Самое оптимальное время для занятий – с 10 до 12 часов.
Если ребенок посещает группу развития, то количество детей не должно превышать 10 человек. И, конечно же, нужно стараться, чтобы состав детей от занятия к занятию был постоянным. Для каждого ребенка – это вхождение в коллектив, и каждый адаптируется по – разному. Кто-то из детей сразу привыкает, для кого-то чужие люди являются барьером. Поэтому здесь очень важно почувствовать каждого ребенка и сделать все возможное, чтобы на занятиях дети чувствовали себя комфортно, открыто, с радостью постигали все новое.
При работе с детьми любого возраста нужно учитывать продолжительность занятий. Обычно для детей до 1,5 лет – это 10 минут, до 2,5–3 лет – 15 минут, для детей 4 лет – 20 минут, и каждый год прибавляет к занятиям по 5 минут. Если с детьми на занятиях присутствуют родители, то время может быть увеличено. На занятиях детей не нужно излишне эмоционально перегружать. Лучшее время закончить занятие – когда ребенок не потерял еще к нему интерес.
Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста включают в себя следующие виды деятельности: музыкально – ритмические движения, артикуляционная гимнастика, пальчиковые и жестовые игры, пение и звукоподражание, голосовые игры, музыкальные игры, сюжетные танцы, хороводы, игра на детских музыкальных инструментах, ритмические игры, игры с предметами. Целью музыкальных занятий является раннее вовлечение детей в музыкальную деятельность, формирование навыков пения, развитие ритмического чувства, знакомство с различными способами игры на инструментах, обогащение эмоциональной сферы, знакомство с детским репертуаром, классикой, народным творчеством.
Музыкально-пластические движения – это изображение повадок и движений знакомых животных под музыкальное сопровождение. У детей закрепляются связи между выразительными музыкальными средствами и пластическим выражением. Начинать следует с противоположных характеристик, постепенно увеличивая количество и разнообразие характеров.
Артикуляционная гимнастика применяется для активизации мышц артикуляционного аппарата и мимических мышц лица. Важно, чтобы к концу первого года занятий дети могли выполнять такие простые движения, как поднимать и опускать брови (хмуриться), активно работать языком, надувать щечки, цокать язычком, изображая лошадку, и т.д. Чем разнообразнее будут “гримасы”, тем активнее будут работать мышцы, и ребенку будет легче овладеть речью. Все упражнения проводятся в игровой форме, с использованием игрушек, иллюстраций. Очень важен пример взрослого и то, насколько они могут подыграть ребенку.
Пальчиковые игры обязательно сопровождаются пением педагога, родителей. Дети знакомятся с народными потешками, детским фольклором, и как показывает опыт, именно пальчиковые игры в дальнейшем наиболее часто и активно вспоминают и дети, и родители. Значение пальчиковой гимнастики в раннем возрасте трудно переоценить, поэтому этот вид деятельности обязательно нужно включать в занятия.
Голосовые игры и звукоподражание. Важно, чтобы ребенок в возрасте до 3-х–4-х лет научился пользоваться высоким и низким голосом. Именно крайние границы грудного и фальцетного режимов составляют диапазон голоса. И здесь ни в коем случае нельзя форсировать детский голос!!! Как ни странно, но в раннем возрасте ребенку необходимо слышать разнообразие голосов. То есть, чем эмоциональнее и разнообразнее будет речь взрослого, тем шире будет диапазон ребенка. Как не вспомнить здесь детские сказки! И, конечно же, каждый персонаж сказки должен говорить “своим” голосом. Работа над формированием детского диапазона – это в своем роде домашнее задание для родителей. В формате коллективных занятий дети обычно изображают голосом собачку, кошечку, и т.д. Хочется заметить, что друг от друга они очень быстро учатся, и это качество нужно широко использовать (поощрять различные проявления детей звукоподражаний и импровизаций).
