Занятие по дифференциации звуков [ш]-[ж] в подготовительной группе

Разделы: Логопедия


Многие логопеды на практике сталкиваются с тем, что все больше детей нуждаются в помощи специалистов. С каждым годом речевые нарушения детей становятся сложнее и требуют от педагога работы не только по коррекции звукопроизношения, но и работы по развитию и формированию высших психических функций; по нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики; по развитию фонематических процессов; по формированию грамматического строя речи; по обогащению, расширению и уточнению активного и пассивного словаря; по развитию связной речи.

В небольших городах, как правило, логопедических групп открывается не так много, как хотелось. В связи с этим, на занятия к логопеду попадают все дети, в том числе, дети, имеющие тяжелые речевые нарушения. Поэтому логопед находится в постоянном поиске форм работы, которые позволят решить проблемы ребенка в комплексе и в наиболее короткий срок.

Лучший способ заинтересовать ребенка – это предложить ему поиграть! В игре он живет, радуется, обучается. Я думаю, наиболее оптимальной формой работы являются игровые тематические занятия, с использованием логоритмических игр. Детям очень нравится не просто выполнять задания, а кому-то помогать, кого-то учить. Включение в занятие игровых персонажей позволяет повысить мотивацию детей, их познавательную активность и личную самооценку. Незаметно для себя, ребенок учится различать звонкие и глухие звуки, соотносить речь с движениями, понимать смыслоразличительную функцию фонем, правильно произносить звуки, конструировать предложения. Выполняя различные задания, ребенок познает основные правила коммуникации, учится общению со сверстниками и взрослым.

Конспект занятия: “Приключения Даши и Жени”.

(Подгрупповое занятие в подготовительной группе по дифференциации звуков Ш и Ж, с использованием логоритмических игр.)

Задачи:

  • Расширять активный и пассивный словарь детей.
  • Развивать фонематические процессы (слух, внимание, навыки звукового анализа).
  • Формировать умение дифференцировать звуки Ш, Ж по акустическим признакам.
  • Познакомить детей со смыслоразличительной функцией фонемы.
  • Формировать умения преобразовывать слова, составлять предложения из опорных слов, делить слова на слоги, умение подбирать слова – рифмы.
  • Развивать моторику, чувство ритма, умения соотносить речь с движениями.
  • Формировать умение работать в паре, в группе, умение оценивать свою деятельность.

Оборудование: схема артикуляции звуков, картинка – дядюшка Ау, игрушки – кукла девочка, кукла мальчик, собака, кошка, ежик, пчела (объемная бумажная игрушка на палочке), цветы синего, красного и фиолетового цветов. На каждого ребенка – набор звуковых фишек, кроссворд со словами на звук Ш и Ж, жуки – магниты.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Добрый день, ребята! Как вы думаете, какое животное умеет шипеть? – Змея. Пошипите, как змеи. А кто умеет жужжать? – Жук, пчела, шмель. Пожужжите, как жуки. Теперь, давайте, поиграем: если я говорю “Жуки!” – вы бегите вокруг стола и жужжите; если говорю “Змеи!”,– вы приседаете за стульями и шипите. Теперь вспомните любое слово со звуком Ш или звуком Ж. Кто вспомнил слово, тот садится на стул. Молодцы, все справились!

2. Объявление темы.

– Ребята, вы уже догадались, с какими звуками мы сегодня будем работать? Правильно, со звуками Ш и Ж .

3. Сравнение артикуляции звуков.

– Расскажите, как получается звук Ш (дети, опираясь на схему, рассказывают – при звуке Ш губы округляются, зубы немного приоткрыты, язычок “чашечкой”, кончик широкого языка смотрит вверх, воздух выходит теплый, голос не работает). Кто хочет рассказать, как мы произносим звук Ж? Вы уже догадались, чем отличаются эти звуки? Именно тем, что при звуке Ш – голос молчит, а при звуке Ж – работает. Звук Ш – глухой согласный, а звук Ж – звонкий согласный.

4. Автоматизация звука в фразах.

– Сегодня на занятие к нам пришли Женя и Даша. Как вы думаете, кто из них Женя, а кто Даша? Они потеряли кота Пушка и пса Джека. Они очень просят нас найти Пушка и Джека. Идемте вместе с ними по тропинке (проводится логоритмическая игра “Я по камешкам пошел…”)

Я по камешкам пошел (дети шагают на месте),
И лягушку там нашел (дети хлопают в ладоши),
Я по полюшку пошел (дети шагают на месте),
И букашку там нашел (дети хлопают в ладоши).

Какие слова со звуком Ш, вы услышали? Дети вспоминают слова из стихотворения.

5. Различение звуков в слогах, словах.

