Урок русского языка в 8-м классе "Второстепенные члены предложения"

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ.

Цели:

  1. повторить, систематизировать, активизировать и проверить полученные ранее учащимися знания о второстепенных членах предложения, их видах;
  2. развивать логическое и творческое мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы; развивать познавательный интерес к предмету;
  3. воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, материалы для терминологического лото, листы с предложениями для работы в парах, рабочие тетради, учебник “ Русский язык: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. – М.: Просвещение, 2010.

Ход урока

1. Организационное начало урока.

2. Контроль домашнего задания.

А) Опрос пяти по вопросам учебника (суть данной педагогической технологии в том, что к доске вызываются пять учеников, вопросы задаются одноклассниками, сидящими на своих местах, первому, если он не отвечает, с этим же вопросом обращаются ко второму и т.д., а если отвечает сразу, то второму и последующим ребятам задается следующий вопрос).

1. Какой член предложения называется подлежащим? Какой член предложения называется сказуемым?

2. Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.

3. Какие виды сказуемых вы знаете? Как в каждом из них выражается грамматическое и лексическое значения? Приведите примеры. Какие формы имеет глагол-связка быть в настоящем, прошедшем и будущем времени?

4. Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым.

5. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

6. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?

7. Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

Б) Терминологическое лото (вопросов для Лото должно быть столько, сколько детей в классе, карточки учитель раздает до начала урока – пусть ребята ознакомятся с содержанием, первым ход делает ученик с №1, а продолжает тот, у кого на карточке находится ответ на заданный вопрос и т.д.).

Приложение 1.

Работа в парах.

На каждой парте задания для работы в парах. Выполнить неполный синтаксический разбор двух предложений.

Приложение 2.

В течение 5–7 мин. Ученики работают с предложениями, затем вкладывают карточки в тетрадь – при проверке можно будет поставить дополнительную оценку за урок; данный вид работы хорош тем, что ребята могут получить высокие оценки, т.к. работают вместе.

Работа с учебником.

№ 195 – устно.

А)

Беседа:

– Определите тип речи, к которому принадлежит текст. (рассуждение.)
– Как вы объясните членение текста на абзацы? (В каждом новом абзаце выражается новая мысль.)
– К какому стилю речи относится данный текст? (Стиль – публицистический, т.к.призывает читателя изучать историю, быть патриотом; в тексте-статье есть торжественные, эмоционально окрашенные слова, повторы.)

Б)

Словарная работа (значения слов приведены по Толковому Словарю Русского Языка http://www.vedu.ru):

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. Патриотизм русских воинов.

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом. Истинный патриот.

В)

Объясните постановку Тире в 1 и 2 предложении второго абзаца текста (тире между подлежащим и сказуемым перед словом “это”).

Г)

“Синтаксическая дуэль”.

– Выполните неполный синтаксический разбор последнего предложения (у доски работают два ученика, соревнуясь, кто быстрее и верно выполнит задание).

Задание + (для сильных уч-ся): полный разбор (дать характеристику предложению)

Тест-презентация. Приложение 3.

Подготовленная презентация позволяет рационально использовать рабочее время и обеспечивает быструю проверку правильности выполнения заданий.

Итог урока.

Домашнее задание. Упр. № 202.