Голосовые игры. Этот вид деятельности занимает особое место в методике В. Емельянова “Фонопедический метод развития голоса” и описывается как “Сигналы доречевой коммуникации”. Именно в раннем детстве, когда у детей еще не развита речь, они пользуется различными речевыми сигналами: вибрация губ, писк, штро-бас, использование свисткового регистра. Это нельзя назвать ни речью, ни пением, но показывает все разнообразие голоса, широту диапазона, формирует тембр, активизирует работу всего артикуляционного аппарата. В голосовых играх в работу включается язык, твердое и мягкое небо, гортань, щеки, губы и т.д., что служит хорошей предпосылкой для раннего становления речи и формирования вокальных данных.
Пение. Этот вид музыкальной деятельности для детей раннего возраста в том виде, к какому мы привыкли – не существует. Поют дети главным образом за счет натяжения голосовых связок с помощью наружных, так называемых перстне-щитовидных мышц, вследствие чего голосок у них мал по диапазону и по силе. Поэтому для детей этого возраста более ценным будет накопление звуковых образов еще до их использования в речи или пении. Чем раньше это накопление происходит, тем лучше. Уже в ясельном возрасте дети должны слышать вокруг себя мягкие, спокойные поющие голоса. Формирование навыков пения проходит следующие этапы:
- Гуление.
- Сигналы доречевой коммуникации.
- Звукоподражание и звукоизобразительность.
- Микс речевого и певческого голоса.
- Подпевание.
- Пение.
В работе над данным видом музыкальной деятельности не надо забывать, что пение – это не только воспроизведение голосом некоторой мелодии, но и певческая установка, дыхание, артикуляция, дикция, правильное формирование звуков. Необходимо обращать внимание на то, как ребенок стоит (сидит), берет вдох, открывает рот, активно ли он воспроизводит звуки. Именно в этом возрасте формируются правильные певческие привычки и установки.
Игра на детских музыкальных инструментах. Под детскими музыкальными инструментами здесь нужно понимать различные звучащие игрушки, предметы. Есть и специальные инструменты, созданные для детских музыкальных импровизаций – инструменты Карла Орфа. При использовании инструментов на занятиях с детьми раннего возраста необходимо:
- Научить ребенка брать, правильно держать инструмент.
- Научить основным способам звукоизвлечения.
- Научить вступать и заканчивать игру вместе с музыкальным сопровождением.
- Характер звукоизвлечения (способа игры) и выбор инструментов должен соответствовать музыкальному сопровождению.
Ритмические игры направлены на развитие ритмического чувства. Проводятся как с предметами и инструментами, так и с использованием “Звучащих жестов” (хлопки, шлепки, притопы, удары кулачками).
Танцевальная деятельность. Необходимо научить ребенка выполнять простейшие танцевальные движения: притопы, выставление ноги на пятку, на носок, повороты, кружение, покачивания с ноги на ногу, движения в парах и в хороводе. Музыкальное сопровождение лучше выбирать характерное для движений, возможно с контрастными частями и куплетной формой. В танцевальной и игровой деятельности дети соподчиняют свои движения не только музыки и образу, но и учатся ориентироваться в пространстве, развивают координацию движений.
Музыкальные игры и игры с предметами. Направлены на развитие эмоциональной сферы, волевых качеств, внимательности. Как правило, проводятся в конце занятий. Игры для детей раннего возраста должны быть понятны по сюжету, знакомить с характером и поведением героев (животных, явлений природы), формировать представления об окружающем мире.
Репертуар. Особое внимание нужно уделить подбору репертуара и музыкального материала. Обязательным является использование народного и детского фольклора, образцов классической музыки. Сопровождение – лучше всего с “голоса”, или инструментальное. Дети раннего возраста очень внимательно слушают живое исполнение, поэтому при первом знакомстве с песней, потешкой лучше всего исполнять ее без сопровождения. Чем больше ребенок будет слышать живой голос, тем более прочно закрепится у него “эталон” звучания. Допускается использование записей музыкальных треков, но особое внимание необходимо обращать на качество фонограммы и динамику звучания (громкость). При работе с детьми раннего возраста нужно учитывать то, что большое количество звуков, высокая насыщенность и плотность фактуры воспринимается детьми как шум.
Таким образом, планомерная работа по развитию музыкальных способностей ребенка с использованием современных методов, накопленного опыта педагогов, и в опоре на традиционные национальные обычаи и традиции откроет перед ребенком интересный, разнообразный, увлекательный, богатый и радостный мир – Мир Музыки!