– Пришли Даша и Женя на поле и увидели там пчелу (объемная бумажная игрушка на палочке), спросили ее про Пушка и Джека, а пчела и не смотрит на них, только жужжит. Возьмите пчелу и повторите, как она жужжит: жа-жа-ша, шу-жу-жу, жа-ша-жа, шо-шо-жо, ши-жи-ши (если дети не справляются с заданием, то предложить подсказку жестами – на звук Ж – ладошку поднимаем вверх – это звонкий звук, на звук Ш – ладошку вниз – это глухой звук).

Пчела очень сердится, что ей мешают работать и дает задание: собрать все слова со звуком Ж.

Дети маршируют по кругу под счет 1,…4, логопед называет слово – машина (гаражи, ежи, мышь, жуки, шуба, ошибка, жало). Как только дети услышали слово, они останавливаются и на звук Ш – приседают, на звук Ж – делают вращательные движения руками перед собой.

Логопед: какие слова были со звуком Ж? Мы справились с заданием и, поэтому пчела подсказывает нам, что Пушка и Джека видели ежи.

6. Локальный самомассаж биологически активных зон лица.

ЖИ-ЖИ-ЖИ – в лесу живут ежи, (дети гладят лоб от центра к вискам)
ЖАМ-ЖАМ-ЖАМ – подойдем к ежам, (дети гладят крылья носа сверху вниз)
ЖЕЙ-ЖЕЙ-ЖЕЙ – не обижай ежей (дети гладят щеки от центра к вискам)

Закончив массаж, логопед спрашивает детей куда и зачем мы идем, кто нам может помочь. Выслушав ответы детей, выставляет игрушку – ежика.

7. Звуковой анализ слова.

– Ребята, посмотрите, какой грустный вид у ежика. Мама – ежиха дала ему задание: разобрать слова по звукам, а ежик забыл, как это делать. Помогите ему разобрать слово “машет”.

Дети выкладывают фишками звуковую схему слова. При звуковом разборе каждый ребенок дает характеристику одного из звуков.

– Даша и Женя предлагают вам составить с этим словом предложение, а они выберут самое лучшее.

Логопед выбирает лучшее предложение, составляет вместе с детьми схему предложения и просит заменить в слове “машет” звук Ш на звук Ж. На этом примере объясняет, что из-за одного звука меняется смысл всего предложения.

– Ребята, как вы думаете, помогли мы ежику или нет? Да, поэтому ежик говорит, что Пушок и Джек побежали на опушку к дядюшке Ау. Пока идем, Даша и Женя предлагают поиграть в игру “Мы с картинками играем”

8. Логоритмическая игра.

Мы с картинками играем (дети выполняют ритмичные приседания),
По слогам их называем (дети отбивают ритм правой ногой),
Покажи свои ладошки (дети показывают руки то лицевой, то тыльной стороной рук),Ъ
Их похлопаю немножко (дети выполняют ритмичные хлопки).

Дети встают парами, лицом друг к другу. Один ребенок произносит слово по слогам (петушок, ножи, душ, машина, медвежата) и на каждый слог легко задевает по рукам другого. Другой ребенок в паре старается сосчитать, сколько слогов в слове. Потом дети меняются ролями.

9. Составление и исправление предложений.

Пока мы играли, не заметили, как дошли до опушки. Вот и дядюшка Ау. Он специально путает слова, чтобы никто не догадался, о чем он говорит. Послушайте, что он сказал:

  • Катушка, нитки, Женя, купить.
  • Мыши, ежи, ловить.
  • Пятый этаж живет на Наташе.
  • Поляна гуляет на Джеке и Пушке.

– Молодцы, вы помогли Даше и Жене найти Пушка и Джека. Даша предлагает вам поиграть еще в одну игру, называется она “Подскажи словечко”

На свете ежик … жил, он маме шубу … шил.
Ежонка было …жаль, весь день вязал он … шаль.
Был у ежонка … жар, ему подарят … шар.

10. Домашнее задание.

Женя приготовил для вас кроссворд, который вы разгадаете дома. Это будет ваше домашнее задание.

11. Рефлексия. Итог.

– Если сегодня на занятии вам было трудно, посадите своего жука на синий цветок, если легко – на красный, если вам иногда было трудно – на фиолетовый.

– С какими звуками мы сегодня работали? Дайте характеристику звуку Ш. Дайте характеристику звуку Ж. Напомните, чем отличаются эти звуки. Я очень рада тому, что вы справились почти со всеми заданиями, смогли правильно подобрать слова со звуками Ш и Ж. Молодцы!

Литература:

  1. Комарова Л.А. “Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях”. – М., 2009.
  2. Пожиленко Е.А. “Волшебный мир звуков и слов”. – М., 2001.
  3. Смирнова Л.Н. “Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи”. – М., 2003.
  4. Смирнова Л.Н. “Логопедия. Играем со звуками”. – М., 2005.